Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Минаева Е.В.
судей Ситьковой О.Н., Быстрова О.В.
при секретаре Павловой Н.В.
с участием прокурора Дремовой М.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика администрации г.Ессентуки Ярушина В.И. на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 30 мая 2017 года по иску прокурора города Ессентуки в интересах неопределенного круга лиц к МБУК "Централизованная библиотечная система" Центральная городская библиотека, администрации города Ессентуки о возложении обязанностей устранить нарушения действующего законодательства,
заслушав доклад судьи Ситьковой О.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование которого указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в ходе проверки помещений и прилегающей территории библиотеки по адресу: СК, "адрес" выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей не созданы. Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 на прилегающей территории отсутствует выделенное место парковки транспортных средств инвалидов; при входе в здание отсутствуют информационно-тактильные знаки, в том числе с использованием шрифта Брайля, отображающие наименование учреждения и схему перемещения внутри помещения для инвалидов по зрению ("Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов" утвержденный приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГN), лестничный марш оборудован пандусом, не имеющим сплошной поверхности и уголо наклона более 8градусов, устройство, используемое в качестве пандуса не имеет двухсторонних двухуровневых поручней и твердого противоскользящего покрытия, лестничный марш внутри здания не оборудован пандусом либо иными техническими средствами (лестничным подъемником) для инвалидов колясочников, обеспечивающим подъем на третий этаж расположения библиотеки, внутри здания отсутствуют тактильные, в том числе с использованием шрифта Брайля, указатели номера этажа, ступени внутри здания не оборудованы противоскользящими лентами.
Вышеуказанные нарушения требований закона являются препятствием для реализации инвалидами, гарантированных им государством прав по обеспечению условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Решением Ессентукского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию "адрес" возложена обязанность обеспечить устранение нарушений законодательства в здании и на прилегающей территории библиотеки по адресу "адрес", а именно привести в соответствие с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", Строительных норм и правил СниП 35- 01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", выделить и оборудовать на прилегающей территории место парковки транспортных средств инвалидов; при входе в здание установить информационно - тактильные знаки, в т.ч. с использованием шрифта Брайля, отображающие наименование учреждения и схему перемещения внутри помещения для инвалидов по зрению, оборудованный на лестничном марше пандус привести в соответствии с нормами Санпин, устройство, используемое в качестве пандуса оборудовать двухсторонними двухуровневыми поручнями и твердым противоскользящим покрытием, лестничный марш внутри здания оборудовать пандусом либо иным техническим средством (лестничным подъемником) для инвалидов- колясочников, обеспечивающим подъем на третий этаж, где расположена библиотека, внутри здания установить тактильные, в том числе с использованием шрифта Брайля, указатели номера этажа, ступени внутри здания оборудовать противоскользящими лентами.
Установлен трехмесячный срок для устранения нарушений со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО4 просил решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. Считает, что библиотека не может являться предметом спора, так как построена в 1983 году и не подвергалась реконструкции. Доводы прокурора основываются на визуальном осмотре и являются необоснованными. Прокурором не доказано, что меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов ответчиком не исполняются. Кроме того, лестничный марш на котором требуется устроить пандус не входит в состав помещений, переданных в оперативное управление библиотеки. Данные расходы в бюджет на 2017 год не заложены.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Дремову М.Д., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой "адрес", на основании статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN "О прокуратуре Российской Федерации" в целях исполнения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" ДД.ММ.ГГГГ с привлечением представителей Государственного бюджетного профессионального образовательногс учреждения "Ессентукский центр реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья" проведена проверка помещений и прилегающей территории библиотеки по адресу: СК, "адрес". В ходе проверки установлено, что условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей не созданы.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пункта 6 статьи 3, пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" СНиП 35-01-2001 и исходил из неустранения ответчиком выявленных нарушений действующего законодательства.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", положения части первой статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
То есть законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Порядок обеспечения такого доступа в отношении других объектов урегулирован частью 8 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Как следует из предоставленных Ессентукским отделом Пятигорского филиала ""адрес"имущество" - "БКИ", Управления архитектуры и градостроительства администрации "адрес" городская библиотека расположена на третьем этаже здания по адресу: "адрес", которое введено в эксплуатацию в 1983 году. После ДД.ММ.ГГГГ данное здание реконструкции не подвергалось.
При таких обстоятельствах коллегия приходит к выводу о том, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на спорные правоотношения не распространяются, так как отсутствуют условия их применения.
Ссылка прокурора в исковом заявлении на свод правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", принятый постановлением Госстрой РФ от ДД.ММ.ГГГГN; Строительные нормы и правила Российской Федерации 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", принятых постановлением Госстрой РФ от ДД.ММ.ГГГГN и введенных в действие с ДД.ММ.ГГГГ, а также на СП 35-101-2001 Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения"; СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам"; СП 35- 103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям"; СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов" признается судебной коллегией несостоятельной, поскольку приведенные в них требования применимы к проектируемым, строящимся, реконструированным и требующим капитального ремонта зданиям.
Доказательств допущенных со стороны собственника незаконных действий (бездействий) при строительстве или реконструкции здания не предоставлено.
Кроме того, материалы дела не содержат сведений о фактах обращений граждан, являющихся инвалидами, на предмет нарушения их прав на беспрепятственное пользование библиотекой, расположенной на третьем этаже.
Доводы ответчиков о фактическом оказании услуг "библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки вне стационара" в целях обеспечения удовлетворения минимальных потребностей инвалидов до момента осуществления реконструкции или капитального ремонта здания стороной истца не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, неправильное толкование и применение судом норм материального права к спорным правоотношениям является основанием для его отмены и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 30 мая 2017 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска прокурора города Ессентуки в интересах неопределенного круга лиц к МБУК "Централизованная библиотечная система" Центральная городская библиотека, администрации города Ессентуки о возложении обязанностей устранить нарушения действующего законодательства отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.