Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 18 августа 2017 г. по делу N 33а-196/2017
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Семенова О.М.,
судей: Бессонова Ю.А.,
Демченко Р.А.,
при секретаре Масловой О.В., с участием представителя административного ответчика - Юсова В.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Булдаковой Е.П. на решение Пермского гарнизонного военного суда от 19 мая 2017 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление начальника пункта отбора на военную службу по контракту (2 разряда) г. Киров Алексеева И.В. об оспаривании решения начальника отделения (территориального, г. Киров) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Демченко Р.А., изложившего обстоятельства административного дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поданных на неё возражений, выслушав объяснения представителя административного ответчика Юсова В.В. в поддержку доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
Алексееву, заключившему первый контракт о прохождении военной службы в мае 1993 года, решением начальника отделения (территориального, г. Киров) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "ЦРУЖО") от 22 марта 2017 года N 8 было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с непредставлением документов, подтверждающих право состоять на таком учете.
Полагая свои права нарушенными, Алексеев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отделения (территориального, г. Киров) ФГКУ "ЦРУЖО МО" от 22 марта 2017 года N 8 об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязать названное должностное лицо принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, учесть его право как командира воинской части на дополнительную жилую площадь и внести сведения об этом в соответствующую базу.
Рассмотрев данное административное исковое заявление, Пермский гарнизонный военный суд решением от 19 мая 2017 года требования Алексеева удовлетворил частично, признав незаконным вышеупомянутое решение должностного лица об отказе в принятии Алексеева на учет нуждающихся в жилых помещениях и обязав его повторно рассмотреть заявление Алексеева о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
В удовлетворении остальной части требований о возложении на начальника отделения (территориального, г. Киров) ФГКУ "ЦРУЖО МО" обязанности о постановке административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях с учетом права на дополнительную жилую площадь отказано.
Не согласившись с таким решением суда, представитель административного ответчика - начальника отделения (территориального, г. Киров) ФГКУ "ЦРУЖО МО" - Булдакова Е.П. подала апелляционную жалобу, в которой в связи с нарушением норм материального права просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Алексеева отказать.
В обоснование жалобы Булдакова, давая собственный анализ обстоятельств дела, указывает, что в соответствии с п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, при подаче заявления военнослужащий обязан приложить к нему выписки из домовых книг, копии финансово-лицевых счетов с мест жительства за последние пять лет до подачи заявления.
Алексеевым при подаче заявления не были представлены такие документы на служебное жилое помещение в городе "адрес", на два жилых помещения в "адрес", и документы, подтверждающие необеспечение жилыми помещениями в "адрес", где Алексеев проходил военную службу в период с августа 2011 года по октябрь 2012 года, в связи с чем ему было правомерно отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Административным истцом на данную апелляционную жалобу поданы возражения, в которых он, не соглашаясь с доводами апелляционной жалобы, просит оставить её без удовлетворения, а решение суда без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и поданных на неё возражениях, выслушав объяснения представителя административного ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с абз. 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 28 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган заявление, к которому наряду с другими документами прилагаются выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления.
Такое же требование содержится и п. в 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкции), который предусматривает, что в случае если по результатам принятых военнослужащим мер вышеупомянутые документы не могут быть получены, военнослужащий представляет документы, свидетельствующие о невозможности их получения.
По делу установлено, что 6 февраля 2017 года Алексеев при подаче заявления о признании нуждающимся в жилом помещении помимо документов, удостоверяющих личность и подтверждающих прохождение военной службы, приложил справку о сдаче служебного жилого помещения в "адрес", копию лицевого счета на жилое помещение по адресу: "адрес", где Алексеев и его супруга были зарегистрированы соответственно с декабря 2015 года и с апреля 2016 года, копию лицевого счета на жилое помещение по адресу: "адрес", копию лицевого счета на жилое помещение по адресу: "адрес" с указанием, что домовая книга по указанному адресу не ведется. В упомянутых жилых помещениях была зарегистрирована супруга административного истца соответственно в периоды с ноября 1996 года по сентябрь 2012 года и сентября 2012 года по апрель 2016 года.
7 февраля 2017 года Алексеев письменно сообщил начальнику отделения (территориального, г. Киров) ФГКУ "ЦРУЖО МО" о невозможности представить выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета с места жительства в "адрес", обосновав это переводом к новому месту военной службы в "адрес" в августе 2011 года, а также тем, что данное жилое помещение имело статус служебного и было им сдано с получением соответствующей справки.
16 марта 2017 года начальником отделения (территориального, г. Киров) ФГКУ "ЦРУЖО МО" Алексеев был письменно проинформирован о необходимости предоставить выписки из домовых книг с мест жительства в "адрес" и в "адрес" а также выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с места жительства в "адрес", а также жилых помещений, находящихся по адресам: "адрес"
21 марта 2017 года Алексеев представил выписку из домовой книги на снимаемое им жилое помещение в "адрес" и сообщил о том, что копии финансовых лицевых счетов с мест жительства его и супруги в "адрес" им были представлены при подаче заявления, и о невозможности представления выписки из домовой книги и копии финансово-лицевого счета с места жительства в "адрес", вновь мотивировав это переводом в 2011 году к новому месту военной службы в "адрес" и отсутствием у него возможности получить требуемые документы.
Отказывая Алексееву в признании нуждающимся в жилом помещении, начальник отделения (территориального, г. Киров) ФГКУ "ЦРУЖО" в решении от 22 марта 2017 года указал, что им не были представлены документы, предусмотренные ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом по письменному уведомлению о необходимости представить недостающие документы Алексеев их не представил.
Признавая такое решение должностного лица незаконным, гарнизонный военный суд пришел к выводу, что административным истцом были представлены все необходимые документы - копии финансовых лицевых с мест жительства в "адрес" и в "адрес", а представления таких документов с места жительства в "адрес" не требовалось, поскольку административный истец там не проживал с августа 2011 года, убыв к новому месту военной службы.
Однако суд первой инстанции не учел, что административный истец при обращении с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в феврале 2017 года административный истец в соответствии с подп. "д" п. 1 Инструкции был обязан представить выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета на ранее предоставленное жилое помещение в "адрес", чего им сделано не было.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что представление Алексеевым данных документов не требовалось, является ошибочным. Оставлено судом первой инстанции без внимания и то, что Алексеевым не были представлены выписки из домовых книг со всех мест жительства, кроме "адрес".
Учитывая, что вышеупомянутой Инструкцией на военнослужащих при обращении о постановке на учет нуждающихся возложена обязанность представлять либо выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов, либо документы, подтверждающие невозможность их получения, в то время как административный истец этих документов не представил, ограничившись письменными объяснениями, вывод суда первой инстанции о незаконности отказа Алексееву в признании нуждающимся в жилом помещении на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации является безосновательным и не соответствует установленным обстоятельствам административного дела.
В связи этим на основании п. 3 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение Пермского гарнизонного военного суда от 19 мая 2017 года в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307-308, п. 2 ст. 309, п. 3 ч. 2 ст. 310, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
решение Пермского гарнизонного военного суда от 19 мая 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению начальника пункта отбора на военную службу по контракту (2 разряда) г. Киров Алексеева И.В. об оспаривании решения начальника отделения (территориального, г. Киров) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Алексеева И.В. отказать.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда Р.А. Демченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.