судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Л.А.,
судей Репиной Е.В., Окуневой Л.А.,
при секретаре Будановой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по апелляционной жалобе администрации Иссинского района Пензенской области на решение Пензенского областного суда от 13 июня 2017 г., которым постановлено:
"в удовлетворении административного искового заявления администрации Иссинского района Пензенской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пензенской области от 24 апреля 2017 г. N, отказать",
заслушав доклад судьи Репиной Е.В., представителя административного истца - администрации Иссинского района Пензенской области - Гаврина В.В., поддержавшего доводы жалобы в полном объеме, представителя комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и Управления Росреестра по Пензенской области Сериковой В.В., заинтересованного лица Солдаткина А.А., находивших решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене,
УСТАНОВИЛА:
администрация Иссинского района Пензенской областиобратилась в Пензенский областной суд с административным исковым заявлением, в котором указала, что решение от 24 апреля 2017 г. N принято комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пензенской области (далее - Комиссия) в нарушение п.20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 г. N 263, поскольку при отличии рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка от его кадастровой стоимости более чем на 30% необходимо положительное экспертное заключение на Отчет от 23 марта 2017 г. N 17/63, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Указанное решение затрагивает права и законные интересы административного истца, как арендодателя указанного земельного участка, поскольку существенное различие между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка (71,8%) значительно снижает арендную плату, а в случае приобретения земельного участка в собственность значительно снизит размер земельного налога, средства от уплаты которого поступают в местный бюджет.
По изложенным основаниям, просила отменить решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пензенской области от 24 апреля 2017 г. N об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 58:09:0220201:19 в размере его рыночной стоимости равной 799 700 руб.
Пензенский областной суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация Иссинского района Пензенской области просит отменить решение как незаконное и необоснованное, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные тем, которые изложены в административном исковом заявлении. Просит учесть, что главным основанием для отмены решения Комиссии является то обстоятельство, что рыночная стоимость земельного участка отличается от кадастровой стоимости более чем на 30 %, а не факт непредставления в Комиссию положительного экспертного заключения.
В возражениях на апелляционную жалобу административные ответчики комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и Управление Росреестра по Пензенской области, заинтересованное лицо Солдаткин А.А. указывают на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просят обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 5 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса.
В силу статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что арендатором земельного участка с кадастровым N общей площадью 5 680 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование : для строительства гаража, расположенного по адресу: "адрес", является Солдаткин А.А., что подтверждается договором аренды земельного участка от 01 ноября 2012 г.
Кадастровая стоимость земельного участка установлена по состоянию на 12 апреля 2012 г. в размере 2 834 263,20 руб. на основании акта определения кадастровой стоимости земельного участка ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области от 06 февраля 2014 г.
Солдаткин А.А., как арендатор земельного участка, 04 апреля 2017 г. обратился в Комиссию заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости, указав в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, приложив, в том числе, отчет от 23 марта 2017 г. N 17/63 об оценке рыночной стоимости земельного участка, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым N по состоянию на 12 апреля 2012 г. составила 799 700 руб.
Заявление Солдаткина А.А. было рассмотрено на заседании Комиссии 24 апреля 2017 г.
Из выписки из протокола от 24 апреля 2017 г. N следует, что в заседании Комиссии, на котором рассматривалось заявление Солдаткина А.А. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, из 4 -х членов Комиссии присутствовало 3.
По итогам голосования (2 - "за", 1 -"против") Комиссией принято решение N об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N в размере его рыночной стоимости равной 799 700 руб.
На основании поступившего в ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области решения Комиссии от 24 апреля 2017 г. N в государственный кадастр недвижимости 05 мая 2017 г. внесены сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд пришел к выводу о том, что нарушений порядка создания и работы Комиссии, порядка проведения заседания и голосованиясудом не установлено, оспариваемое решение принято Комиссией в полномочном составе, при наличии кворума. Необходимость представления экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков в целях пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в Комиссию со 02 июня 2016 г. отменена, в том числе и в случае если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на 30%.
С такими выводами суда первой инстанции находит необходимым согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из положений ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в соответствии с которой результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности и п. 10 Порядка заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины её членов.
Частью шестнадцатой статьи 24.18 названного выше Федерального закона предусмотрено, что к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются: кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Солдаткиным А.А. при обращении в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости, были представлены документы, перечень которых соответствовал требованиям ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Доводы административного истца о том, что Солдаткиным А.А. не было представлено в Комиссию положительного экспертного заключения на отчет об оценке от 23 марта 2017 г. N 17/63, поскольку отличие рыночной стоимости от кадастровой составляет более 30%, в связи с чем Комиссия должна была отклонить заявление о пересмотре кадастровой стоимости (п. 20 Порядка создания и работы комиссии), основаны на ошибочном толковании норм закона.
Федеральным законом от 02 июня 2016 г. N 172 -ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" абз. 6 ч. 16 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, предусматривающий необходимость приложения к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости положительного экспертного заключения на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, признан утратившим силу.
Следовательно, с даты вступления в силу указанного Федерального закона - 02 июня 2016 г. - положения п. 20 Порядка создания и работы комиссии в части необходимости представления положительного экспертного заключения, в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, как вошедшие в противоречие с нормативным правовым актом большей юридической силы, применению не подлежат.
При указанных обстоятельствах, у Комиссии при отсутствии данного положительного экспертного заключения и при условии, что содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствовало требованиям законодательства об оценочной деятельности, отсутствовали основания для отклонения заявления Солдаткина А.А.
Иных правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, аргументы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия-
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пензенского областного суда от 13 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Иссинского района Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.