Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей Леневой Ю.А., Оганесян Л.С.,
при секретаре Кребель В.А.,
рассмотрела в судебном заседании
30 августа 2017 года
дело по апелляционной жалобе Кудайбергеновой Б.Х. на решение Кировского районного суда " ... " от " ... " по гражданскому делу по иску Кудайбергеновой Бибигуль Хамитовны к Администрации " ... " о признании объекта капитального строительства индивидуальным жилым домом.
Заслушав доклад судьи областного суда Леневой Ю.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Кудайбергенова Б.Х. обратилась в суд с иском о признании объекта капитального строительства индивидуальным жилым домом, мотивируя требования тем, что на основании договора купли-продажи от " ... " и декларации об объекте от " ... " является собственником садового домика и земельного участка N " ... " площадью " ... " кв. м., расположенного в СНТ "" ... "" в Кировском административном округе " ... ". В настоящее время дом состоит из двух этажей и имеет общую площадь " ... " кв.м., " ... " кв. м. - жилая площадь, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и строительным нормам применительно к индивидуальным жилым домам, обеспечен помещениями для нормальной жизнедеятельности, электроснабжением, водоснабжением от сетей СНТ, теплоснабжение осуществляется от котла на твердом топливе, оборудована выгребная яма.
Поскольку во внесудебном порядке изменение статуса объекта как "дом" на "индивидуальный жилой дом" невозможно по причине отсутствия соответствующих полномочий у Администрации КАО г. Омска, просит признать объект капитального строительства - дом, назначение жилое, общей площадью " ... " кв.м. с кадастровым номером " ... ", расположенный по адресу: г. Омск, КАО, СНТ "" ... "", участок N " ... ", индивидуальным жилым домом.
В заседании суда первой инстанции истица Кудайбергенова Б.Х. и ее представитель Мухорина О.С. полностью поддержали заявленные требования.
Представители ответчика Администрации " ... " и третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, СНТ "" ... "" о месте и времени слушания дела были извещены надлежащим образом, в суд не явились.
" ... " года судом первой инстанции постановленорешение, которым Кудайбергеновой Бибигуль Хамитовне в иске к Администрации " ... " о признании объекта капитального строительства индивидуальным жилым домом отказано.
В апелляционной жалобе Кудайбергенова Б.Х. просит отменить принятое по делу решение, принять новое решение, удовлетворив исковые требования в полном объеме. В обоснование жалобы ее подателем указывается, что принятым решением нарушаются ее права и законные интересы. Полагает, что доказательств, свидетельствующих о том, что размещение жилого дома на земельном участке в границах СНТ не отвечает нормам действующего законодательства, не предоставлено, а отсутствие разрешения на строительство и проектной документации не может послужить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от " ... "Кудайбергенова Б.Х. с " ... " является собственником жилого дома общей площадью " ... " кв.м., этажность " ... ", расположенного по адресу: г. Омск, КАО, СНТ "Яблонька", участок N " ... ", " ... " зарегистрировано право собственности истца на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов - садоводство, площадью " ... " кв.м., местоположение: г. Омск, КАО, СНТ "" ... "", N " ... ", кадастровый N " ... ".
Обращаясь в суд с исковыми требованиями, Кудайбергенова Б.Х. ссылается на то, что в настоящее время дом состоит из двух этажей и имеет общую площадь " ... " кв.м., в том числе жилую - " ... " кв.м., в силу отсутствия на то соответствующих полномочий у Администрации КАО г. Омска, просила изменить статус объекта на "индивидуальный жилой дом".
Разрешая спор, суд первой инстанции посчитал, что объект является самовольной постройкой, поскольку право собственности на него за истцом не признано, документов, подтверждающих получение необходимых разрешений на его возведение, не имеется. Помимо этого, указал на то, что размещение индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном в границах СНТ, противоречит санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, противопожарным нормам, а также техническим регламентам безопасности зданий и сооружений, ссылаясь также на отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов истца при том, что последняя совместно с членами семьи зарегистрирована по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом участке, отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия полагает, что указанные выводы противоречат нормам материального права, а также с достоверностью не подтверждаются материалами дела.
Согласно части 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены случаи, когда не требуется выдача разрешения на строительство, в том числе при строительстве на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
В соответствии с положениями абзаца четвертого статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 19 Закона N 66-ФЗ член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке.
Сводом правил "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" СП 53.13330.2011, утвержденным приказом Минрегиона России от 30 декабря 2010 г. N 849, определено, что на садовом, дачном участке могут возводиться жилое строение или жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения (пункт 6.4). При этом в приложении Б "Термины и определения" к указанному Своду правил, жилое строение определено как здание, возводимое на садовом, дачном земельном участке для временного проживания без права регистрации, жилой дом - здание, возводимое на дачном земельном участке для временного или постоянного проживания с правом регистрации.
Частями 1 - 3, 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.В состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Помимо предусмотренных названной статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
При этом в соответствии с абзацами вторым, третьим пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территории видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540.
Согласно градостроительному плану земельного участка N 214 в СНТ "" ... "", подготовленному " ... " и.о. директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, главным архитектором г. Омска, местоположение земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью " ... " га соответствует участку допустимого размещения объекта территориальной зоны жилой застройки высокой этажности (Ж4-82), в перечне видов разрешенного использования которого поименованы индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более 3 этажей) при наличии правоустанавливающего документа на объект капитального строительства и (или) на земельный участок, предназначенный для строительства индивидуального жилого дома. Предельное количество этажей зоны Ж4-82 в соответствии с градостроительным регламентом не установлено.
Земельный участок находится в составе земельного участка, являющегося территорией СНТ "Яблонька". На земельном участке расположен жилой дом кадастровый N " ... ".
При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 35, п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, Свода правил "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" СП 53.13330.2011, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания квалифицировать объект капительного строительства, возведенный на земельном участке N " ... " в СНТ "" ... "", как самовольную постройку, а также для выводов о нарушении санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, противопожарных норм, технических регламентов безопасности зданий и сооружений размещением индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном в границах СНТ, поскольку достоверные и достаточные доказательства тому в материалах дела отсутствуют, суждения основаны лишь на письме департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска на обращение истца, из которого факт обследования объекта специалистом не усматривается.
Вместе с тем, поскольку правильное по существу решение об отказе в удовлетворении исковых требований не может быть отменено (изменено) по одним лишь формальным соображениям (ч. 6 ст. 330 ГПК РФ), условий для апелляционного вмешательства коллегия не находит в силу следующего.
Из пунктов 1 и 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что к объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи. В отношении проектной документации таких объектов капитального строительства не проводится экспертиза проектной документации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, объект капитального строительства общей площадью " ... " кв.м., расположенный на земельном участке N " ... " в СНТ "" ... "", право собственности на который зарегистрировано за Кудайбергеновой Б.Х." ... ", поставлен на кадастровый учет и зарегистрирован в ЕГРН как жилой дом.
Заявляя требования об изменении статуса "жилой дом" на "индивидуальный жилой дом" истец, вместе с тем, не представила доказательств различий в правовом режиме объектов с соответствующими статусами, наличия какого-либо спора относительно названного объекта, требующего разрешения в судебном порядке, нарушения ее прав и законных интересов как собственника действиями (бездействием) Администрации г. Омска.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Новые объекты недвижимости при осуществлении реконструкции существующих объектов недвижимости не создаются.
Как установлено п. 6 ч. 5, ст. 14 Закона РФ от " ... " N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав, в том числе, в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости регламентирован приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, согласно п. 7 Приложения N 1 к которому в отношении каждого объекта недвижимого имущества в ЕГРН открывается раздел, состоящий из записей, содержащих: сведения о характеристиках объекта недвижимости, в том числе позволяющих определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи; сведения о праве собственности и иных вещных правах на этот объект недвижимого имущества, в том числе сведения о его правообладателе.
При внесении изменений и иных дополнительных сведений в записи кадастра недвижимости и реестра прав на недвижимость в данных об изменениях (дополнениях) указываются: кадастровый номер объекта недвижимого имущества либо номер регистрации права, ограничения права, обременения объекта недвижимости, в запись о котором вносятся изменения (дополнения); изменяемая и измененная характеристика объекта недвижимости или изменяемое и измененное содержание записи о зарегистрированных праве, ограничении права или обременении объекта недвижимости, сделке (п. 15 Приложения N 1 к Приказу от 16.12.2015 N 943).
Доказательств обращения в орган, осуществляющий внесение сведений в ЕГРН об изменении характеристик объекта недвижимости, если таковые имели место, материалы дела не содержат. С учетом изложенного, основания для удовлетворения исковых требований Кудайбергеновой Б.Х. у суда первой инстанции отсутствовали.
Фактически доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве оснований для отмены постановленного по делу решения. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Омска от 04 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.