Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Малининой О.Н.,
судей Дрокиной С.Г., Альчиковой Е.В.
при секретаре Михайловой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 августа 2017 года гражданское дело по иску Жуковой Маргариты Сергеевны к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о включении в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,
по апелляционной жалобе представителя Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области Маковой М.А. на решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 14 июня 2017 года.
Заслушав доклад судьи Альчиковой Е.В. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жукова М.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской
В обоснование иска она указала, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
23.06.1998 г. постановлением администрации Мордовского района Тамбовской области за N 204 за ней признано право на внеочередное получение жилья при выпуске из детского интернатного учреждения.
Она состояла в списках граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений в администрации Мордовского района и ее очередь в 2007 г. была под N 11.
В настоящее время обязанность по формированию списка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями лежит на ответчике и ее учетное дело подлежало передаче в Управление социального защиты и семейной политики Тамбовской области. Однако в 2016 г. она узнала, что она в указанном списке не состоит.
С учетом уточненных исковых требований истица просила суд обязать ответчика включить ее в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; обязать ответчика предоставить ей в соответствии с данным списком, с составом семьи 1 человек жилое помещение в соответствии с нормами действующего законодательства по договору социального найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 14 июня 2017 года исковые требования удовлетворены.
Суд обязал Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области включить Жукову Маргариту Сергеевну в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и предоставить ей жилое помещение в соответствии с очередностью, установленной данным списком.
В апелляционной жалобе Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Управление считает, что при вынесении судебного решения судом первой инстанции были допущены нарушения норм материального права, что должно повлечь за собой отмену данного судебного акта.
Федеральный закон от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относит к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан в возрасте от 18 до 23 лет. Жукова М.С., 1989 года рождения, на момент обращения в управление не относилась к категории лиц из числа детей- сирот, поскольку ей исполнилось 27 лет.
Пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющий внеочередное предоставление жилых помещений гражданам по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, признан утратившим силу.
Согласно постановлению администрации Тамбовской области от 22.05.2007 N553 "Об утверждении положения о порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" (утратило силу), граждане, претендующие на получение такой меры социальной поддержки, должны были обращаться в органы местного самоуправления по месту их выявления, с заявлением по форме, одновременно предоставляя необходимые документы. Данное положение закреплено в действующем в настоящий момент постановлении администрации Тамбовской области от 23.09.2013 N1055 " О реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение".
Признание детей-сирот нуждающимися в жилом помещении и постановка в список, носят заявительных характер. Жукова М.С. с таким заявлением и необходимым пакетом документов не обращалась в уполномоченные органы для признания ее нуждающейся в жилом помещении. Соответственно, без личного заявления Жуковой М.С. и необходимых документов, учетное дело на Жукову М.С. не могло быть сформировано. В 2007 году Жукова М.С. была совершеннолетней, могла в полной мере, самостоятельно осуществлять свои права, без участия органов опеки и попечительства.
Жуковой М.С. не представлены доказательства, подтверждающие уважительность несвоевременного обращения ее в Управление с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решение суда об обязании Управления предоставить Жуковой М.С. жилое помещение приведет к ущемлению прав других лиц, которые уже состоят в списке.
В возражении на апелляционную жалобу, Жукова М.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Она указывает, что достижение ею 27 -летнего возраста, не имеет правового значения, так как она уже была признана государством в лице органов местного самоуправления лицом, относящимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и государство в силу этого обстоятельства приняло на себя обязательство по обеспечению ее жилым помещением.
Согласно постановлению администрации Тамбовской области от 22 мая 2007 г. N 553 сформированные учетные дела граждан предоставляются органами местного самоуправления в Управление труда и социального развития области в порядке очередности, соответствии со списком граждан, указанных в п.1.2.1.Положения, претендующих на получение субсидии. Учетные дела рассматриваются Управлением труда и социального развития области, при необходимости осуществляется проверка документов учетных дел и запрашиваются дополнительные сведения. По результатам рассмотрения гражданин, претендующий на получение субсидии, ставится в единую очередь получателей субсидии. Не передача ее учетного дела создало проблему, связанную с включением Жуковой в названный список.
Суд апелляционной инстанции, исходя из положений ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав истицу Жукову М.С., ее представителя Родионова А.Б., представителя ответчика Старкову Е.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции не допущено нарушений, являющихся в силу ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 февраля 2012г. N15-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01 января 2013 года, внесены изменения в статью 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 57, 92 и другие Жилищного кодекса РФ, которые в настоящее время предусматривают обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не по договору социального найма вне очереди, а по договору найма специализированных жилых помещений, т.е. с 01 января 2013 года законодатель изменил ранее установленный им механизм обеспечения жилыми помещениями названной категории граждан.
Согласно статьи 4 ФЗ от 29 февраля 2012 г., действие положений ст.8 данного ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Указанными нормами установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется за ними и при достижении возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзорах судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 г. и от 20 ноября 2013 г.
Как усматривается из материалов дела, Жукова М.С. относится к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 23 июня 1998 г. и по настоящее время состоит на учете в администрации Мордовского района Тамбовской области в числе лиц, за которыми признано право на внеочередное получение жилья. Закрепленного жилья истица не имела.
Истице 05 февраля 2007 г. исполнилось 18 лет, а 05 февраля 2012 г. - 23 года.
Постановлением администрации Тамбовской области от 28 апреля 2007 г. N 451 утверждена единая очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет в органах местного самоуправления. В данном постановлении органам местного самоуправления было рекомендовано предоставлять в Управление труда и социального развития Тамбовской области, осуществлявшем в тот период времени соответствующие функции, сформированные учетные дела на детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, для постановки в единую очередь.
В соответствии с Постановлением администрации Тамбовской области от 9 июня 2011 г. N 621 утвержден Порядок обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью или предоставления данным лицам социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в соответствии с которым Управление образования и науки области обязано представлять в Управление труда и социального развития области сведения о лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилой площади или социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязано представлять учетные дела и вести Регистр таких детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании Регистров муниципальных образований.
С учетом изложенного, администрация Мордовского района Тамбовской области была обязана проинформировать Управление образования и науки о наличии у истицы прав на получение мер социальной поддержки, сформировать и передать учетное дело Жуковой М.С. в соответствующий орган.
Вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей органом местного самоуправления, учетное дело администрацией Мордовского района Тамбовской области на истицу не было сформировано и не было передано в Управление социального развития Тамбовской области.
При таком положении, суд первой инстанции со ссылкой на статью 8 ФЗ от 21 декабря N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статью 6 Закона Тамбовской области от 23 июля 2010 г. N 682-З "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований истицы.
В связи с изложенным, доводы автора жалобы о том, что Жукова М.С. могла быть включена в Список детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении до достижения ею возраста 23 лет, и только при условии подачи ею соответствующего заявления в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, являются не состоятельными.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают и не свидетельствуют о незаконности принятого решения, утверждения автора жалобы о пресекательных сроках для признания гражданина лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в государственной защите, в возрасте от 18 до 23 лет, основаны на неверном толковании норм материального права, а потому не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
Пункт 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) гарантирует сохранение права на получение жилья, если по каким-либо причинам лицо, имеющее такое право не реализовало его.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к категории которой относится Жукова М.С. возраста 23 лет, не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на предоставление жилья, которое не было им получено в период до достижения возраста 23 лет по указанным выше причинам, признанным судом уважительными.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на иную оценку представленных по делу доказательств. Между тем всем доказательствам по делу судом дана оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ и оснований к переоценке доказательств не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к отмене решения суда в апелляционном порядке, не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Тамбовской области от 14 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области Маковой М.А.- без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.