Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Практика рассмотрения дел о недобровольной госпитализации граждан в медицинскую противотуберкулезную организацию
О госпитализации в недобровольном порядке граждан в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке судами области рассмотрено 9 дел (3 -Солнцевкий районный суд, 2 - Щигровский районный суд, 2 - Тимский районный суд, 1 -Медвенский районный суд, 1 - Поныровский районный суд), решения по которым также в апелляционном и кассационном порядке не обжаловались.
Кодекс административного судопроизводства впервые ввел самостоятельную главу (глава 31 КАС РФ), посвященную госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке. Ранее ГПК регулировал только процедуру рассмотрения дел о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке. По тем же правилам рассматривались и дела о принудительной госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию.
Согласно ст.7 Федерального закона от 18.06.2001г. N77-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (далее - Закон о предупреждении распространения туберкулеза) противотуберкулезная помощь гражданам, больным туберкулезом, гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина, общедоступности. По общему правилу оказание противотуберкулезной помощи осуществляется при наличии информированного добровольного согласия гражданина на медицинское вмешательство. Исключения составляют случаи диспансерного наблюдения и госпитализации гражданина в медицинские противотуберкулезные организации для обязательного обследования и лечения в стационарных условиях (п.2 ст.9 и п.2 ст.10 Закона о предупреждении распространения туберкулеза).
Основания для обращения с административным исковым заявлением о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке приводятся в ч.1 ст.281 КАС РФ:
1) гражданин болен заразной формой туберкулеза и неоднократно нарушал санитарно-противоэпидемический режим;
2) гражданин болен заразной формой туберкулеза и умышленно уклоняется от обследования в целях выявления туберкулеза;
3) гражданин болен заразной формой туберкулеза и умышленно уклоняется от лечения туберкулеза.
Следует обратить внимание на то, что независимо от основания для обращения в суд обязательной составляющей является наличие заразной формы туберкулеза, а дополнительной - совершение лицом умышленных действий в различных вариациях. Все указанные выше обстоятельства одновременно являются и фактами, входящими в предмет доказывания по данной категории административных дел.
В соответствии со ст.13 Закона о предупреждении распространения туберкулеза лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом обязаны проводить назначенные медицинскими работниками лечебно-оздоровительные мероприятия, выполнять правила внутреннего распорядка медицинских противотуберкулезных организаций во время нахождения в таких организациях, выполнять санитарно-гигиенические правила, установленные для больных туберкулезом, в общественных местах.
Кроме того, согласно ст.10 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Невыполнение указанных обязанностей больными с заразной формой туберкулеза (т.е. активной формой туберкулеза, при которой происходит выделение микобактерий туберкулеза) может привести к подаче административного искового заявления в целях госпитализации в медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения в стационарных условиях.
По всем изученным делам в качестве оснований к подаче административного иска названы два: гражданин болен заразной формой туберкулеза и умышленно уклоняется от обследования в целях выявления туберкулеза; гражданин болен заразной формой туберкулеза и умышленно уклоняется от лечения туберкулеза.
Административное исковое заявление о госпитализации в недобровольном порядке гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию подается в суд руководителем медицинской противотуберкулезной организации, в которой больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением (ч.2 ст.281 КАС). Аналогичное правило содержится в ст.10 Закона о предупреждении распространения туберкулеза.
Вместе с тем, с иском соответствующего содержания может обратиться также прокурор, о чем свидетельствует судебная практика, в том числе, Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации (Определение Верховного Суда РФ от 12.01.2017г. N78-КГПР16-67).
Из представленных на обобщение дел только два иска были поданы руководителем медицинской противотуберкулезной организации, все остальные - прокурорами.
Согласно ч.2 ст.281 КАС РФ административное исковое заявление о госпитализации в недобровольном порядке гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию может быть подано только в отношении гражданина, который находится под диспансерным наблюдением. Указанное правило по изученным делам соблюдено.
Сроки подачи исковых заявлений рассматриваемого содержания законодателем не урегулированы.
Вместе с тем в статье 283 КАС РФ установлены правила, регулирующие процедуру рассмотрения административных дел о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке. При этом законодатель определил, что при наличии пробелов в правовом регулировании в части, не противоречащей нормам настоящей главы и иным федеральным законам, применяются правила гл.30 КАС о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке.
Подготовка к рассмотрению дела о госпитализации
в недобровольном порядке и рассмотрение дела
Административные исковые заявления по указанной категории дел принимаются к производству суда незамедлительно.
По семи делам определения о принятии иска к производству суда вынесены либо в день его поступления в суд, либо на следующий день, по двум делам судьями вынесены определения об оставлении административного иска без движения, ввиду не приложения к иску ряда обязательных документов.
В этой связи следует отметить, что помимо общих сведений, которые должны содержаться в административном исковом заявлении, в исковое заявление о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке необходимо включать:
- установленные федеральным законом основания для госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
- указания на заключение комиссии врачей и иные данные, обосновывающие требования административного истца.
К иску прилагаются (ч.4 ст.281 КАС РФ):
1) истории болезни гражданина;
2) заключение комиссии врачей противотуберкулезной медицинской организации с указанием диагноза, тяжести заболевания, обязательности диспансерного наблюдения, а также иные материалы, подтверждающие необходимость госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
3) документы, на основании которых составлено заключение комиссии врачей противотуберкулезной медицинской организации о помещении гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
4) документы, подтверждающие неоднократное нарушение гражданином, в отношении которого подано административное исковое заявление о госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, санитарно-противоэпидемического режима либо умышленное уклонение гражданина от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза;
5) документы, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 126 КАС РФ (уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора).
В пяти делах из девяти все документы, поименованные в ч.4 ст.281 КАС РФ, были приложены административными истцами при подаче иска.
По двум - судьей Щигровского районного суда вынесены определения об оставлении иска без движения, в связи не приложением к искам ряда обязательных документов.
Так по иску прокурора к Д. не были приложены документы, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 126 КАС РФ; по иску прокурора к Д. не были приложены заключение комиссии врачей противотуберкулезной медицинской организации с указанием диагноза, тяжести заболевания, обязательности диспансерного наблюдения, а также документы, на основании которых составлено заключение комиссии врачей противотуберкулезной медицинской организации о помещении гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.
Указанный подход представляется верным. Вместе с тем, по двум делам установлено иное.
Так к производству Тимского районного суда приняты два административных иска ОБУЗ "Тимская ЦРБ" к Б., к которым в нарушение п.4 ст.281 КАС РФ не были приложены документы, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 126 КАС РФ.
При этом, по основанию отсутствия сведений о вручении административным ответчикам копии иска и приложенных к нему документов суд оставил указанные административные иски без рассмотрения.
В данном случае процессуальные требования нарушены дважды. Во-первых, к производству суда были приняты иски без приложения обязательных документов. Во-вторых, по смыслу п.5 ч.1 ст.196 КАС РФ, установив указанное обстоятельство в ходе рассмотрения административного дела, суд был обязан предложить истцу устранить указанные недостатки, либо устранить их самостоятельно. В любом случае невручение ответчику по делу копий иска и приложенных ему документов не может быть единственным основанием к оставлению административного иска без рассмотрения.
Дела данной категории, безусловно, обладают особой социальной значимостью, поскольку основания для госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке свидетельствуют о том, что административным ответчиком совершены действия, влекущие за собой нарушение конституционных прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. В связи с этим ч. 2 ст. 283 КАС устанавливает сокращенный срок рассмотрения таких административных дел - в течение пяти дней со дня принятия административного искового заявления к производству суда.
По общему правилу разбирательство административных дел во всех судах открытое, исключения составляют случаи, если материалы рассматриваемого административного дела содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, либо при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, на содержащиеся в административном деле сведения конфиденциального характера, на неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых может помешать правильному разбирательству административного дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн и нарушение прав и законных интересов гражданина. О разбирательстве административного дела в закрытом судебном заседании должно быть вынесено мотивированное определение суда (в отношении всего судебного разбирательства или его части).
В закрытом судебном заседании административное дело рассматривается и разрешается с соблюдением всех правил административного судопроизводства, на нем присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики. Указанные субъекты предупреждаются судом об ответственности за разглашение сведений, указанных в ч.2 ст.11 КАС.
Все дела указанной категории рассмотрены судами в открытых судебных заседаниях.
Рассмотрение административного дела о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке происходит в судебном заседании, о времени и месте проведения которого извещаются гражданин, в отношении которого подано административное исковое заявление о госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, или его законный представитель, представитель медицинской противотуберкулезной организации, в которой больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением, прокурор. Извещения направляются лицам, участвующим в деле, в порядке, установленном гл.9 КАС. Однако с учетом сокращенных сроков рассмотрения данной категории дел представляется, что способы направления судебных извещений должны обеспечивать наиболее быстрое получение корреспонденции, но с таким расчетом, чтобы лица, участвующие в деле, имели достаточный срок для подготовки к административному делу и для своевременной явки в суд (телефонограмма, телеграмма, факсимильная связь, СМС-сообщение и др.).
Участие прокурора, представителя медицинской противотуберкулезной организации, в которой больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением, больного туберкулезом, в отношении которого решается вопрос об обязательных обследовании и лечении, или его законного представителя в судебном заседании обязательно (ч.ч.4, 5 ст.283 КАС РФ), что в полной мере судами соблюдается.
Вместе с тем, судам следует учитывать, что представительство в суде осуществляется в соответствии требованиями установленными главой 5 КАС РФ.
В соответствии с ч.1 ст.55 КАС РФ для представителей сторон по административным делам устанавливается требование об обязательном наличии высшего юридического образования. В связи с этим для участия в деле согласно ч. 3 ст.55 КАС РФ представители обязаны представить суду не только документы, подтверждающие их статус и полномочия, но и документы о своем образовании (за исключением адвокатов).
Суды, зачастую пренебрегая указанным требованием закона, допускают к участию в деле представителей медицинской противотуберкулезной организации, в которой больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением, без соответствующего подтверждения высшего юридического образования и с доверенностями, которые оформлены не в соответствии с законом, без указания конкретных полномочий по КАС. Содержание доверенностей излагается кратко и сводится к тому, что, как правило, врачу-фтизиатру доверяется право представлять интересы медучреждения по конкретному делу.
По делу по административному иску прокурора Солнцевского района к М. представитель медучреждения - врач-фтизиатр участвовал в судебном разбирательстве, вообще не представляя каких-либо документов о своих полномочиях.
Кроме того, по административному делу по иску прокурора Медвенского района к О. установлено не мотивированное назначение административному ответчику представителя - адвоката.
В отличие от дел, рассматриваемых в порядке главы 30 КАС РФ, где представитель административного ответчика назначается судом в соответствии с ч.4 ст.54 КАС РФ (ч.ч. 5, 6 ст.277 КАС РФ), по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, участие представителя гражданина, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, не является обязательным.
Поэтому участие в деле представителя административного ответчика по назначению суда в каждом случае должно быть мотивировано.
По указанному делу мотивированного определения суда (судьи) о необходимости назначения ответчику представителя нет. Дело рассмотрено судом с участием административного ответчика.
Аналогичная ситуация сложилась по делу по административному иску прокурора Поныровского района к П.
Решение суда
По результатам рассмотрения административного дела о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке суд выносит постановление в форме решения. Согласно ч.10 ст.11 КАС РФ если судебное разбирательство осуществлялось в закрытом судебном заседании, то суд объявляет публично только резолютивную часть решения.
При разрешении административного дела по существу суд может вынести только одно из двух возможных решений:
1) об удовлетворении административного иска, если установит наличие оснований для госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, т.е. если будут установлены все факты, входящие в предмет доказывания;
2) об отказе в удовлетворении административного иска, если установит необоснованность требований, т.е. если не нашли подтверждения какие-либо факты, определенные в ч.1 ст.284 КАС РФ.
Содержание решения по данной категории дел должно полностью соответствовать общим правилам, установленным в ст.180 КАС РФ. Однако специфика производства по делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке предопределяет дополнительные требования к содержанию вводной части решения. Так, должно быть обязательно указано место проведения судебного заседания. Помимо вышеупомянутого правила, представляется, что в вводной части судебного решения должно также содержаться указание на то, в открытом или закрытом судебном заседании рассматривалось дело.
Из девяти представленных на обобщение дел указанной категории семь исков удовлетворены, производство по одному прекращено в связи со смертью административного ответчика, и по одному из дел - исковое заявление отставлено без рассмотрения.
В статье 284 КАС РФ определены обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении административного дела о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.
К таким обстоятельствам относятся:
- наличие у гражданина, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, заболевания заразной формой туберкулеза;
- наличие фактов неоднократного нарушения гражданином, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, санитарно-противоэпидемического режима либо умышленного уклонения от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза.
В соответствии с положениями ст.1 Федерального закона от 18.06.2001г. N77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" заразная форма туберкулеза - активная форма туберкулеза, при которой происходит выделение микобактерий туберкулеза.
Помимо указанного Федерального закона, при рассмотрении дел этой категории следует пользоваться Порядком диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.12.2001г. N892, Инструкцией по организации диспансерного наблюдения и учета контингентов противотуберкулезных учреждений, утвержденной приказом Минздрава РФ от 21.03.2003г. N109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в РФ".
Из ст.10 ФЗ N77-ФЗ следует, что решение о госпитализации принимается судом по месту нахождения медицинской противотуберкулезной организации, в которой больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением, а не по месту нахождения специализированной медицинской противотуберкулезной организации , в которую он будет госпитализирован.
Согласно п.2 Порядка диспансерное наблюдение за больными туберкулезом осуществляется в лечебно-профилактических специализированных противотуберкулезных учреждениях (отделениях, кабинетах) по месту жительства, работы, службы, учебы содержания больного в следственном изоляторе или исправительном учреждении. Из п. 4 Порядка следует, что решение о необходимости диспансерного наблюдения принимается комиссией врачей, назначаемой руководителем лечебно- профилактического специализированного противотуберкулезного учреждения в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Согласно п.3 ст.9 ФЗ N77-ФЗ решение о необходимости диспансерного наблюдения или о его прекращении принимается комиссией врачей, назначенной руководителем медицинской противотуберкулезной организации, которая оказывает противотуберкулезную помощь амбулаторно, и оформляется в медицинских документах записью об установлении диспансерного наблюдения или о его прекращении, о чем в письменной форме извещается лицо, подлежащее диспансерному наблюдению.
Согласно Инструкции по централизованному контролю за диспансерным наблюдением больных туберкулезом, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2003г. N109, при противотуберкулезном диспансере приказом главного врача создается центральная врачебная контрольная комиссия (ЦВКК), которая подтверждает либо снимает диагноз активного туберкулеза. Согласно этой инструкции после установления диагноза активного туберкулеза заполняется извещение (форма N089 Т/У- 2003). Решение о постановке на диспансерный учет и снятии с него вручается либо направляется больному в письменной форме районным/участковым фтизиатром после подтверждения диагноза ЦВКК.
Таким образом, при рассмотрении указанной категории дел необходимо устанавливать и подтверждать соответствующими доказательствами следующее:
- принималось ли решение о постановке гражданина на диспансерный учет, направлялось ли оно ему, не снят ли гражданин с данного учета.
- в какой медицинской противотуберкулезной организации больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением.
Как следует из ст. 1 ФЗ N77-ФЗ, закон различает активную форму туберкулеза и его заразную форму.
Заразная форма туберкулеза - это активная форма туберкулеза, при которой происходит выделение микобактерий туберкулеза.
Таким образом, из ст.10 ФЗ N77-ФЗ следует, что не любой больной активной формой туберкулеза может быть принудительно госпитализирован, а только при наличии у него заразной формы туберкулеза.
Пункт 1.2 Инструкции по применению клинической классификации туберкулеза, утвержденной Приказом Минздрава России от 21.03.2003г. N109 предусмотрено, что характеристика туберкулезного процесса дается в том числе, по наличию или отсутствию в диагностическом материале, полученном от больного, микобактерий туберкулеза (МБТ). Так бактериовыделение бывает: с выделением микобактерий туберкулеза (МБТ+) и без выделения микобактерий туберкулеза (МБТ-).
Следовательно, если в диагнозе указано МБТ- это не заразная форма туберкулеза.
Кроме того, принудительной госпитализации подлежат больные заразными формами туберкулеза, которые или неоднократно нарушали санитарно-противоэпедимический режим, или умышленно уклонялись от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза.
Таким образом, приведенные юридически значимые обстоятельства должны быть подтверждены доказательствами.
На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что принудительно может быть госпитализирован в стационар гражданин при совокупности следующих условий:
1. Центральной врачебной контрольной комиссией подтверждено наличие у гражданина активной формы туберкулеза.
2. Комиссией врачей принято решение о необходимости диспансерного наблюдения и оно в отношении него на момент рассмотрения дела не прекращено.
3. Об установлении диспансерного наблюдения гражданин извещен в письменной форме.
4. Гражданин страдает активной формой туберкулеза, при которой происходит выделение микобактерий туберкулеза (МБТ+).
5. Гражданин неоднократно нарушил санитарно- противоэпидемический режим или умышленно уклоняется от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза.
В качестве доказательств, можно предложить представить записи в медицинских документах, в которых отражены принятые решения о подтверждении наличия у гражданина активной формы туберкулеза и постановке его на диспансерный учет, доказательства, подтверждающие извещение гражданина в письменной форме об установленном диспансерном наблюдении, копии медицинской амбулаторной карты, копию извещения формы N089/У- туб, утвержденной приказом Минздрава РФ от 3.08.2003 г. N410, копию контрольной карты диспансерного наблюдения контингентов противотуберкулезных учреждений, копию медицинской карты лечения больного туберкулезом, доказательства, подтверждающие факт нарушения режима и уклонения от обследования и лечения.
Изучение дел показало, что в целом суды при рассмотрении дел указанной категории учитывают приведенное законодательство.
Вместе с тем по административному делу по иску прокурора Солнцевского района к З. в деле не было подтверждения наличия у последнего заразной формы туберкулеза, а имела место активная форма туберкулеза, т.е. в диагнозе стояло МБТ-. При этом, административное исковое заявление прокурора о принудительной госпитализации гражданина судом удовлетворено.
Особый характер и сокращенные сроки рассмотрения административных дел о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, установленные в ч.2 ст.283 КАС РФ, приводят к тому, что общее правило об отложении составления мотивированного решения суда на срок не более пяти дней не действует. Часть 4 статьи 285 КАС РФ содержит императивное правило о том, что решение по данной категории дел должно быть изготовлено в полном объеме в день его принятия.
Судами области указанное требование соблюдается. По шести делам судебное решение вынесено в совещательной комнате и оглашено судом по окончании судебного заседания. По трем делам судами вынесена и оглашена резолютивная часть, но мотивированное решение вынесено в тот же день, как и требует закон, с разъяснением лицам, участвующим в деле, возможности получения копии судебного постановления.
Часть 5 статьи 285 КАС РФ предусматривает два варианта вручения копии решения лицам, участвующим в деле.
Первый: копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, и их представителям, например, если решение изготовлено полностью в судебном заседании.
Второй вариант возможен, если изготовление мотивированного решения произошло в день его принятия, но после оглашения резолютивной части решения. В этом случае копии направляются лицам, участвующим в деле, незамедлительно после изготовления решения способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку.
В целом судами указанное требование выполняется. Однако, в отдельных случаях судами допускались нарушения.
Так Щигровским райсудом копия судебного постановления направлена административному истцу (прокурору) только по его запросу и спустя 14 дней после вынесения решения.
Порядок исполнения судебных актов по административным делам помимо применения Федерального закона "Об исполнительном производстве", раздела VIII КАС РФ основывается на особых правилах их реализации, предусмотренных в разделе IV КАС РФ.
Так, по общему правилу принудительное исполнение судебного акта по административным делам осуществляется без выдачи исполнительного листа (ч.2 ст.352 КАС РФ).
Вместе с тем, по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, в судебном решении присутствует элемент принудительности. Поэтому, такие решения подлежат принудительному исполнению, и по ним выдается исполнительный лист.
Данное требование подлежит исполнению по правилам гл.13 Закона об исполнительном производстве как требование неимущественного характера.
Из семи решений о недобровольной госпитализации граждан в медицинскую противотуберкулезную организацию, по шести судами выданы исполнительные листы.
Следует, понимать, что лицо, в отношении которого судом принято такое решение, не только нуждается в незамедлительном медицинском обследовании и лечении, но и представляет опасность для окружающих. Поэтому судам необходимо не только строго соблюдать сокращенные сроки рассмотрения таких дел, но и с особой оперативностью обращать такие решения к принудительному исполнению, а также осуществлять судебный контроль за их исполнением.
Что не всегда выполняется судами.
Так Солнцевским райсудом 28.10.2016г. вынесено решение о госпитализации З. в ОБУЗ "Областной противотуберкулезный диспансер" для обследования и лечения от туберкулеза. 09.11.2016г. выдан и направлен в ОСП исполнительный лист.
При этом исполнительное производство возбуждено судебным приставом-исполнителем 16.11.2016г., то есть с нарушением трехдневного срока, установленного ч.8 ст.30 Закона об исполнительном производстве. Данных об исполнении судебного решения материалы дела не содержат. Напротив, в деле имеется сообщение главного врача ОБУЗ "ОПД" о том, что З. несанкционированно покинул медучреждение. Однако, судом каких-либо мер по контролю за исполнением решения не предпринято.
Выводы
Изучение судебной практики по делам о госпитализации в недобровольном порядке в психиатрический стационар и медицинскую противотуберкулезную организацию показало, что судами области не всегда соблюдаются требования, установленные действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения.
Кроме того, необходимо еще раз акцентировать внимание судов на проведении качественной подготовки данных категорий дел к судебному разбирательству.
<< Раздел 1 Раздел 1 |
||
Содержание Справка по результатам обобщения судебной практики по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.