Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Бутковой Н.А., Ивановой Ю.В.
при секретаре
Гольхиной К.А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-2774/2017 по апелляционной жалобе представителя администрации Невского района Санкт-Петербурга на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2017 года по административному иску Волковой Л. В. к администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения административного истца Волковой Л.В., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волкова Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Невского района Санкт-Петербурга (далее - администрации района), в котором просила признать незаконным отказ администрации района от 03 ноября 2016 года во включении ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
В обоснование иска указала, что она проживает в учреждении " ... ", ранее имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, является инвалидом " ... " группы, находится на полном государственном обеспечении, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилой площади, прошла курс реабилитации, решением врачебной комиссии истице разрешено самостоятельное проживание. 02 ноября 2016 года Волкова Л.В. обратилась в администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением о включении ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга в соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В предоставлении жилого помещения административному истцу отказано со ссылкой на то, что с заявлением она обратилась после достижения 23-летнего возраста.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просила обязать администрацию района включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по внеочередному получению специализированных жилых помещений и предоставить ей в порядке очередности, согласно списку, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2017 года административный иск удовлетворен. Суд признал незаконным отказ администрации Невского района Санкт-Петербурга во включении Волковой Л.В. в список детей-сирот по внеочередному получению специализированных жилых помещений, обязал администрацию района включить административного истца в список детей-сирот по внеочередному получению специализированных жилых помещений и предоставить ей в порядке очередности, согласно списку, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В суде апелляционной инстанции административный истец Волкова Л.В., полагая решение суда законным и обоснованным, просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика администрации Невского района Санкт-Петербурга, представители заинтересованных лиц - Санкт-Петербургского государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания "Психоневрологический интернат N10" и Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга о времени и месте судебного разбирательства извещены, в суд апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки (или) ходатайства об отложении судебного разбирательства не представили.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, выслушав объяснения административного истца, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Волкова Л.В. родилась "дата" в " ... " (л.д. 14).
Решением Выборгского районного народного суда г.Ленинграда от "дата", родители административного истца " ... " лишены родительских прав в отношении Волковой Л.В.(л.д. 101-104)
Согласно справкам, административный истец с 1975 года находилась на полном государственном обеспечении в детском доме " ... " (л.д.80). С 02 апреля 1976 года по октябрь 1978 года находилась на полном государственном обеспечении в Санкт-Петербургском ГКУЗ " ... ", куда поступила из детской больницы N ... С 05 апреля 1977 года по 03 августа 1978 года зарегистрирована по месту жительства по адресу вышеназванного учреждения: "адрес" (л.д. 49).
В период с 11 декабря 1978 года по 24 августа 1979 года Волкова Л.В. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес" (л.д. 20).
Согласно путевке N ... , выданной отделом социального обеспечения Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся 10 августа 1979 года, Волкова Л.В. направлена в " ... " по адресу: "адрес", где проживала на частичном государственном обеспечении и была зарегистрирована постоянно с 09 октября 1979 года по 29 ноября 2012 года (л.д. 15, 19).
С 29 ноября 2012 года по настоящее время административный истец находится в " ... " на стационарной форме постоянного проживания по адресу: "адрес". Зарегистрирована по месту жительства по адресу данного учреждения с 02 февраля 2016 года по настоящее время (л.д. 7).
Истица является инвалидом с детства " ... " группы бессрочно (л.д. 8).
Из справки жилищного отдела администрации Невского района Санкт-Петербурга следует, что истица состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма с 17 октября 2016 года со льготой "инвалид детства" (л.д. 44).
Согласно выписке их протокола заседания расширенной врачебной комиссии врачей-психиатров " ... " и " ... " от 26 мая 2016 года по состоянию психического здоровья, Волкова Л.В. является инвалидом " ... " группы, может проживать самостоятельно в специализированном жилье (л.д. 7.1).
02 ноября 2016 года Волкова Л.В. обратилась в администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением о включении ее в список детей-сирот по обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда на основании Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (л.д. 43).
Решением от 03 ноября 2016 года Волковой Л.В. отказано во включении ее в указанный список в связи с тем, что она поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях после достижения ею 23-летнего возраста, а именно в возрасте " ... " года, следовательно, к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она не относится (л.д. 41, 39-40).
Разрешая возникший спор и удовлетворяя требования административного иска суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановка Волковой Л.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях после достижения возраста 23 лет, не может являться обстоятельством, препятствующим обеспечению ее как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, так как несвоевременная постановка административного истца на учет нуждающихся в жилом помещении вызвана уважительными причинами, состоянием ее здоровья, поскольку истец является инвалидом, имеет с детства заболевания, которые объективно не позволяли ей встать на учет нуждающихся в жилом помещении до завершения программы реабилитации и получения разрешения о возможности самостоятельного проживания, которое принято в отношении истца врачебной комиссией только в мае 2016 года.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда.В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ч. 3 ст. 8 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Согласно п. 2.4 Методических рекомендаций по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, являющегося приложением к письму Минобрнауки России от 08 апреля 2014 года N ВК-615/07, включение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в список субъекта Российской Федерации должно осуществляться в том числе на основании заявления лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в случае непринятия мер по включению указанных лиц в список до достижения ими 18-летнего возраста.
В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Волкова Л.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, однако до достижения возраста 23 лет она не реализовала право на предоставление жилого помещения, поскольку проходила индивидуальную реабилитационную программу в учреждениях социального обслуживания, в связи с чем до завершения курса реабилитации и принятия решения о возможности ее самостоятельного проживания, у нее отсутствовала объективная возможность на реализацию данного права. Указанное разрешение на самостоятельное проживание получено Волковой Л.В. 26 мая 2016 года.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которые не ограничивают возраст, когда должно быть предоставлено жилое помещение указанной в ней категории лиц, к которой относится и Волкова Л.В., и положения ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а так же принимая во внимание, что до настоящего времени Волкова Л.В. жилым помещением не обеспечена, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным отказ администрации района во включении административного истца в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Одновременно в целях надлежащего исполнения судебного решения, Судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2017 года, указав дату, с которой Волкова Л.В. подлежит включению в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, а именно - 02 ноября 2016 года.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию административного ответчика, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Руководствуясь п. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2017 года дополнить следующим содержанием:
обязать администрацию Невского района Санкт-Петербурга включить Волкову Л. В., "дата" года рождения, уроженку " ... ", проживающую по адресу: "адрес", " ... ", в список детей-сирот и лиц из их числа для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда с 02 ноября 2016 года. Предоставить в порядке очередности жилое помещение специализированного жилищного фонда.
В остальной части решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.