судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Лукьяновой О.В.
судей Прудентовой Е.В., Ирышковой Т.В.
при секретаре Жуковой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Прудентовой Е.В. дело по апелляционной жалобе истца Концовой Т.Ю. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 27 апреля 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Концовой Т.Ю. к Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", понуждении к присвоению звания "Ветеран труда" и выдаче удостоверения оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, судебная коллегия
,
установила:
Концова Т.Ю. обратилась в суд с иском, указа, что она работает главным бухгалтером Бессоновского районного комитета профсоюза работников агропромышленного комплекса. Ее общий трудовой стаж составляет 33 года 7 месяцев. В "дата" за добросовестное исполнение трудовых обязанностей в системе АПК и активную работу в Профсоюзе она была награждена юбилейной медалью ФНПР "100 лет Профсоюзам России". В "дата" постановлением Президиума Центрального Комитета Профсоюза работников АПК Российской Федерации N20-34 от 24 июня 2015 г. "за многолетний и добросовестный труд в системе агропромышленного комплекса, активную работу в Профсоюзе по защите социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза" истица была награждена Благодарностью ЦК Профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ. Письмом заместителя Министра Е.Н. Егоровой от "дата". за "номер" в удовлетворении ее заявления было отказано со ссылкой на подпункт "а" п.8.1 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пензенской области в связи с отсутствием ведомственного знака отличия в труде, дающего право на присвоение звания "Ветеран труда.
Концова Т.Ю. просила суд признать отказ Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, признать юбилейную медаль ФНПР "100 лет профсоюзам России" и Благодарность ЦК Профсоюза работников АПК РФ ведомственными знаками отличия в труде, обязать Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области присвоить ей звание "Ветеран труда" и выдать соответствующее удостоверение, судебные расходы возложить на ответчика.
В ходе рассмотрения дела истец Концова Т.Ю. изменила исковые требования и просила суд признать отказ Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, признать юбилейную медаль ФНПР "100 лет профсоюзам России" и Благодарность ЦК Профсоюза работников АПК РФ основанием для присвоения ей звания "Ветеран труда", обязать Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области присвоить ей звание "Ветеран труда" и выдать соответствующее удостоверение, судебные расходы возложить на ответчика.
Ленинский районный суд г. Пензы постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец Концова Т.Ю. просит решение отменить и принять решение об удовлетворении иска. В апелляционной жалобе указывает на неверное применение судом первой инстанции норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Считает юбилейную медаль ФНПР "100 лет Профсоюзам России" и Благодарность ЦК Профсоюза работников АПК РФ ведомственными знаками отличия в труде, ссылается на письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 сентября 1997 года N 4545-СК и Министерства труда Российской Федерации от 7 октября 1998 года N 5635-КС. Норма, приравнивающая знаки отличия, утвержденные Федерацией независимых профсоюзов России, к ведомственным наградам, утратила силу постановлением Правительства Пензенской области N 704 от 14 октября 2014 г. На момент отмены этой нормы она имела трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии.
Представитель ответчика Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, доказательств уважительности причин неявки суду не представил.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав истца Концову Т.Ю., ее представителя Буранова С.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения не имеется.
Отказывая в иске, суд первой инстанции правильно исходил из того, что медаль "100 лет профсоюзам России", врученная Концовой Т.Ю. от имени ФНПР, и благодарность ЦК Профсоюза работников АПК РФ не могут быть признаны ведомственными знаками отличия, дающими право на присвоение звания "Ветеран труда".
Судом первой инстанции правильно установлено, что истица Концова Т.Ю. "дата" года рождения, работая главным бухгалтером Бессоновской районной организации Профсоюза, "дата" была награждена юбилейной медалью Федерации независимых профсоюзов России "100 лет профсоюзам России" за добросовестное исполнение трудовых обязанностей в системе АПК и активную работу в Профсоюзе.
Также Постановлением Президиума профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ от 24 июня 2015 г. Концова Т.Ю. была награждена благодарностью за многолетний и добросовестный труд в системе агропромышленного комплекса, активную работу в Профсоюзе по защите социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза.
"дата". истица обратилась в Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, в сообщении Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области "номер" от "дата" ей было отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с отсутствием ведомственного знака отличия в труде, дающего право на присвоение звания "Ветеран труда".
Суд первой инстанции правильно руководствовался ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О Ветеранах", согласно которой ветеранами труда являются лица:
1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Правовой смысл подп. 2 п. 1 указанной статьи подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось, в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Постановлением Правительства Пензенской области от 19 мая 2006 г. N 355-пП было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пензенской области которое предусматривает, что звание "Ветеран труда" в Пензенской области присваивается в соответствии с настоящим Положением гражданам Российской Федерации, зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства в Пензенской области и:
1.1. награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии за выслугу лет или досрочной пенсии по старости, в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
1.2. награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии за выслугу лет или досрочной пенсии по старости, в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
1.3. начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин.
2.1. Под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено от имени Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии со своей профессиональной деятельностью.
2.3. Не рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде: награды, учрежденные организациями, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, войсковыми частями, структурными подразделениями федеральных органов государственной власти, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных фестивалей народного творчества, ВДНХ, (ВСХВ), коммерческими структурами, свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ или о регистрации баз данных, дипломы, подтверждающие ученое звание или степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за победу или участие в спортивных и иных соревнованиях.
В силу пункта 3 указанного Положения граждане, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда" представляют в орган местного самоуправления муниципального района (городского округа), выполняющий государственные полномочия в сфере социальной защиты населения в соответствии с Законом Пензенской области от 22декабря 2006 N 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области" (с последующими изменениями), по месту жительства гражданина (далее - уполномоченный орган) следующие документы:
3.1. Все граждане представляют следующие документы:
3.1.1. заявление (по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению) с приложением фотографии;
3.1.2. копию паспорта или документа, его заменяющего;
3.1.3. трудовую книжку или ее копию и выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
3.3. Граждане, указанные в подпункте 1.2 пункта 1 Положения, дополнительно представляют:
3.3.1. удостоверения к почетным и иным знакам отличия в труде или их копии;
3.3.2. почетные грамоты министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации и другие документы, подтверждающие награждение ведомственными знаками отличия в труде, в соответствии с Положением о награде или их копии.
Таким образом, определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет наличие необходимого трудового стажа и факт награждения гражданина ведомственным знаком (знаками) отличия за добросовестный труд.
Доводы апелляционной жалобы не являются основаниями для отмены решения.
Из положений Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Устава Общероссийского союза "Федерация Независимых Профсоюзов России" следует, что Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР) представляет собой общероссийское объединение профсоюзов, образованное на добровольной основе общероссийскими профсоюзами, территориальными (действующими на территории одного субъекта Российской Федерации), межрегиональными объединениями организаций профсоюзов, а также межрегиональными профсоюзами работников отраслей, не представленных в Федерации общероссийскими профсоюзами.
Федерация является некоммерческой корпоративной организацией, общероссийским общественным объединением, представляющим собой объединение юридических лиц в организационно-правовой форме союза.
Положения приведенных норм указывают, что Федерация Независимых Профсоюзов России не включена в структуру федеральных органов государственной власти ни Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", ни последующими указами Президента Российской Федерации, касающимися вопросов структуры федеральных органов исполнительной власти, в связи с чем Федерация НПР, являющаяся некоммерческой корпоративной организацией, общероссийским общественным объединением, не может быть отнесена к ведомству, наделенному публично-властными полномочиями.
В силу приведенных нормативных положений Федерация Независимых Профсоюзов России, не входящая в структуру органов исполнительной власти Российской Федерации, не обладает полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия в труде и награждению ими.
В этой связи медаль "100 лет профсоюзам России", врученная Концовой Т.Ю. от имени ФНПР и благодарность ЦК Профсоюза работников АПК РФ, не могут быть признаны ведомственными знаками отличия, дающими право на присвоение звания "Ветеран труда".
Положение "О медали ФНПР "100 лет профсоюзам России", утвержденное Постановлением Генерального Совета ФНПР от 24ноября 2004 года N 7-8, не опубликовано.
В соответствии с пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Письмо Министерства труда Российской Федерации от 7 октября 1998 г. N 5635-КС "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" также не опубликовано, применяться не может.
Доводы апелляционной жалобы о том, что норма, приравнивающая знаки отличия, утвержденные Федерацией независимых профсоюзов России, к ведомственным наградам, утратила силу постановлением Правительства Пензенской области N 704 от 14 октября 2014 г., на момент отмены этой нормы она имела трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии, ошибочны. Положение "О медали ФНПР "100 лет профсоюзам России", утвержденное Постановлением Генерального Совета ФНПР от 24ноября 2004 года N 7-8, не опубликовано.
Как следует из анализа действующего правового регулирования, для отнесения лиц к числу ветеранов труда государство установило обязательность их награждения ведомственными знаками отличия в труде, подтверждающими их трудовые заслуги перед обществом и государством, чего по настоящему делу не установлено. Наличие таких предписаний, являющихся препятствием для отнесения юбилейной медали "100 лет профсоюзам России" к ведомственным наградам, не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права заявительницы, по поводу чего имеется суждение Конституционного Суда РФ, высказанное в Определении от 23 декабря 2014 года N 2887-О.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда. Кроме того, доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции.
Правовых доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таком положении обжалованное решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 27 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Концовой Т.Ю. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий О.В. Лукьянова
Судьи Т.В. Ирышкова
Е.В.Прудентова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.