Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Бурашниковой Н.А.,
судей: Курохтина Ю.А., Баранова В.В.,
при секретаре: Кулешовой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Загороднева Евгения Александровича о признании незаконным решения администрации г. Тамбова об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, на котором расположен принадлежащий административному истцу объект незавершенного строительства,
по апелляционной жалобе представителя Загороднева Е.А. - Иванова Сергея Анатольевича на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 16 мая 2017 года.
Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия
установила:
Административный истец Загороднев Е.А. обратился в Октябрьский районный суд г. Тамбова с административным исковым заявлением о признании незаконным решения администрации г. Тамбова об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, на котором расположен принадлежащий административному истцу объект незавершенного строительства, выраженный в письме Комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова от 27 января 2017 года N ***. В обоснование требований указал, что он является собственником объекта незавершенного строительства общей площадью застройки 35.3 кв.м, со степенью готовности 18% по адресу: *** согласно свидетельству о государственной регистрации права от 8 октября 2009 года. Данный объект недвижимости был приобретен Загородневым Е.А. на основании договора купли-продажи от 21 сентября 2009 года у Сарычева С.В. Договор аренды им не заключался. 23 января 2017 года Загороднев Е.А. обратился в администрацию г. Тамбова с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "Предварительное согласование или отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности городского округа - город Тамбов или государственная собственность на которые не разграничена" для предоставления земельного участка в аренду.
Комитетом архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова письмом от 27 января 2017 года N *** отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, как лицу, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (ст. 39.16 ЗК РФ). Полагает, что его требования с учетом положений Земельного кодекса РФ подлежат удовлетворению.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 16 мая 2017 года в удовлетворении административных исковых требований Загороднева Е.А. отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель административного истца по доверенности Иванов С.А. обратился в суд с апелляционной жалобой.
Указывает, что административный истец обратился в суд на основании п. 21 ст. 3 Федерального Закона от 25.10.2001 года N 137 - ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ", в соответствии с которым в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом. Полагает, что в 2009 году земельный участок не мог быть предоставлен в аренду в соответствии положением закона, который начал действовать только с 1 марта 2015 года. При этом, доказательства того, что в 2009 году на спорном земельном участке уже существовал объект незавершенного строительства в материалах дела отсутствуют. Более того, буквально из п. 21 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса РФ" следует, что земельный участок должен предоставляться по целевому использованию - "для завершения строительства объекта незавершенного строительства" и сроку - "сроком на три года" (законом устанавливается ровно три года и не менее ? формулировки до и менее трех лет в нем отсутствуют). В постановлении администрации г. Тамбова N 232 и договоре аренды N 162 от 18.03.2009 указанные буквальные формулировки отсутствуют и, кроме того, как отмечалось выше, земельный участок предоставлялся в аренду на 11 месяцев, т. е. менее срока, установленного законом на который земельный участок предоставляется.
Просит отменить решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 16 мая 2017 года и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Загороднева Е.А. - Иванова С.А., поддержавшего жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно п. 10 ч.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Как следует из п. 5 ч.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Согласно п.21 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137 - ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Как видно из материалов дела, и это никем не оспаривается, бывшему собственнику указанного объекта недвижимости Сарычеву С.В. товариществом "Город" по договору N 154 от 28 мая 1993 года был выделен земельный участок по строительство индивидуального жилого дома.
Постановлением администрации г. Тамбова N 232 от 20 января 2009 года Сарычеву С.В. был предоставлен в аренду земельный участок площадью 1000 кв.м, под строительство индивидуального жилого дома по адресу: г. Тамбов, ул. Гиляровского, д. 38.
На основании приведенного постановления администрации г. Тамбова заключен с Сарычевым С.В. договор аренды N 162 от 18 марта 2009 года сроком на 11 месяцев, вид разрешенного использования - строительство индивидуального жилого дома.
Сведений о государственной регистрации договора аренды, его пролонгации, даты начала строительства, материалы дела не содержат.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что факт предоставления Сарычеву С.В. земельного участка в аренду по постановлению администрации г. Тамбова N 232 от 20 января 2009 года и договору N 162 от 18 марта 2009 года свидетельствует о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 11 месяцев именно для завершения строительства.
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку этот вывод носит предположительных характер и не основан на законе.
Как видно из существа заявленных административных исковых требований, административный истец исходит из наличия у него права получения данного земельного участка в аренду без проведения торгов для завершения строительства.
Сама правовая норма, на которую ссылается административный истец (п.21 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137 - ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"), введена в действие Федеральным законом от 23 июня 2014г. N171-ФЗ
"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 01 марта 2015 года.
До указанной даты, то есть до 01 марта 2015 года вопросы однократного предоставления любому собственнику земельного участка в аренду, на три года, именно для завершения строительства и без проведения торгов в их совокупности правового значения не имели.
Поэтому оснований расценивать договор аренды от 18 марта 2009 года как способ реализации своего права одним из собственников объекта незавершенного строительства (Сарычевым С.В) на однократное получение земельного участка в аренду без проведения торгов для завершения строительства, не имеется.
Таким образом, названный земельный участок не предоставлялся и не мог предоставляться любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с пунктом 21 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137 - ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Указанная норма закона обратной силы не имеет.
Поскольку право на получение земельного участка в аренду в соответствии с п.21 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137 - ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" возникло с 01 марта 2015 года и материалы дела не содержат объективных сведений, исключающих возможность для Загороднева Е.А. воспользоваться данным правом, условия реализации которого соблюдены, оснований для вывода о законности решения администрации г. Тамбова об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка, не имеется.
При таких обстоятельствах решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 16 мая 2017 года подлежит согласно п. 2 ч.1 ст. 309 КАС РФ отмене в соответствии с п.1, п.4 ч.2 ст. 310 КАС РФ в связи с неправильными определением обстоятельств, имеющих значение для административного одела и неправильным применением норм материального права с принятием нового решения
В изложенной ситуации судебная коллегия удовлетворяет административные исковые требования Загороднева Е.А., признает незаконным решение администрации г. Тамбова об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, на котором расположен принадлежащий Загородневу Е.А. объект незавершенного строительства и возлагает на администрацию г. Тамбова обязанность осуществить предварительное согласование предоставления Загородневу Е.А. указанного выше земельного участка.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 16 мая 2017 года отменить и принять новое решение, которым административные исковые требования Загороднева Е.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации г. Тамбова об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, на котором расположен принадлежащий Загородневу Е.А. объект незавершенного строительства.
Обязать администрацию г. Тамбова осуществить предварительное согласование предоставления Загородневу Е.А. земельного участка, на котором расположен принадлежащий Загородневу Е.А. объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: г. ***.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.