Свердловский областной суд в составе
председательствующего Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Банниковой Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела N 3а-360/2017
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лестех"
к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,
с участием заинтересованных лиц - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, Администрации МО город Алапаевск
об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, равной их рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании:
-представитель административного истца не явился;
-представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области не явился;
-представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области не явился;
-представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области неявился;
-представитель Администрации МО город Алапаевск неявился,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лестех" (далее - административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N, равной их рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2015 года и 07 апреля 2016 года, соответственно.
Несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N, их рыночной стоимости, установленной отчетом об оценке от 10 апреля 2017 года N 719/004/17 (далее - Отчет), составленным оценщиком общества с ограниченной ответственностью Юридическая компания "Сенат", нарушает права административного истца, являющегося арендатором земельных участков, поскольку расчет арендной платы осуществляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденной в установленном законом порядке.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления в судебном порядке кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, равной их рыночной стоимости.
Административный ответчик - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в письменных возражениях указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости земельных участков допущено не было, оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в письменных возражениях подтвердил дату определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, и их размер.
Сообщил о внесении 24 октября 2015 года в ЕГРН сведений об оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N и 07 апреля 2016 года в ЕГРН сведений об оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N
От представителя административного истца Ювковецкой О.А. поступили письменные уточнения административных исковых требований, в которых содержится просьба к суду установить по состоянию на 01 января 2015 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 1339448 руб. и по состоянию на 07 апреля 2016 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 64277492 руб., как это определено в заключении эксперта от 17 августа 2017года.
Лица, участвующие в деле, - административный истец, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Администрация МО город Алапаевск - представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, участвующих в деле, после возобновления производства по делу определением суда от 13 сентября 2017года.
Исследовав и оценив представленные сторонами письменные доказательства, отзывы лиц, участвующих в деле, а также заключение эксперта от 17 августа 2017года, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В свою очередь пунктом 3 приведенной нормы установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
По материалам настоящего административного дела суд установил, что административный истец является арендатором объектов недвижимости (земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 3928 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 231214 кв.м.), расположенных по адресу: ... , в подтверждении чего представлена нотариально заверенная копия договора аренды от 16 мая 2016 года N 58, заключенного с Администрацией МО город Алапаевск.
В соответствии с расчетом к договору аренды, арендная плата за использование указанных земельных участков устанавливается в процентах от кадастровой стоимости.
Спорные земельные участки относятся к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием - под объект промышленности.
В отношении земельного участка с кадастровым номером N Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29сентября2015N2588 по состоянию на 01января2015года утверждена кадастровая стоимость в размере 2450090 руб., в подтверждении чего представлена Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Сведения об указанной кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 24 октября 2015 года.
Что касается земельного участка с кадастровым номером N, то в отношении него 07 апреля 2016 года ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области на основании поступившего заявления об осуществлении государственного кадастра учета изменений объекта недвижимости принято решение об изменении площади земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N рассчитана ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области актом на основании Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29сентября2015N2588 и составила 133322616, 68 руб.
Сведения об изменении площади земельного участка были внесены в ЕГРН 07 апреля 2016 года, соответственно датой определения кадастровой стоимости является 07 апреля 2016 года.
Являясь плательщиком арендной платы, размер которой зависит от кадастровой стоимости арендованных земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и находящихся в распоряжении органа местного самоуправления, административный истец вправе оспорить в установленном законом порядке результаты государственной кадастровой оценки данных участков.
Обращаясь с просьбой о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N, административный истец в подтверждение величины их рыночной стоимости представил отчет, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена оценщиком по состоянию на 01января2015 года в размере 996288 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена оценщиком по состоянию на 07 апреля 2016 года - в размере 61965352 руб.
На указанный отчет дано положительное экспертное заключение от 14 апреля 2017 года.
Воспользовавшись предоставленным статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков 18 апреля 2017 года административный истец обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Свердловской области.
Решением Комиссии от 10 мая 2017 года административному истцу было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения вышепоименованной кадастровой стоимости объектов недвижимости, что явилось основанием для обращения с настоящим административным иском в суд.
При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Установленная отчетом рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N по состоянию на 01 января 2015 года и 07 апреля 2016 года не была поддержана административным истцом в ходе судебного заседания, о чем свидетельствует заявленное письменное ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью установления рыночной стоимости спорных земельных участков на соответствующую дату.
В связи с возникшим в ходе рассмотрения дела вопросом о величине рыночной стоимости земельных участков, требующим специальных познаний в области оценочной деятельности, судом было удовлетворено ходатайство представителя административного истца и назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО "ОценКинг" ( / / )6
Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
- "Какова рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 3928 кв.м., расположенного по адресу: ... по состоянию на 01 января 2015 года?",
- "Какова рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 231214 кв.м., расположенного по адресу: ... по состоянию на 07 апреля 2016 года?".
В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы от 17 августа 2017 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2015 года составила 1339448 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 07 апреля 2016 года - составила 64277492 руб.
Представитель административного истца Ювковецкая О.А. согласилась с выводами судебной экспертизы, посчитав их объективными и достоверными, в связи с чем просила суд установить кадастровую стоимость спорных земельных участков, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года и 07 апреля 2016 года, соответственно, как это определено в заключении эксперта от 17 августа 2017 года.
Иные лица, участвующие в деле, выводы эксперта не оспорили, возражений в адрес суда не направили.
В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1 - 4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта от 17 августа 2017 года, суд приходит к выводу о том, что эксперт ( / / )7 ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы.
Заключение эксперта подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности, и предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение эксперта от 17 августа 2017 года, по мнению суда, полностью соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, так как приведенные в экспертном заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования; исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Расчет рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N произведен с использованием сравнительного подхода и метода сравнения продаж, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В частности, содержащиеся в заключении эксперта сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных экспертом при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения.
Эксперт проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог с объектами оценки; выявленные отличия объектов - аналогов от объектов оценки откорректированы с обоснованием поправок.
Объекты, отобранные в качестве аналогов, наиболее приближены к датам оценки.
Вся необходимая информация о характеристиках объектов-аналогов подтверждается представленными в заключении скриншотами интернет страниц о продаже объектов-аналогов, которые содержат сведения о дате публикации этих объявлений, а также необходимую информацию о местоположении, категории, размере, стоимости объектов и иных характеристиках.
Расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям процессуального законодательства, административными ответчиками не опровергнута.
Данных об иной рыночной стоимости земельных участков, которые могли бы поставить под сомнение достоверность заключения эксперта, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административными ответчиками не представлено.
Проанализировав заключение эксперта от 17 августа 2017 года в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:32:0403016:83, 66:32:0403017:52, которое может быть положено в основу решения.
С учетом изложенного, суд считает, что административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, и об установлении кадастровой стоимости, равной их рыночной стоимости, подлежит удовлетворению.
Суд устанавливает кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости 64277492 руб. по состоянию на 07 апреля 2016 года, а также кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости 1339448 руб. по состоянию на 01 января 2015 года.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N внесены в ЕГРН 24 октября 2015 года.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N внесены в ЕГРН 07 апреля 2016 года.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, является дата обращения административного истца с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области - 18 апреля 2017 года.
С учетом изложенного установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельных участка в размере их рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января 2017 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Лестех" об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 231214 кв.м., расположенного по адресу: ... в размере рыночной стоимости 64277492 (шестьдесят четыре миллиона двести семьдесят семь тысяч четыреста девяносто два) руб. по состоянию на 07 апреля 2016 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 3928 кв.м., расположенного по адресу: ... в размере рыночной стоимости 1339448 (один миллион триста тридцать девять тысяч четыреста сорок восемь) руб. по состоянию на 01 января 2015 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N считать 18 апреля 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательном виде изготовлено 15 сентября 2017 года.
Председательствующий С.Н. Полевщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.