Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 29 августа 2017 г. по делу N 33а-211/2017
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Семенова О.М.,
судей: Белкина И.В.,
Сафонова К.С.,
при секретаре Кусковой Е.Ю.,
с участием прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Клопоцкого С.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Силаева Д.В. на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 15 июня 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего авиационной комендатуры "адрес" Силаева Д.В. об оспаривании действий главнокомандующего Воздушно-космическими силами (далее - ВКС) и командира учебной авиационной базы (2 разряда, г. Сызрань), связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава названной учебной авиационной базы.
Заслушав доклад судьи Сафонова К.С., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, а также заключение прокурора Клопоцкого С.В., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд
установил:
Силаев, проходивший военную службу в авиационной комендатуре ("адрес"), структурно входящей в состав учебной авиационной базы (2 разряда, г. Сызрань), приказом главнокомандующего ВКС от 6 марта 2017 года N досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - ОШМ), и приказом начальника Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (далее - ВУНЦ ВВС "ВВА") от 13 марта 2017 года N исключен из списков личного состава названной учебной авиационной базы с 20 марта 2017 года.
Находя свои права нарушенными, Силаев обратился в Саратовский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать вышеуказанные приказы незаконными, отменить их и восстановить его на военной службе. Свои требования административный истец обосновал тем, что командованием была нарушена процедура его увольнения, поскольку перед увольнением с военной службы он вопреки решению Саратовского гарнизонного военного суда от 25 ноября 2016 года не был зачислен в распоряжение. Решение о его увольнении командованием принято без реализации его права на прохождение военно-врачебной комиссии и права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства в "адрес". Также, по мнению Силаева, главнокомандующий ВКС был неправомочен принимать решение о его увольнении с военной службы.
Рассмотрев административное исковое заявление Силаева, Саратовский гарнизонный военный суд решением от 15 июня 2017 года в удовлетворении требований административного истца отказал.
Не согласившись с решением, Силаев подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и принять новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы административный истец указывает, что в адрес главнокомандующего ВКС вместе с представлением начальника ВУНЦ ВВС "ВВА" от 14 февраля 2017 года был направлен его рапорт об увольнении в связи с ОШМ от 8 апреля 2015 года, несмотря на то, что 31 августа 2016 года им был подан другой рапорт, в котором он указал о нежелании увольняться и о намерении продолжить военную службу в пределах срока действующего контракта, но названный рапорт был проигнорирован командованием. При этом с содержанием представления к увольнению он ознакомлен не был, что лишило его возможности подать на него возражения.
Далее в апелляционной жалобе Силаев полагает, что командованием нарушен порядок увольнения с военной службы, поскольку, в связи с ОШМ он не был зачислен в распоряжение для решения вопросов дальнейшего прохождения им военной службы, о чем имеется вступившее в законную силу решение Саратовского гарнизонного военного суда от 25 ноября 2016 года, оставшееся не исполненным, а также он был лишен права на освидетельствование военно-врачебной комиссией (далее - ВВК) и, вопреки требованиям закона, уволен без обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства в "адрес".
В заключение апелляционной жалобы административный истец считает оспариваемый приказ главнокомандующего ВКС незаконным в силу отсутствия у названного должностного лица полномочий на его увольнение, поскольку контракт о прохождении с военной службы был им заключен с Министром обороны Российской Федерации.
Изложенные в апелляционной жалобе обстоятельства, по утверждению ее автора, не были надлежаще учтены и оценены судом первой инстанции.
Не согласившись с доводами апелляционной жалобы, участвовавший в деле старший помощник военного прокурора Саратовского гарнизона подполковник юстиции Осипов Ю.А. и административный ответчик - командир учебной авиационной базы (2 разряда, г. Сызрань) полковник Цикалов А.С. подали на нее возражения, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу Силаева - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Клопоцкого С.В., окружной военный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Вопреки мнению административного истца, решение Саратовского гарнизонного военного суда от 15 июня 2017 года является правильным по существу и соответствует требованиям ст. 176 - 180 КАС Российской Федерации. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом на основе анализа и оценки совокупности представленных сторонами доказательств, достаточных для правильного разрешения заявленных требований, доводы сторон получили надлежащую оценку в решении. При этом существенных нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
В силу пп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Подпунктом "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, установлено, что увольнение военнослужащего в связи с ОШМ может производиться при отсутствии других оснований для увольнения при сокращении занимаемой им воинской должности, невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность.
По делу объективно установлено, чтоувольнение Силаева с военной службы было обусловлено сокращением занимаемой им воинской должности в силу проводимых ОШМ на основании директивы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 29 мая 2013 года N. При этом Силаеву командованием неоднократно предлагались высшие воинские должности, были созданы необходимые условия для реализации отношения о назначении на должность в другом роде войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также проводились беседы с целью реализации его права на дальнейшее прохождение военной службы в соответствии с имеющейся у него военно-учетной специальностью с учетом реальных возможностей его размещения на вакантных воинских должностях, однако от предложенных воинских должностей он отказался. Эти обстоятельства подробно изложены в обжалуемом судебном решении с приведением совокупности исследованных судом доказательств и сомнению в апелляционной жалобе не подвергаются.
При таких обстоятельствах, с учетом отказа Силаева от предложенных воинских должностей, невозможности его назначения на другие должности, его волеизъявления в форме рапорта об увольнении от 8 апреля 2015 года, подтвержденного в листе беседы, у командования были основания для его увольнения с военной службы в связи ОШМ, независимо от подачи им иных рапортов о желании продолжить военную службу, к правильному выводу о чем пришел суд первой инстанции.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что каких-либо препятствий к увольнению Силаева с военной службы, равно как и нарушений процедуры его увольнения не имелось.
Факт неознакомления административного истца с представлением об увольнении с военной службы не имеет существенного значения, о чем правильно указывается в обжалуемом судебном решении.
Отсутствие формального приказа командования о зачислении Силаева в связи с ОШМ в распоряжение, невзирая на наличие вступившего в законную силу судебного решения, указанного в апелляционной жалобе, на существо дела не влияет, поскольку увольнение военнослужащего с военной службы законодательством не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия такого приказа. Вместе с тем, материалы дела свидетельствуют о том, что упомянутое выше судебное решение командованием учебной авиационной базы (2 разряда, г. Сызрань) было исполнено, а фактическое зачисление административного истца в распоряжение не состоялось ввиду его увольнения, чему в обжалуемом решении также дана надлежащая оценка.
Несостоятельным является довод Силаева о лишении его права пройти освидетельствование ВВК, поскольку он опровергается исследованными судом доказательствами.
Из материалов дела усматривается, что Силаев в период с 30 мая по 8 июня 2016 года находился на лечении и обследовании в филиале N 2 ФГКУ "428 Военный госпиталь" МО Российской Федерации (далее - 428 ВГ), после чего был освидетельствован ВВК с признанием его годным к военной службе. Это заключение не содержало предписания о повторном освидетельствовании ВВК, а включало рекомендацию о повторном обследовании через 6 месяцев по желанию военнослужащего, о чем Силаев к командованию не обращался. При этом само заключение ВВК с учетом требований п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, сохраняло силу в течение года и на момент увольнения Силаева являлось действующим. Достаточных оснований для пересмотра заключения ВВК в отношении административного истца и его повторного освидетельствования у командования не имелось, что в частности следует и из пояснений специалиста - председателя ВВК 428 ВГ
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим данного пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 названного Федерального закона.
В соответствии с п. 14 ст. 15 указанного Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Вышеприведенная норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, применяется к военнослужащим, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, в зависимости от основания их увольнения и обеспеченности жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы.
Аналогичная правовая норма содержится в п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237. Этой же нормой предусмотрено, что при желании увольняемых военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из приведенных положений следует, что препятствий для увольнения военнослужащих, обеспеченных жилыми помещениями по месту военной службы, не имеется, поскольку за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении по избранному после увольнения месту жительства.
При этом положения п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также п. 14 ст. 15 названного закона, согласно которому при наличии у военнослужащего по месту военной службы жилого помещения, в случае перемены места жительства, его сдача производится при получении жилого помещения по избранному месту жительства, не содержат указания на форму собственности и статус жилого помещения, в котором проживает увольняемый военнослужащий по месту военной службы.
Таким образом, непредоставление военнослужащему жилья по избранному месту жительства при условии его обеспеченности по установленным нормам служебным жилым помещением по месту военной службы само по себе препятствием для увольнения не является.
Такой вывод согласуется с правовыми позициями, изложенными в решении Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 года N ВКПИ07-30 и п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
Судом первой инстанции по делу объективно установлено и не оспаривается в апелляционной жалобе, что административный истец по последнему месту службы на основании договора найма служебного жилого помещения от 19 октября 2012 года N обеспечен служебным жилым помещением по адресу: "адрес" общей площадью 74,3 кв.м., на состав семьи 4 человека, то есть по 18,57 кв.м на каждого, что выше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной решением Районного Совета объединенного муниципального образования Пугачевского района Саратовской области от 17 марта 2005 года N.
При этом, как усматривается из содержания решения начальника 5 отдела (г. Саратов) Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 4 марта 2014 года N и фотофиксации электронной базы данных, Силаев с января 2014 года принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и с 2016 года состоит на данном учете с составом семьи 4 человека по избранному месту жительства в "адрес".
При таких данных необеспеченность административного истца и членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания по избранному месту жительства также не является препятствием к его увольнению с военной службы, к правильному выводу о чем пришел суд первой инстанции.
Согласно положениям Порядка реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 3733, главнокомандующий ВКС вправе принимать решения об увольнении с военной службы военнослужащих воинских частей и организаций, занимающих воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания до подполковника, капитана 2 ранга включительно. С учетом штатной категории воинской должности, ранее занимаемой Силаевым, его довод об отсутствии у названного должностного лица полномочий по его увольнению с военной службы является надуманным.
Оспариваемый Силаевым приказ начальника ВУНЦ ВВС "ВВА" от 13 марта 2017 года N (по строевой части) издан командиром учебной авиационной базы (2 разряда, г. Сызрань) также правомочно, принимая во внимание подчиненность ему авиационной комендатуры ("адрес") и делегированные ему соответствующим должностным лицом полномочия по изданию таких приказов, что усматривается из содержания приказа начальника ВУНЦ ВВС "ВВА" от 20 июля 2015 года N 810 и копии доверенности от 1 августа 2016 года N 3.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных ст. 310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции, констатируя его законность и обоснованность, а доводы апелляционной жалобы административного истца находит несостоятельными и не способными поставить под сомнение законность принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
решение Саратовского гарнизонного военного суда от 15 июня 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего авиационной комендатуры ("адрес") Силаева Д.В. об оспаривании действий Главнокомандующего Воздушно-космическими силами и командира учебной авиационной базы (2 разряда, г. Сызрань), связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава названной учебной авиационной базы, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца Силаева Д.В. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда К.С. Сафонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.