Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Комиссаровой Л.К.,
судей Димитриевой Л.В., Уряднова С.Н.,
при секретаре Емельяновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой А.И. к казенному учреждению Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации, возложении обязанности произвести её назначение, поступившее по апелляционной жалобе Степановой А.И. на решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 4 мая 2017 года,
установила:
Представитель Степановой А.И. Мищенко Л.Н. обратилась в суд с иском с учетом уточнения к казенному учреждению Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" либо Учреждение) о признании права Степановой А.И. на предоставление мер социальной поддержки и возложении обязанности назначить ей ежемесячную денежную компенсацию в соответствии с Федеральным законом от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" со дня обращения за её получением, то есть с 25.12.2015.
Требования мотивированы тем, что Степанова А.И., являясь инвалидом с детства, находилась на иждивении брата ФИО погибшего в годы Великой Отечественной войны (далее также - ВОВ), в связи с этим считает, что истица имеет право на льготы, установленные для членов семьи умершего (погибшего) участника ВОВ. Указывая, что выплата назначенной ей 01.10.1966 пенсии по потере кормильца была прекращена 31.12.1990, однако, она принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как член семьи ВОВ, считает, что Степанова А.И. имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в соответствии с частью 9 статьи 3, пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", и отказ Учреждения, выраженный в письме от 16.12.2015, согласно которому она не относится к категории названных лиц, является незаконным.
Истец Степанова А.И. личного участия в суде не принимала.
Представитель истца Мищенко Л.Н. иск поддержала.
Представитель ответчика КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Иванова О.Р. полагала иск необоснованным по изложенным в отзыве основаниям.
Решением Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 04.05.2017 в удовлетворении исковых требований Степановой А.И. отказано.
На указанное решение Степанова А.И. подала апелляционную жалобу. Приводя фактические обстоятельства, анализируя нормы законодательства, гарантирующие выплату военнослужащим и членам их семей компенсации, ссылаясь на установленные судом по другому делу фактические обстоятельства, апеллянт выражает несогласие с обжалуемым решением об отказе в назначении ей ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего военнослужащего.
Истец Степанова А.И. направила в суд представителя Мищенко Л.Н.
Представитель истца жалобу поддержала.
Ответчик представителя в суд не направил.
Изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, Степанова А.И. является инвалидом первой группы с детства, что подтверждается справкой МСЭ-2014 N 1307261.
В период с 01.10.1966 по 31.12.1990 Степанова А.И. являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца, а именно брата ФИО являвшегося участником ВОВ и погибшего 27.02.1943 в бою.
Степанова А.И. 25.12.2015, 12.12.2016 обращалась с заявлениями о назначении ежемесячной денежной компенсации как члену семьи умершего участника ВОВ.
Письмами отдела социальной защиты населения Калининского района города Чебоксары казенное учреждение "Центр предоставления мер социальной поддержки" от 29.12.2015, 16.12.2016 в предоставлении меры социальной поддержки истцу отказано.
Полагая нарушенным свое право на получение компенсации, которая, по мнению истицы, подлежит назначению с момента обращения с соответствующим заявлением 25.12.2015, Степанова А.И. обратилась в суд с настоящим иском.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее также - Федеральный закон N 306-ФЗ) в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
В силу пункта 3 части 11 статьи 3 Федерального закона N 306-ФЗ к членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считаются дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Степанова А.И. относит себя к указанной категории лиц, между тем, она является не дочерью, а сестрой ФИО
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее Правила), ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы.
Согласно подпункту "б" пункта 4 указанных Правил для назначения ежемесячной денежной компенсации заявитель подает в уполномоченный орган по месту жительства заявление с приложением ряда документов, в том числе, документа, подтверждающего право членов семьи на ежемесячную денежную компенсацию.
Отказывая в удовлетворении иска, суд указал, что по смыслу приведенных правовых норм, сестры не отнесены к категориям лиц, имеющим право на получение соответствующей ежемесячной денежной компенсации, при этом утверждение Степановой А.И. о нахождении на иждивении брата не подтверждено доказательствами.
Предметом жалобы стороны и апелляционного рассмотрения является вопрос о наличии оснований для назначения истице ежемесячной денежной компенсации.
Как следует из пункта 14 Обзора практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, члены семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы, имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 9 статьи 3 Федерального закона N 306-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2012, независимо от даты наступления гибели (смерти) военнослужащего. Указанная компенсация назначается со дня обращения члена семьи военнослужащего с заявлением в уполномоченный орган. Выплата компенсации за прошлое время законом не предусмотрена.
Согласно части 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Выполнением конституционно значимых функций при исполнении обязанностей военной службы и определяется особый правовой статус военнослужащих, в том числе проходящих военную службу по призыву.
В случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи (статья 7, части 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), исходя из того, что правовой статус членов семьи военнослужащего производен от правового статуса военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Эти обязательства реализуются государством в рамках публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного семье военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, к элементам которого относится такая мера социальной поддержки, как ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная частью 9 статьи 3 Федерального закона N 306-ФЗ.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2014 N 22-П "По делу о проверке конституционности части 11 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в связи с жалобой гражданки Г.Н. Куликовой" такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона N 306-ФЗ относятся к элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) и при этом ежемесячная денежная компенсация, право на которую в соответствии с частью 9 статьи 3 названного Федерального закона имеют члены семьи военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, выплачивается, как следует из той же статьи, лицам, которые для целей ее назначения отнесены к членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего независимо от нахождения на его иждивении или от состояния их трудоспособности (часть 11).
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в указанном постановлении, по своему характеру и публично-правовому предназначению ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая членам семьи военнослужащего в случае его гибели (смерти), относится к мерам социальной поддержки лиц, потерявших кормильца, и право на ее получение не связано с наличием у них права на другие выплаты в рамках публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного им гибелью (смертью) военнослужащего, в том числе на пенсию по случаю потери кормильца, и на иные меры социальной защиты. Соответственно, при определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на получение данной выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из ее целевого назначения, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание при наличии предусмотренных законом условий.
Между тем, сестра военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы по призыву, не отнесена к числу членов семьи, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной Федеральным законом N 306-ФЗ.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, в том числе и в определении от 20.04.2017 N 749-О, право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает.
Признание вступившим в законную силу судебным постановлением за Степановой А.И. права на иные льготы, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 N 5 "О ветеранах" не предполагает обязанность суда осуществлять единообразное правовое регулирование и в других сферах, в том числе при определении её права на получение иных мер социальной поддержки, в связи с этим судебная коллегия полагает соответствующий довод жалобы несостоятельным.
На основании изложенного доводы апеллянта выводов суда первой инстанции не опровергают и по этим основаниям не влекут отмены постановленного судом решения.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Степановой А.И. на решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 4 мая 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.