Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.,
судей Шилова А.Е., Улановой Е.С.,
при секретаре Татариновой Г.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары на решение Самарского районного суда г. Самары от 26 июня 2017 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Красноглинскому району г. Самары (далее - ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Скиба Л.Б. о взыскании суммы недоимки по земельному налогу и пени, указав, что административный ответчик является плательщиком земельного налога.
В нарушение требований статьи 45 Налогового кодекса РФ административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога, в связи с чем имеет задолженность по земельному налогу за 2013 год в размере 1 831 456,73 руб. За несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога административному ответчику начислены пени.
Требование об уплате налога и пени N 220981 до настоящего времени налогоплательщиком Скиба Л.Б. не исполнено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив заявленные требования, ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары просила суд взыскать с Скиба Л.Б. земельный налог в размере 1 825 273,10 руб. и пени в размере 6 547,46 руб., а всего 1 831 820,56 руб.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 26 июня 2017 года административный иск ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары удовлетворен частично.
С Скиба Л.Б. в пользу ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары взыскана сумма недоимки по земельному налогу за 2013 год в размере 270 353,39 руб., пени в размере 966,55 руб., а всего 271 319,94 руб. В удовлетворении остальной части заявленных ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары требований отказано.
Кроме того, с Скиба Л.Б. в доход муниципального бюджета городского округа Самара взыскана государственная пошлина в размере 5 913,2 руб.
В апелляционной жалобе ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары просит решение суда частично отменить, взыскать с Скиба Л.Б. земельный налог в размере 1 831 456,73 руб. и пени в размере 6 547,46 руб.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары - Алейникова С.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Скиба Л.Б. - Слюсарь Г.А. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения - п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Скиба Л.Б. является собственником земельных участков, расположенных по адресу: "адрес" с кадастровыми номерами: N
Налоговым органом за 2013 год налогоплательщику Скиба Л.Б. был исчислен земельный налог на указанные земельные участки в общей сумме 1 831 456,73 руб. и направлено налоговое уведомление N 256544 об уплате земельного налога с указанием срока исполнения обязанности до 01.12.2014 г. (т. 1 л.д. 45).
14.12.2014 г. в адрес Скиба Л.Б. направлено требование N 220981 об уплате налога в размере 1 831 456,73 руб. и пени в размере 6 547,46 руб. Срок исполнения требования установлен до 04.02.2015 г. (т. 1 л.д. 4).
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Установлено, что налогоплательщик земельный налог в размере, указанном в налоговом уведомлении и требовании, не уплатил, в связи с чем в установленный законом срок налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
22.06.2015 г. по заявлению ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары вынесен судебный приказ о взыскании с Скиба Л.Б. недоимки по земельному налогу за 2013 год в размере 1 831 456,73 руб. и пени в размере 6 547,46 руб.
Определением мирового судьи судебного участка N 31 Самарского судебного района г. Самары от 24.10.2016 г., судебный приказ от 22.06.2015 г. отменен (т. 1 л.д. 12).
Разрешая заявленные налоговым органом требования о взыскании с административного ответчика земельного налога и пени, суд правильно исходил из того, что обязанность по уплате налога Скиба Л.Б. как налогоплательщиком до настоящего времени не исполнена, поэтому земельный налог и пени подлежат взысканию в принудительном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса (в редакции, действующей в спорный период) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Определяя размер земельного налога, подлежащего взысканию за 2013 год, суд установил, что земельные участки с кадастровыми номерами N, принадлежащие на праве собственности Скиба Л.Б., образовались 15 января 2013 года путем раздела земельного участка с кадастровым номером N.
Земельный участок с кадастровым номером N был образован в апреле 2009 года путем раздела земельного участка с кадастровым номером N.
Из материалов дела также усматривается, что земельный участок с кадастровым номером N до 2011 года находился в составе Красноярского района Самарской области.
Согласно сведениям, содержащимся в кадастровом паспорте от 30.04.2009 г. N 63-00-102/09-176908, земельный участок относился к землям особо охраняемых территорий и объектов. Удельный показатель его кадастровой стоимости был равен 180,79 руб. за 1 кв.м.
В 2011 году городская черта городского округа Самара была изменена и земельный участок с кадастровым номером N вошел в состав городского округа Самара, что повлекло изменение его категории на земли населенных пунктов. Изменение административной принадлежности и категории земель послужило основанием к изменению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N.
В связи с образованием указанных земельных участков в январе 2013 года для целей определения налоговой базы в 2013 году должна использоваться кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 15.01.2013 г.
Как видно из материалов дела и сторонами не оспаривалось, кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков была установлена на 25.11.2013 г., что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (т. 1 л.д. 194-197).
Учитывая данные обстоятельства, суд правильно указал, что исчисление суммы налога на землю за 2013 год исходя из кадастровой стоимости земельных участков, является необоснованным, поскольку по состоянию на 15.01.2013 г. (дата формирования земельных участков), кадастровая стоимость определена и утверждена не была.
В отношении земель категории "населенных пунктов" с января 2009 года действовало постановление Правительства Самарской области N 473 от 10.12.2008 г., которое для целей налогообложения действовало до 1 января 2014 года.
В соответствии с пп. 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков, в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (приказ Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222), в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта, кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Таким образом, удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, должен равняться удельному показателю кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N. Однако удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N не был определен, поскольку на момент утверждения постановления Правительства Самарской области N 473 от 10.12.2008 г. данный земельный участок не существовал.
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (далее - Правила), и пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 (далее - Методические указания), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.
В силу пункта 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов применительно к 17 видам разрешенного использования (пункт 1.2 Методических указаний).
Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется в разрезе видов разрешенного использования, установленных в пункте 1.2 Методических указаний.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Вместе с тем вид разрешенного использования земельного участка, указанный в правоустанавливающих документах, может быть сформулирован так, что он допускает неоднозначное толкование. В таком случае отнесение земельного участка к одной из групп должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого владельцем участка, а также назначения объектов недвижимости, расположенных на этом участке.
По смыслу пункта 2.2 подпункта 2.2.4 Методических указаний, определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп. Это предполагает необходимость отнесения на основании имеющейся у оценщика информации каждого оцениваемого участка к одной из групп (подгрупп) видов разрешенного использования. Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка.
Из материалов дела усматривается, что вид разрешенного использования принадлежащих административному ответчику земельных участков с кадастровыми номерами N в правоустанавливающих документах определен как "для использования земельного участка под объекты недвижимого имущества".
Соответственно, указанный вид разрешенного использования не является определенным, допускает различное толкование, поэтому отнесение вида разрешенного использования земельных участков к группам, предусмотренным в пункте 1.2 Методических указаний, должно осуществляться с учетом правового зонирования территории (вид разрешенного использования).
Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, по состоянию на 15.01.2013 г. должна определятся, согласно постановлению Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 г. N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", с учетом правового зонирования территории исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка за 1 кв.м.
В соответствии со сведениями, представленными Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара на земельные участки с кадастровыми номерами N, указанные объекты расположены в ландшафтно-рекреационной зоне (т. 2 л.д. 7-9).
Вступившими в законную силу решениями Самарского областного суда от 03.09.2015 г. и 07.09.2017 г. по заявлению Скиба Л.Б. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости также определено, что земельные участки с указанными кадастровыми номерами расположены в зоне природных ландшафтов - Р3.
По городскому округу Самара для земельных участков, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, согласно постановлению Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 г. N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Самарской области
Среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе видов разрешенного использования в рублях за один квадратный метр земли для земельных участков, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, составляет 619,51 руб. за 1 кв.м.
С учетом изложенного, по состоянию на 15.01.2013 г. кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка с кадастровым номером N должна составлять 5 137 596,43 руб.; с кадастровым номером N - 1 441 599,77 руб.; с кадастровым номером N - 409 496,11 руб.; с кадастровым номером N - 24 173 280,20 руб.
Принимая во внимание сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объекты налогообложения, суд пришёл к обоснованному выводу, что земельный налог за 2013 год, подлежащий уплате, на земельный участок с кадастровым номером N составляет 44 953,97 руб.; на земельный участок с кадастровым номером N - 10 812 руб.; на земельный участок с кадастровым номером N - 3 071,22 руб.; на земельный участок с кадастровым номером N - 211 516,20 руб.
Кроме того, на основании положений ст. 75 НК РФ суд обоснованно взыскал с административного ответчика пени за период с 02.12.2014 г. по 14.12.2012 г. в размере 966,55 руб.
Вопрос о взыскании с административного ответчика государственной пошлины, судом разрешен в соответствии с положениями ст. 114 КАС РФ, пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.
Доводы апелляционной жалобы ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары о неверно произведенном расчете земельного налога являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, данные доводы суд проверял полно и всесторонне, дал им соответствующую правовую оценку, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным. Оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары, не имеется, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к переоценке выводов суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 26 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.