Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Минаева Е.В.
судей Ситьковой О.Н., Быстрова О.В.
при секретаре Павловой Н.В.
рассмотрев в апелляционном порядке в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика М.С. Пешкова на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 06 июня 2017 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Администрации МО г.Михайловска Шпаковского района Ставропольского края о признании незаконным постановления о снятии с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях и признании права на получение выплаты для приобретения жилого помещения,
заслушав доклад судьи Ситьковой О.Н.
УСТАНОВИЛА:
ФИО6Т. обратился в суд с иском к администрации МО г.Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, просил признать незаконным постановление N от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, ФИО1, 1932 года рождения, и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ Обязать ответчика признать за ФИО6Т. право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
В обоснование исковых требований истец указал, что он совместно с супругой ФИО6 и ее матерью прибыли в 1995 году в г.Михайловск из Чеченской республики. После регистрации их семьи в качестве вынужденных переселенцев им не было предоставлено жилье в фонде для временного проживания, в связи с чем, жилищную проблему решали самостоятельно. С 1995 по 2004 год они регистрировались и проживали в частных домовладениях, очередь на получение жилья велась в УФМС в "адрес", в 2004 году были переведены в очередь в Шпаковский район. С 1995 года по 2016 год продлевают удостоверения вынужденного переселенца, предоставляют справку об отсутствии у них жилья. Ежегодно проходили учет в жилкомиссии Шпаковского района, где в начале 2016 года при подготовке документов на продление очереди на получение жилищного сертификата им заявили, что их семье очередь продлеваться не будет.
В письме от 06.06.2016 сообщалось об обязанности в срок до 25 июня 2016 года пройти в органах местного самоуправления перерегистрацию и предоставить в администрацию Шпаковского муниципального района справку. Поскольку ими такая справка не предоставлена их учетное дело передано в администрацию г.Михайловска. 05.09.2016 из администрации получено извещение о снятии с учета граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с приложением постановления N от ДД.ММ.ГГГГ. Однако его семья собственного жилья не имеют.
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 06 июня 2017 года иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просил решение суда отменить по основаниям неправильного определения значимых для дела обстоятельств, недоказанности и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права. Суд дал неверную оценку доказательствам, которыми подтверждается, что истец является членом семьи собственника жилого дома и обеспечен на каждого члена семьи жилым помещением площадью, более учетной нормы.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО7 поддержал доводы апелляционной жалобы, истец и его представитель ФИО8 поддержали доводы возражений на апелляционную жалобу и просили решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав стороны и представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив по ним законность и обоснованность решения суда первой инстанции с оценкой имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается, что ФИО6Т. и его супруга ФИО6 получили статус вынужденных переселенцев и удостоверения в 1997 году, ежегодно проходили переучет, срок действия статуса вынужденного переселенца продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Территориальным органом Федеральной миграционной службы ФИО6Т. включен в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании Закона РФ "О вынужденных переселенцах", состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ, имеет право на предоставление социальных выплат в рамках реализации мероприятий по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
Из ответа администрации Шпаковского муниципального района СК от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с вступившими с ДД.ММ.ГГГГ в силу дополнениями в пункт 3 статьи 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГN "О вынужденных переселенцах" все участники подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы обязаны в срок до ДД.ММ.ГГГГ пройти в органах местного самоуправления поселений на территории которых зарегистрированы, перерегистрацию с учётом дополнений в Закон, и предоставить в администрацию Шпаковского муниципального района справку. Поскольку ими не предоставлена справка о прохождении перерегистрации граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, их учетное дело передано в администрацию "адрес" для рассмотрения данного вопроса (л.д.17-18).
Из выписки из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, следует, что по результатам рассмотрения имеющихся в учетном деле документов установлено, что ФИО6Т. вместе с супругой ФИО6 зарегистрированы и проживают по адресу "адрес" в домовладении, принадлежащем с ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности сыну ФИО9 Таким образом, ФИО6Т. в соответствии со ст.31 ЖК РФ является членом семьи собственника жилого помещения совместно с ним проживающий. В связи с чем, ФИО6Т. составом семьи 2 человека признан утратившим основания, дающие ему право на обеспечение жилым помещением.
Постановлением администрации МО г.Михайловска СК N от ДД.ММ.ГГГГ согласно рекомендации комиссии ФИО6Т. составом семьи 2 человека снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с вынесением соответствующего извещения от ДД.ММ.ГГГГN и направлением ответа ДД.ММ.ГГГГ об утрате права на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что у ответчика не имелось оснований для снятия ФИО1 с супругой с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, так как их жилищные условия не улучшились и основания для улучшения жилищных условий заявителя не отпали. ФИО6Т. не обеспечен жилой площадью, своего жилья не имеет, право на жилое помещение, в котором проживает, не приобрел. Так же суд установил, что при снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ответчиком незаконно была учтена жилая площадь дома его сына, поскольку ни истец, ни его супруга права собственности не имеют, права постоянного пользования данным жилым помещением в качестве члена семьи собственника жилого помещения не приобрели. Членом семьи собственника не являются, общего хозяйства с ним не вели и не ведут, проживают в доме сына в соответствии с ч.7 ст.31 ЖК РФ по соглашению с собственником до получения своего жилого помещения.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям, которые предусмотрены ЖК. Граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного Кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного Кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно п.25.1 Порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в крае, утвержденном решением исполнительного комитета Ставропольского краевого совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 325, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого у граждан отпали основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. Данные положения продублированы в п. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ. Граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае их улучшения, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Согласно п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В силу п.2 ст.7 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-1 (в редакции ДД.ММ.ГГГГ) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством РФ в список граждан на получение жилья, независимо от срока проживания в данной местности.
В соответствии с п.3 "б" Положения "О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 845 от ДД.ММ.ГГГГ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания.
П. 4 ч. 1 ст. 7 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах полномочий возложена обязанность предоставлять вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение.
В соответствии с частью 7 статьи "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-кз "О некоторых вопросах в области жилищных отношений в "адрес"" (далее - Закон N-кз), постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN-п "О мерах по реализации "адрес" "О некоторых вопросах в области жилищных отношений в "адрес"" граждане, признанные малоимущими, иные граждане, имеющие право на предоставление им жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством "адрес", и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ежегодно в период с 1 января по 1 апреля проходят перерегистрацию. По результатам перерегистрации органами, осуществляющими принятие на учет, уточняются списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Перерегистрация граждан осуществляется в следующем порядке:
в случае если у гражданина за истекший период не произошло изменений в учетных данных, отраженных в ранее представленных документах (или их Составе), подтверждающих его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (далее - документы), то гражданин представляет в орган, осуществляющий принятие на учет, расписку, в которой он подтверждает неизменность ранее представленных им документов;
в случае если в учетных данных, отраженных в ранее представленных документах (или их составе), произошли изменения, то гражданин представляет документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае органы, осуществляющие принятие на учет, проводят проверку обоснованности отнесения гражданина к нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с учетом вновь представленных документов. При необходимости проводят дополнительное обследование жилищных условий гражданина.
По результатам рассмотрения имеющихся в учетном деле документов (л.д.32-34) установлено, что семья ФИО1 принята органом местного самоуправления на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1 состояла на данном учете в едином общем списке под порядковым номером 575 и в отдельном списке по категории вынужденный переселенец под порядковым номером 10.
С 1998 года ФИО6Т. с супругой зарегистрированы и проживают по адресу: "адрес". Данное домовладение принадлежит на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ сыну истца ФИО9 на основании постановления главы Шпаковской сельской администрации "адрес"N от ДД.ММ.ГГГГ и постановления главы "адрес" от ДД.ММ.ГГГГN, который зарегистрирован по этому же адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства является жилой дом, либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Частью 1 ст.31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из обоснования иска следует, что начиная с 2007 года и по настоящее время семья ФИО1 проживает в одной из комнат дома на основании ежегодно заключаемых с сыном договоров краткосрочного найма жилого помещения, получает социальные услуги на основании договора с Государственным бюджетным учреждением социального обслуживания "Шпаковский комплексный центр социального обслуживания населения", жильем не обеспечен.
В силу требований ст.56 ГПК РФ, с учетом подлежащих применению к спорным правоотношениям положений ст.ст.30,31 ЖК РФ, на истце лежит обязанность по доказыванию того факта, что он не является членом семьи своего сына.
Исходя из совокупности представленных сторонами в материалы дела доказательств усматривается, что семья ФИО1 зарегистрирована по месту жительства в строящемся сыном истца ФИО9 доме по "адрес" с 1998 года.
Представленные истцом в дело копии договоров найма жилого помещения, заключенных с сыном ФИО9 в период с 2007 года по 2017 год, находятся в противоречии с имеющимися в учетном деле справками администрации МО "адрес" от 2006-2014 г.г. о проживании ФИО1 и ФИО6 в составе семьи и в доме сына ФИО9 и не могут являться доказательством утраты истцом статуса члена семьи сына.
Вместе с тем, как видно из дела, первый договор найма заключен спустя 9 лет с момента регистрации и проживания истца в доме по "адрес", которая носит постоянный характер.
Доказательств предоставления истцом в орган местного самоуправления до момента принятия оспариваемого решения соглашения с собственником жилья, определяющего права ФИО1 иначе, чем это предусмотрено ст.31 ЖК РФ и бесспорно подтверждающего обстоятельства вселения семьи истца в дом не в качестве членов семьи собственника жилого помещения, в деле не имеется.
Не опровергают перечисленные выше обстоятельства и ошибочные суждения суда первой инстанции о том, что собственник дом работает в другом населенном пункте и проживает в ином жилом помещении, т.е. отдельно от истца и его супруги, поскольку данный факт сам по себе не исключает возможность вселения истца в жилое помещение именно в качестве члена семьи застройщика, в последующем собственника жилого дома, учитывая, что гражданин при реализации своих жилищных прав может проживать в другом жилом помещении, а не только в том, в котором проживают вселенные им в качестве членов семьи лица.
Таким образом, ФИО6Т. в соответствии со статьей 31 ЖК РФ является членом семьи собственника жилого дома общей площадью 232,9 кв.м., следовательно, на каждого проживающего в этом жилом помещении приходится по 77,6 кв.м., что более учетной нормы (12 кв.м.), в связи с чем, ответчик правомерно в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ признал основания, дающие ФИО1 право на получение социального жилого помещения, утратившими и принял решение о снятии его с супругой с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска.
Ввиду изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 06 июня 2017 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять по делу новое решение которым в удовлетворении иска ФИО1 к администрации МО г.Михайловска Шпаковского района Ставропольского края о признании незаконным постановления о снятии с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях и признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.