Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Усовой Е.И., Шукеновой М.А.,
при секретаре Матюхиной К.В.
рассмотрела в судебном заседании 13 сентября 2017 года дело по апелляционной жалобе Гончаровой Н.И. на решение Центрального районного суда г. Омска от 11 июля 2017 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Гончаровой Н.И. к администрации Центрального округа г. Омска об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности, отказано.
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия
установила:
" ... " года администрацией Центрального административного округа г. Омска (далее администрация Центрального АО г. Омска) было принято решение об отказе Гончаровой Н.И. в выдаче разрешения на строительство в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером N " ... ".
В административном иске Гончаровой Н.И. указывалось, что согласно информации, размещенной на интернет-ресурсе "Публичная кадастровая карта", видом разрешенного использования указанного земельного участка является "для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки". Кроме того, согласно распоряжению департамента имущественных отношений администрации г. Омска от " ... " года N " ... " "Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено по ул" ... "", которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования - для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
На основании изложенного Гончарова Н.И. обратилась в суд к администрации Центрального АО г. Омска с административным иском о признании решения об отказе в выдаче разрешения на строительства объекта индивидуального жилищного строительства незаконным, его отмене, поскольку оно противоречит распоряжению департамента имущественных отношений администрации г. Омска от " ... " года N " ... ". Просила также возложить на администрацию Центрального АО г. Омска обязанность выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
Решением Центрального районного суда г. Омска от " ... " года заявленные требования Гончаровой Н.И. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Гончарова Н.И. просит решение суда отменить, принять новое. Поддерживает доводы, изложенные ранее. Также полагает, что в рассматриваемой ситуации был нарушен порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, регламентируемый нормами гражданского, земельного и градостроительного законодательства.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем администрации Центрального АО г. Омска " ... " принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав Гончарову Н.И., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Гончарова Н.И. на основании договора купли-продажи от " ... " года, заключенного с департаментом имущественных отношений администрации г. Омска, является собственником земельного участка с кадастровым номером N " ... " площадью " ... " кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для размещения домов индивидуально жилой застройки, местоположением " ... ". Право собственности за Гончаровой Н.И. зарегистрировано " ... " года (л.д. " ... ").
" ... " года Гончарова Н.И. обратилась в администрацию ЦАО г. Омска о выдаче разрешения на строительство одноэтажного жилого дома на вышеуказанном земельном участке (л.д. " ... ").
К заявлению был приложен градостроительный план земельного участка, утвержденный распоряжением департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска от " ... " года (л.д. " ... ").
В пункте 2.1. градостроительного плана земельного участка содержится информация о его принадлежности к территориальным зонам: зона городского наземного транспорта (" ... ") и зона спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (" ... ") согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утв. решением Омского городского Совета от " ... " года N " ... ", где строительство индивидуальных жилых домов разрешенным видом использования не является.
На основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 и частью 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Администрацией ЦАО г. Омска уведомлением от " ... " года Гончаровой Н.И. отказано в выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по мотиву несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, поскольку он расположен в территориальных зонах: зона городского наземного транспорта (" ... ") и зона спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (" ... "), где разрешенными видами использования размещение индивидуальных жилых домов не является (л.д. " ... ").
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 1).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По смыслу указанных норм, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35-40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, земельный участок, где Гончаровой Н.И. планируется строительство индивидуального жилого дома, расположен зонах городского наземного транспорта (" ... ") и спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (" ... ").
Виды разрешенного использования и правила застройки указанных зон, изложены в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утв. решением Омского городского Совета от " ... " года N " ... ".
В соответствии со статьей 49 Правил зона городского наземного транспорта (" ... ") включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта (автомобилей, трамваев, троллейбусов) и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов.
Разрешенным видом использования размещение индивидуальных жилых домов на земельных участках, отнесенных к территориальной зоне " ... ", не является.
Основными видами разрешенного использования земельных участков в зоне спортивных и спортивно-зрелищных сооружений являются - спортивно-зрелищные сооружения открытого типа с трибунами, крытые спортивно-зрелищные сооружения с трибунами (стадионы, ледовые арены, теннисные корты) и т.п.
Размещение индивидуальных жилых домов с прилегающими земельными участками (не более 3 этажей) при наличии правоустанавливающего документа на объект капитального строительства и (или) земельный участок, предназначенный для строительства индивидуального жилого дома, относится к условно-разрешенному виду использования.
Согласно части 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 названного Кодекса.
Указанной нормой определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства - проведение публичных слушаний; определение состава их участников, срок проведения и порядок информирования о публичных слушаниях; опубликование, оформление и учет результатов публичных слушаний.
Вместе с тем, Гончаровой Н.И. разрешение на условный вид использования земельного участка не получено.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требований Гончаровой Н.И. о признании незаконным отказа администрации ЦАО г. Омска в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
То обстоятельство, что при утверждении схемы расположения земельного участка, а в последующем в договоре купле-продажи, регистрации права собственности указано на отнесение земельного участка к землям населенных пунктов - для размещения домов индивидуально жилой застройки, во всяком случае не предопределяет право Гончаровой Н.И. на строительство нового дома вопреки правилам градостроительного зонирования. В рассматриваемой ситуации подлежат применению положения Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что был нарушен порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, регламентируемый нормами гражданского, земельного и градостроительного законодательства как не имеющие отношения к предмету рассматриваемого спора, учтены быть не могут.
Применительно к изложенному судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены законного решения суда.
Руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 11 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.