Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора города Новочебоксарск на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Котеева В.В. от 28 марта 2017 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 1 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ, в отношении Лапиной Анны Анатольевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя прокурора г. Новочебоксарск от 23 декабря 2016 года в отношении должностного лица - секретаря комиссии по закупкам - специалиста по закупкам 1 категории в контрактной службе обособленного структурного подразделения "Новочебоксарские городские сети" МУП "Коммунальные сети города Новочебоксарска" Чувашской Республики Лапиной А.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Котеева В.В. от 11 января 2017 года производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения в действиях Лапиной А.А.
Решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 20 февраля 2017 года вышеуказанное постановление должностного лица отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Котеева В.В. от 28 марта 2017 года (с учетом определения об устранении описки от 6 апреля 2017 года) производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения в действиях Лапиной А.А.
Решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 1 июня 2017 года постановление должностного лица от 28 марта 2017 года оставлено без изменения, протест прокурора - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица от 28 марта 2017 года и решением судьи от 1 июня 2017 года прокурор внес протест, в котором просит отменить вынесенные акты по мотивам их незаконности и необоснованности.
Рассмотрев протест, изучив представленные материалы дела, заслушав мнение Лапиной А.А. и представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Терентьевой Е.И. об оставлении протеста прокурора без удовлетворения, прихожу к следующему.
Административная ответственность по части 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ наступает за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценку и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (часть 12 статьи 4 Закона о закупках).
Как следует из обстоятельств дела, 21 сентября 2016 года в 11 часов 51 минут МУП "Коммунальные сети г. Новочебоксарск" разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение и документацию о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку реле (извещение N).
Согласно извещению и пункту 12 документации о проведении указанной закупки датой рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов является 30 сентября 2016 года в 10 часов 30 минут. Дата и время окончания подачи заявок определены до 30 сентября 2016 года 8 часов 30 минут, дата и время открытия доступа к поданным в форме электронных документов котировочным заявкам - 30 сентября 2016 года 09 часов 30 минут.
Таким образом, подведение итогов закупки согласно утвержденной документации о проведении открытого запроса котировок и действующему на предприятии Положению о проведении закупок товаров, работ, услуг для нужд Предприятия должно было состоятся 30 сентября 2016 года в 10 часов 30 минут.
Между тем из протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок от 5 октября 2016 года N следует, что доступ к котировочным заявкам открыт 30 сентября 2016 года, однако заседание комиссии по закупкам МУП "Коммунальные сети г. Новочебоксарск" по подведению итогов состоялось 3 октября 2016 года, протокол N подписан 5 октября 2016 года и размещен в Единой информационной системе в сфере закупок 7 октября 2016 года.
По указанным обстоятельствам постановлением заместителя прокурора г. Новочебоксарск от 23 декабря 2016 года в отношении должностного лица - секретаря комиссии по закупкам - специалиста по закупкам 1 категории в контрактной службе обособленного структурного подразделения "Новочебоксарские городские сети" МУП "Коммунальные сети города Новочебоксарска" Чувашской Республики Лапиной А.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ, поскольку с 08 июля 2016 года в соответствии с приказом и.о. генерального директора МУП "КС г. Новочебоксарска" она является членом Комиссии по закупкам, а с 3 октября 2016 года является секретарем указанной Комиссии, в обязанности которого вменено вскрытие конвертов с заявками на участие в закупке, подготовка проектов протоколов заседания Комиссии.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии установило факт нарушения порядка оценки и сопоставления заявок, установленных документацией о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку реле, однако пришло к выводу об отсутствии события правонарушения, поскольку протокол рассмотрения котировочной заявки на поставку реле размещен в единой информационной системе в сфере закупок 7 октября 2016 года руководителем ФИО1 и подписан его электронной подписью, при этом состав комиссии по закупкам предприятия был изменен 3 октября 2016 года.
Судья городского суда согласился с выводами должностного лица, указав, что с приказом о создании комиссии по закупкам от 3 октября 2016 года N, в соответствии с которым на Лапину А.А. возложена обязанность секретаря, последняя была ознакомлена лишь в 16 часов 30 минут 4 октября 2016 года, то есть на день рассмотрения и оценки котировочных заявок не являлась секретарем, в связи с чем оставил протест прокурора без удовлетворения.
С вынесенными по делу в отношении Лапиной А.А. постановлением должностного лица от 28 марта 2017 года и решением судьи от 1 июня 2017 года согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения являются самостоятельными основаниями прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Прекращение производства за отсутствием события административного правонарушения применительно к настоящему делу возможно лишь при отсутствии самого деяния о нарушении порядка оценки и сопоставления заявок, установленных документацией о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку реле, указанного в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, а прекращение за отсутствием состава административного правонарушения возможно в случае, когда такое деяние имело место, однако оно не охватывается частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ, в том числе ввиду отсутствия вины должностного лица.
Поскольку обжалуемыми актами установлено наличие нарушений, указанных в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, допущенных МУП "КС г. Новочебоксарска" при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку реле, прекращение производства по делу об административном правонарушении за отсутствием события административного правонарушения является преждевременным, в связи с чем постановление должностного лица от 28 марта 2017 года и решение судьи от 1 июня 2017 года не могут быть признаны законными и подлежат отмене с возвращением дела в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии на новое рассмотрение.
Именно по данному основанию постановление должностного лица УФАС от 11 января 2017 года в отношении Лапиной А.А. было отменено решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 20 февраля 2017 года, однако при новом рассмотрении дела ранее допущенные существенные процессуальные нарушения устранены не были.
Кроме этого заслуживают внимание доводы протеста прокурора о том, что в вынесенных по делу актах тому обстоятельству, что на момент подведения итогов открытого запроса котировок в электронной форме 3 октября 2016 года Лапина А.А. являлась членом Комиссии по закупкам, какой - либо оценки не дано.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Котеева В.В. от 28 марта 2017 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 1 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ, в отношении Лапиной Анны Анатольевны отменить, дело возвратить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии на новое рассмотрение.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В.Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.