Судья Пензенского областного суда Крючкова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда дело по жалобе Главы администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области Грачева Е.А. на постановление судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 09 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, расположенной по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Пионер, ул. Заводская, д. 22,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 09 августа 2017 года администрация Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Правонарушение выразилось в том, что 23 июня 2017 года в 09 часов 00 минут при рассмотрении материалов административного расследования в здании территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пензенской области, расположенного по адресу: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Орджоникидзе, 182, в отношении администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, расположенной по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Пионер, ул. Заводская, д. 22, установлено, что администрацией Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области не соблюдаются требования законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: 1) образец воды питьевой централизованной системы водоснабжения, отобранный из крана на кухне в жилом доме N 12 по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Пионер, ул. Овражная не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (по содержанию железа 2,49 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л и цветности 31 градус при гигиеническом нормативе не более 20 градусов); 2) образец воды питьевой централизованной системы водоснабжения, отобранный из скважины, расположенной в с. Пионер Кузнецкого района Пензенской области не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (по запаху 3 балла при гигиеническом нормативе не более 2 баллов, по привкусу 3 балла при гигиеническом нормативе не более 2 баллов, по цветности 43,5 градусов при гигиеническом нормативе не более 20 градусов, мутности 4,3 ЕМФ при гигиеническом нормативе не более 2,6 ЕМФ, по содержанию железа 2,29 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л), что является нарушением п.п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52 - ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Не согласившись с данным постановлением, Глава администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области Грачев Е.А. 21 августа 2017 года обратился с жалобой в Пензенский областной суд, в которой содержится просьба об отмене постановления.
В жалобе её податель указывает, что вины администрации во вменяемом правонарушении нет, поскольку администрацией принимались все зависящие от неё меры по изысканию денежных средств на проведение необходимых мероприятий по очистке воды. Администрация Яснополянского сельсовета неоднократно обращалась в Комитет местного самоуправления Яснополянского сельсовета по вопросу выделения денежных средств на установку станции обезжелезивания воды. Денежные средства выделены не были.
Заявитель в жалобе ссылается на то, что администрация Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области является органом власти, поэтому не может быть привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ как юридическое лицо.
Представитель Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, представитель Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в судебное заседание не явились. О дне, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. О причине неявки суду не сообщили.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ст. 11 и ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Исходя из положений ч. 2 ст. 19 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" установлено, что санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях.
Согласно пункту 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.
В соответствии с пунктом 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Признавая администрацию Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, судья районного суда установили обоснованно исходил из того, что главным заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пензенской области "данные изъяты" в связи с поступившим обращением гр. "данные изъяты". (вх. N 1220ж от 24.05.2017), была проведена проверка соблюдения юридическим лицом администрацией Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ в области поставки питьевой воды.
06 июня 2017 года установлены признаки события административного правонарушения, предусмотрено ст. 6.5 КоАП РФ в связи с чем, было вынесено определение N 597/АР о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д.3-4).
В рамках производства по делу об административном правонарушении 15 июня 2017 года назначена санитарно-эпидемиологическая экспертиза, проведение которой поручено экспертам филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области" (л.д. 21-22).
15 июня 2017 года административным органом, при участии заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора "данные изъяты"., помощника врача по общей гигиене филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области" "данные изъяты" и в присутствии главы администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области Грачева Е.А., а также двух понятых были отобраны пробы питьевой воды из артезианской скважины N 1, расположенной в районе ул. Тихая в с. Пионер Кузнецкого района Пензенской области и из водопроводного крана дома N 12 ул. Овражная с. Пионер Кузнецкого района Пензенской области (л.д.15-17, 18-20).
При проведении лабораторных исследований 16 июня 2017 года установлено и следует из заключения эксперта "данные изъяты" от 16 июня 2017 филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области, г. Кузнецке" (л.д.61-62): 1) образец воды питьевой централизованной системы питьевого водоснабжения, отобранный из крана на кухне в жилом доме N 12 по адресу: пензенская область, Кузнецкий район, с. Пионер, ул. Овражная не соответствует требованиям п.п. 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ N 24 26.09.2001) по санитарно-химическим показателям (по содержанию железа 2,49 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л и цветности 31 градус при гигиеническом нормативе не более 20 градусов); 2) образец воды, отобранный из скважины, расположенной в с. Пионер Кузнецкого района Пензенской области, эксплуатируемой администрацией Яснополянского сельсовета не соответствует требованиям п.п. 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ N 24 26.09.2001) по санитарно-химическим показателям (по запаху 3 балла при гигиеническом нормативе не более 2 баллов, по привкусу 3 балла при гигиеническом нормативе не более 2 баллов, по цветности 43,5 градусов при гигиеническом нормативе не более 20 градусов, мутности 4,3 ЕМФ при гигиеническом нормативе не более 2,6 ЕМФ, по содержанию железа 2,29 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л)
Судья районного суда дал правильную правовую оценку вышеуказанному заключению эксперта, поскольку экспертиза проведена учреждением, имеющим аккредитацию на проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды (аттестат аккредитации N RA.RU.21АК47 от 12.07.2016)
Заключение дано экспертом на основе результатов лабораторных исследований, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями, с использованием методов и методик, утвержденных в установленном порядке, является полным, ясным и мотивированным.
В связи с выявленными нарушениями санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пензенской области "данные изъяты". 23 июня 2017 года в отношении администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в присутствии законного представителя - главы администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области был составлен протокол об административном правонарушении N 474-АР от 23 июня 2017 года, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ (л.д.7-11).
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
На основании статьи 2 ФЗ N 416-ФЗ, водоснабжение включает в себя водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой воды, под которой понимается вода, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции.
Статьей 6 указанного Закона определены полномочия органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующей территории, в которые, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 пункта 4 статьи 6 Устава Яснополянский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области, являясь муниципальным образованием Пензенской области, обладая статусом сельского поселения в границах Яснополянского сельсовета, оказывает, в том числе услуги по водоснабжению населения и водоотведения (л.д. 23-53).
Довод жалобы о том, что администрация Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ не принимаю во внимание, поскольку основан на неверном толковании закона.
Как было указано выше, организация водоснабжения населения Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области является обязанностью администрации сельского поселения, поскольку последняя является публичной властью, выполняющей специальные публичные функции, а именно функции осуществления государственной власти или местного самоуправления, организационно-распорядительные, управленческие функции.
В связи с чем именно на органы местного самоуправления возложены обязанности по обеспечению питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения - на администрацию Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области.
Доводы жалобы о том, что администрацией принимались все зависящие от неё меры по изысканию денежных средств на проведение необходимых мероприятий по очистке воды; администрация Яснополянского сельсовета неоднократно обращалась в Комитет местного самоуправления Яснополянского сельсовета по вопросу выделения денежных средств на установку станции обезжелезивания воды. Денежные средства выделены не были, не принимаю во внимание как основание к освобождению администрации от административной ответственности, поскольку в материалах дела имеется одно обращение Грачева Е.А. от 06 июня 2016 года и два ответа на его обращения от Главы Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области "данные изъяты" от 11.05.2017 года N 18/1 и от 25.06.2016 года N 20. Каких-либо иных обращений не имеется, с связи с чем нормы ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ в данном случае применимы быть не могут.
Таким образом, полагаю, что судья районного суда правильно пришел к выводу о наличии в действиях администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания судья первой инстанции учел характер совершенного администрацией Яснополянской сельской администрации Кузнецкого района Пензенской области правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства не установлены.
Наказание юридическому лицу назначено соразмерно содеянному правонарушению.
Нарушений процессуального и материального закона не допущено.
В связи с изложенным, судья областного суда считает, что постановление судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 09 августа 2017 года об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ в отношении администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области законно, обоснованно, постановленов соответствии с нормами статьи 26.11 КоАП РФ, с учетом норм ст. 2.1. КоАП РФ, оснований к отмене или изменению постановления не имеется.
В удовлетворении жалобы Главы администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области Грачева Е.А. следует отказать.
Руководствуясь частью 1 пунктом 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, судья областного суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 09 августа 2017 года оставить без изменения; жалобу Главы администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области Грачева Е.А. оставить без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.