Определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 29 августа 2017 г. по делу N 33а-293/2017
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - Войтко С.Н., судей Иванова В.В., Дубова Ю.А.,
при секретаре Пучковой Н.Е.,
с участием представителя административного истца Нечаенко В.И. и представителя административного ответчика Боброва А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному иску военнослужащей войсковой части ... Усовой Лилии Викторовны об оспаривании решения жилищной комиссии и командира названной воинской части от 18 апреля 2017 года,
по апелляционной жалобе административного истца Усовой Л.В. на решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 31 мая 2017 года, которым ей отказано в удовлетворении административного иска.
Заслушав доклад судьи Дубова Ю.А., объяснения представителя административного истца в поддержку доводов апелляционной жалобы и представителя административного ответчика возражавшего против ее удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Решением жилищной комиссии войсковой части ... Усова 7 мая 2010 года включена в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, а решением того же коллегиального органа от 24 февраля 2011 года ей распределена квартира N ... , общей площадью 38, 1 кв. метров, расположенная по адресу: "Адрес", которая в феврале 2012 года передана Усовой и членам ее семьи на основании договора социального найма жилого помещения.
18 апреля 2017 года жилищная комиссия отменила ранее принятые решения в части постановки Усовой на жилищный учет и предоставления жилого помещения, а также сняла ее с жилищного учета и предложила добровольно расторгнуть договор социального найма и сняться с регистрационного учета.
Полагая, что данное решение жилищного органа, в тот же день утвержденное командиром войсковой части ... , нарушает ее права, Усова обратилась в Барнаульский гарнизонный военный суд с административным иском, в котором просила признать незаконным отмену ранее принятых решений о постановке на жилищный учет и предоставлении жилого помещения, а также предложение сняться с регистрационного учета по адресу нахождения предоставленного жилого помещения и расторгнуть договор социального найма. Также она просила обязать жилищно-бытовую комиссию названное решение, изложенное в п.п. 1,2 и 4 протокола N ... заседания жилищной комиссии отменить, а командира войсковой части ... - утвердить соответствующий протокол.
В ходе рассмотрения дела по существу, Усова отказалась от оспаривания части решения жилищного органа, связанной с предложением сняться с регистрационного учета и расторгнуть договора социального найма, изложенного в п. 4 протокола, в связи с чем производство по указанному требованию судом прекращено.
Рассмотрев оставшиеся заявленные требования Барнаульский гарнизонный военный суд в их удовлетворении отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением гарнизонного военного суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, считает его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, без достаточного рассмотрения фактов, имеющих значение для дела, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым п.п. 1 и 2 протокола заседания жилищной комиссии от 18 апреля 2017 года и действия командира войсковой части ... , связанные с его утверждением, признать незаконными и обязать коллегиальный орган свое решение в указанной части отменить, а командира войсковой части ... - утвердить соответствующий протокол.
В обоснование своей позиции, ссылаясь на обстоятельства дела, Конституцию Российской Федерации и отдельные положения федерального законодательства, Усова утверждает, что она просила жилищную комиссию признать ее нуждающейся в жилом помещении с составом семьи 3 человека, то есть без учета ее супруга, что подтверждается пунктом 17 ее рапорта от 7 мая 2010 года и представила все необходимые документы только на указанных лиц. Однако жилищная комиссия, не учла данное волеизъявление и приняла ее на жилищный учет совместно с ее супругом.
При этом она обращает внимание, что уровень обеспеченности ее жильем с составом семьи всего 3 человека, учитывая принадлежащую ей на праве общей долевой собственности 1/2 долю жилого дома, общей площадью 66,3 кв. метра, составляет на каждого члена семьи 11,03 кв. метра, то есть менее учетной нормы, установленной в г. Р ... Следовательно, она обладала правом на улучшение жилищных условий с постановкой на соответствующий учет и в дальнейшем на получение жилого помещения по договору социального найма.
Кроме того, Усова полагает, что, отказывая ей в удовлетворении заявленных требований, суд не выяснил вопросов, касающихся состава ее семьи, ее обеспеченности от государства жильем, обладают ли они правом пользования жилой площадью супруга, не учел их и не определилв качестве юридически значимых для правильного разрешения спора обстоятельств. Более того, суд оставил без внимания то, что ее рапорт остался без рассмотрения по существу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища. Заложенный в приведенном основном законе принцип гарантирует защиту граждан от произвольного, то есть внесудебного лишения жилья.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан (в частности военнослужащим, проходящим военную службу по контракту), признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В соответствии с названным порядком, установленным гл. 7 ЖК РФ решения о принятии на жилищный учет, о предоставлении жилого помещения, а также о снятии с названного учета принимается органом, осуществляющим принятие на учет, при наличии соответствующих оснований, закрепленных ст. 51, 56 и 57 ЖК РФ и только в виде решений, предусмотренными указанными нормами, а не путем отмены ранее принятых решений.
Судом первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства, правильно установил, что Усова и члены ее семьи (всего четыре человека), в связи с поданным ей в жилищную комиссию рапортом и приложенных к нему документов, решением названного жилищного органа от 7 мая 2010 года (п. 4. 3 протокола заседания N ... ) в соответствии со ст. 51 ЖК РФ признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, а решением того же коллегиального органа от 24 февраля 2011 года (абз. 10 п. 3. 1 протокола заседания N ... ) в соответствии со ст. 57 ЖК РФ ей и трем членам ее семьи предоставлена квартира N ... , расположенная по адресу: "Адрес", в которое Усова и члены ее семьи вселены на основании договора социального найма жилого помещения от 28 февраля 2012 года.
Кроме того, суд обоснованно установил, что 18 апреля 2017 года упомянутый жилищный орган, выявив факт предоставления Усовой в жилищный орган документов, содержащих недостоверные сведения, послуживших основанием для принятия на жилищный учет и для предоставления жилого помещения, приняла решение об отмене ранее вынесенных решений (п.п. 1 и 2 прот. заседания N ... ).
Однако, оценивая оспоренное административным истцом решение жилищного органа в указанной части, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что жилищный орган действовал в соответствии с требованиями закона и прав административного истца не нарушил, поскольку в судебном заседании установлен факт необоснованного принятия Усовой в мае 2010 года на жилищный учет. При этом суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно п. 3 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России (утв. приказом МВД России N 75 от 12 февраля 2010 г.) следует, что вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих внутренних войск МВД России жилыми помещениями, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ).
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований для снятия их с учета.
Указанные статьи ЖК РФ регламентируют процедуру снятия этого гражданина с такого учета при наличии определенных оснований и не предусматривают возможности отмены ранее принятого решения о постановке гражданина на жилищный учет.
Следовательно, действия жилищного органа по отмене решения о признании Усовой нуждающейся в улучшении жилищных условий, вопреки выводу гарнизонного военного суда, не могут быть признаны законными, ввиду их противоречия указанным нормам ЖК РФ.
Также нельзя признать соответствующими закону и действия жилищной комиссии, связанные с отменой ее предыдущего решения о распределении Усовой жилого помещения исходя из следующего.
Согласно ч. 3 ст. 4 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ и другими федеральными законами.
При этом ЖК РФ не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
Данная позиция разъяснена Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применения Жилищного кодекса Российской Федерации", а именно в пункте 23 постановления. В соответствии с изложенной в названном пункте правовой позиции, жилищный орган не правомочен самостоятельно отменить ранее принятое решение о распределении Усовой жилого помещения. Это решение могло быть оспорено заинтересованными лицами и иными государственными органами в судебном порядке одновременно с требованием о признании недействительным заключенного на его основании договора социального найма и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
Указанная правовая позиция основана на вышеприведенном конституционном принципе о недопустимости произвольного лишения гражданина жилища.
Поскольку решение жилищной комиссии об отмене ее предыдущего решения о распределении Усовой жилого помещения, по сути, направлено на лишение ее жилья, то вывод суда первой инстанции о том, что такое решение не нарушает прав Усовой, противоречит приведенным нормам закона.
Допущенные судом первой инстанции нарушения, в силу п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, являются основаниями для отмены состоявшегося решения и принятия по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
При этом доводы автора апелляционной жалобы о неправильном установлении фактических обстоятельств по делу, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Руководствуясь ст.ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 31 мая 2017 года по административному иску Усовой Лилии Викторовны отменить и принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить.
Признать незаконными пункты 1 и 2 решения жилищной комиссии войсковой части ... от 18 апреля 2017 года, оформленного протоколом заседания N ... , и действия командира этой же воинской части по его утверждению.
Обязать названный коллегиальный орган отменить упомянутые пункты решения, а командира войсковой части ... - утвердить соответствующий протокол.
Председательствующий по делу С.Н. Войтко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.