Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Головкиной Л.А., Ивановой Ю.В.
при секретаре
Гольхиной К.А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-1466/2017 по апелляционной жалобе Шевчука Н. П. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2017 года, принятое по административному иску Шевчука Н. П. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя административного истца Шевчука Н.П. - Лысенко В.А., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шевчук Н.П. обратился в суд с административным иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным, изложенный в письме от 26 сентября 2016 года N 12594-5.2 отказ в согласовании схемы расположения земельного участка площадью " ... " кв.м., находящегося по адресу: "адрес".
В обоснование требований указал, что земельный участок находится в фактическом пользовании семьи административного истца с 1955 года. На земельном участке построен новый жилой дом и остался фундамент жилого дома, 1962 года постройки, принятый административным истцом в наследство от матери - " ... " Факт принятия наследства и право собственности на фундамент установлены решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 28 сентября 2015 года.
Поскольку земельный участок площадью " ... " кв.м., расположенный по адресу: "адрес", является частью земельного участка, находящегося в государственной собственности, для его выделения и постановки на кадастровый учет с целью последующего оформления в собственность Шевчук Н.П. обратился в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее-КИО Санкт-Петербурга) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 26 сентября 2016 года N 12594-5.2. заместитель председателя КИО Санкт-Петербурга уведомил административного истца о невозможности рассмотреть заявление об утверждении представленной схемы расположения земельного участка по основаниям, изложенным в п. 4 Закона Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 года N 879-174 "О перечне оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", а также по той причине, что испрашиваемый земельный участок не сформирован и не прошел государственный кадастровый учет. Кроме того, административным истцом не представлены документы, подтверждающие право собственности на здание, сооружение, находящиеся на земельном участке, поэтому у КИО Санкт-Петербурга отсутствуют основания для вывода о наличии у административного истца исключительного права на приобретение земельного участка в собственность или в аренду без проведения торгов (п.1 ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Полагая отказ КИО Санкт-Петербурга незаконным, Шевчук Н.П. обратился в суд с настоящим административным иском, в котором указал, что в соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка. Требования к форме и содержанию схемы утверждены приказом Минэкономразвития России от 13 октября 2016 года N 658. В полномочия КИО Санкт-Петербурга входит проверка соответствия действующему законодательству документов, представленных для утверждения схемы земельного участка, но не оценка наличия у Шевчука Н.П. права на приобретение земельного участка. Поскольку все документы, необходимые для утверждения схемы земельного участка, представлены, то КИО Санкт-Петербурга, по мнению административного истца, обязано согласовать представленную административным истцом схему расположения земельного участка по адресу: "адрес" с условным номером N ...
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение, как постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Административный истец Шевчук Н.П., представитель административного ответчика КИО Санкт-Петербурга, представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки или ходатайства об отложении судебного заседания не представили.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 28 сентября 2015 года по делу N 2-2194/15 установлен факт принятия Шевчуком Н.П. наследства после смерти его матери " ... " Этим же решением за Шевчуком Н.П. признано право собственности на фундамент жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в порядке наследования после смерти " ... "
12 августа 2016 года Шевчук Н.П. обратился в КИО Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просил произвести оформление документов о передаче в собственность земельного участка площадью " ... " кв. м., расположенного по адресу: "адрес". Согласно перечню, к указанному заявлению административным истцом приложены: схема расположения земельного участка на КПТ на бумажном и дисковом носителе, копия технического паспорта на индивидуальный жилой дом, копии договоров купли-продажи земельного участка.
Заявление зарегистрировано в КИО Санкт-Петербурга 13 сентября 2016 года за вх. N 9203-5.2.
Ответом заместителя председателя Комитета от 26 сентября 2016 года N 105494-5.2 Шевчуку Н.П. разъяснено о невозможности рассмотрения его заявления по основаниям, изложенным в п. 4 Закона Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 года N 879-174 "О перечне оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории". И сообщено о том, что Комитет вернется к рассмотрению заявления после предоставления необходимого комплекта документов.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый ответ не является отказом, в силу чего не препятствует реализации прав Шевчука Н.П. на приобретение в собственность земельного участка, при соблюдении требований закона и предоставлении в уполномоченный орган необходимых документов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно п.1 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 6 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст.39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно подп.1 п.1 ст.39.14 Земельного кодекса Российской Федерации процедура предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Подпунктом 1 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 года N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" установлено, что лицо, подающее заявление о приобретении прав на земельный участок без проведения торгов обязано представить документы, подтверждающие право собственности на задания сооружения, расположенные на земельном участке и документы о правах на испрашиваемый земельный участок (пункт 6 Перечня, являющегося приложением к данному приказу).
Кроме того, п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Системное и взаимосвязанное толкование вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан без проведения торгов, начинающийся с утверждения схемы расположения земельного участка, возлагает на заявителя обязанность на всех стадиях данной процедуры подтвердить свое право на приобретение земельного участка в порядке, установленном ст.39.20 и подп.6 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В связи с этим указание заместителем председателя КИО Санкт-Петербурга в оспариваемом письме от 26 сентября 2016 года на обязанность Шевчука Н.П. одновременно со схемой расположения земельного участка представить документы, подтверждающие право собственности на расположенные на земельном участке здания, сооружения, является законным и обоснованным.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 28 сентября 2015 года за Шевчуком Н.П. признано право собственности на фундамент жилого дома, т.е. на объект незавершенного строительства ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), являющийся самостоятельным объектом недвижимости.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (ч.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Документов о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости (фундамент или новый дом), расположенные на испрашиваемым Шевчуком Н.П. земельном участке, в КИО Санкт-Петербурга административный истец не представил, в связи с этим, а также на основании вышеприведенных норм земельного законодательства Российской Федерации, Судебная коллегия соглашается с правильностью вывода суда первой инстанции об отсутствии у КИО Санкт-Петербурга возможности и права утвердить схему расположения земельного участка, представленную Шевчуком Н.П.
Кроме того, из буквального толкования оспариваемого ответа КИО Санкт-Петербурга следует, что решение об отказе в утверждении схемы по основаниям, предусмотренным п.16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а так же решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в соответствии с п.4 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, административным ответчиком не принималось. Данным ответом административному истцу разъяснена необходимость представить полный пакет документов для рассмотрения вопроса о возможности утвердить схему расположения земельного участка. С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии доказательств нарушения прав административного истца отказом КИО Санкт-Петербурга утвердить схему расположения земельного участка.
Руководствуясь п.1 ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.