Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Бутковой Н.А., Ивановой Ю.В.
при секретаре
Гольхиной К.А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-2819/2017 по апелляционной жалобе представителя Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 29 марта 2017 года, принятое по административному иску Петрова Е. М. к призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Муниципальный округ Звездное Санкт-Петербурга, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" об оспаривании решения о зачислении в запас.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения административного истца Петрова Е.М., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петров Е.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Муниципальный округ Звездное Санкт-Петербурга (далее - призывная комиссия МО Звездное Санкт-Петербурга) от 07 декабря 2016 года о зачислении его в запас по достижению 27 лет, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В обоснование требований указал, что от призыва на военную службу не уклонялся, состоял на воинском учете в отделе Военного комиссариата Санкт-Петербурга по Красногвардейскому району. До 30 июня 2014 года ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период обучения в аспирантуре. Однако в период с 01 июля 2014 года до момента достижения 27-летнего возраста - "дата", на мероприятия, связанные с призывом, он не вызывался.
По мнению административного истца, принятое призывной комиссией на основании абз. 7 п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") решение, не соответствует требованиям законодательства, нарушает его права и законные интересы, поскольку препятствует прохождению государственной гражданской службы.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права просил возложить на призывную комиссию МО Звездное Санкт-Петербурга обязанность вынести в отношении него решение о зачислении в запас по достижении возраста 27 лет по основанию, предусмотренному абз. 6 п. 1 ст. 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 29 марта 2017 года требования административного иска удовлетворены, признано незаконным решение призывной комиссии МО Звездное Санкт-Петербурга от 07 декабря 2016 года, оформленное протоколом N ... о зачислении в запас Петрова Е.М. по основанию, предусмотренному абз. 7 п. 1 ст. 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - по достижении возраста 27 лет, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. На призывную комиссию МО Звездное Санкт-Петербурга возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав Петрова Е.М. путем принятия решения о зачислении в запас по основанию, предусмотренному абз. 6 п. 1 ст. 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - как не подлежащего призыву на военную службу по достижении им возраста 27 лет.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В суде апелляционной инстанции административный истец, полагая решение суда законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.
Представители административных ответчиков призывной комиссии МО Звездное Санкт-Петербурга, ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга", представитель отдела Военного комиссариата Санкт-Петербурга по Московскому району, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили и не ходатайствовали об отложении судебного разбирательства.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу статьи 25 этого же Федерального закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 26 названного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших её до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 названного Закона).
Пункт 1.1 статьи 28 введён в действие Федеральным законом от 02.07.2013 N 170-ФЗ, вступившим в законную силу с 01 января 2014 года.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663 в редакции Постановления Правительства РФ от 20 мая 2014 года N 465.
В соответствии с п. 34 Положения о призыве на военную службу, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 ст.23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учёта, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учётно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учёте, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Петров Е.М., "дата" года рождения, принят на воинский учет 23 января 2006 года (л.д. 32). В период с 02 апреля 2007 года по 23 сентября 2009 года состоял на воинском учете в отделе военного комиссариата Санкт-Петербурга по Адмиралтейскому и Кировскому районам. В период с 23 сентября 2009 года по 24 сентября 2012 года состоял на воинском учете в отделе военного комиссариата Санкт-Петербурга по Василеостровскому району. 26 сентября 2012 года Петров Е.М. принят на воинский учет в отделе военного комиссариата Санкт-Петербурга по Красногвардейскому району (л.д. 33).
Решением призывной комиссии района от 06 июня 2007 года, оформленным протоколом N9, Петрову Е.М. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу сроком до 30 июня 2011 года по основанию, предусмотренному подпунктом "а", пункта 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в связи с прохождением обучения.
07 ноября 2012 года призывной комиссией района принято решение о предоставлении Петрову Е.М. отсрочки от призыва на военную службу сроком до 30 июня 2014 года в связи обучением в аспирантуре (л.д.32, 44).
Решением призывной комиссии МО Звездное Санкт-Петербурга от 07 декабря 2016 года Петров Е.М. зачислен в запас Вооруженных сил Российской Федерации по основанию, предусмотренному абз. 7 п. 1 ст. 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - в связи с достижением 27 летнего возраста, как не прошедший военную службу, не имея на то законных оснований (л.д.78).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец от явки в военный комиссариат не уклонялся, административным ответчиком в ходе судебного разбирательства не представлено доказательств направления в адрес истца повесток с вызовом для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в связи с чем признал необоснованным оспариваемое истцом решение призывной комиссии.
Данные выводы суда первой инстанции следует признать правильными.
Заключение о зачислении в запас по указанным выше основаниям выносится в отношении граждан, которые после 01 января 2014 года не проходили военную службу, не имея на то законных оснований и при этом состояли (обязаны были состоять) на воинском учете и подлежали призыву на военную службу.
В данном случае, в связи с предоставлением Петрову Е.М. отсрочки от призыва на военную службу сроком до 30 июня 2014 года, оспариваемое решение о зачислении в запас могло быть принято при наличии в документах воинского учета Петрова Е.М. данных о неисполнении им обязанности прохождения военной службы без законных на то оснований в период с даты 01 июля 2014 года до достижения им 27-летия, то есть до "дата".
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Согласно п. 6, 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 (в ред. от 20.05.2014), оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками отдела (муниципального).
Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками отделов (муниципальных) (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют отделы (муниципальные) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
Доказательств направления отделом военного комиссариата повесток о вызове Петрова Е.М. для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в период с 01 июля 2014 года до "дата", материалы дела не содержат.
Согласно штемпеля в паспорте Петрова Е.В., он зарегистрирован по месту жительства в Республике Соха (Якутия), "адрес".
В период с 10 июля 2012 года по 30 июня 2013 года Петров Е.М. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Санкт-Петербург, "адрес". Данных о месте регистрации административного истца по месту пребывания в период с 01 июля 2013 года по "дата", материалы данного административного дела и личного дела призывника, не содержат.
В соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
Аналогичные правовые нормы установлены п.п. "г" п. 50 раздела IХ Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 719 "Об утверждении положения о воинском учете".
Данная обязанность Петровым Е.В. не исполнена.
Вместе с тем Петровым Е.М. представлен подлинник справки о явке в отдел военного комиссариата по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга в 15 часов 13 июля 2015 года, т.е. в период после истечения отсрочки в связи с обучением в высшем учебном заведении и до истечения срока весенне-летнего призыва 2015 года (Л.д.9), что свидетельствует о создании для ответчика возможности провести мероприятия по призыву Петрова Е.В. на военную службу.
В отсутствие доказательств, указывающих на то, что в период с 01 июля 2014 года до "дата" отделом военного комиссариата предпринимались действия по вызову Петрова Е.В. для осуществления мероприятий по призыву на военную службу (путем направления повесток, телеграмм по месту регистрации в городе " ... ", которое не изменялось на протяжении указанного периода времени и сохранилось по настоящее время или по последнему известному месту пребывания в Санкт-Петербурге), а так же в отсутствии доказательств уклонения Петрова Е.М. от получения повесток, от явки в отдел военного комиссариата, равно как и сведений о том, что военный комиссариат в порядке, установленном пунктом 2 статьи 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" обращался в органы внутренних дел в целях установления местонахождения гражданина и обеспечении его прибытия на призывные мероприятия, неисполнение Петровым Е.В. обязанности по уведомлению военного комиссариата о перемене места жительства не само по себе является достаточным и безусловным основанием для признания оспариваемого решения призывной комиссии законным и обоснованным.
Следовательно, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат оснований для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь п. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 29 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.