Свердловский областной суд в составе
председательствующего Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Банниковой Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-370/2017
по административному исковому заявлению акционерного общества "Красногорское"
к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,
с участием заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области,
об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, равной их рыночной стоимости
при участии в судебном заседании:
-представителя административного истца Нетунаевой Е.А. действующей на основании доверенности от 12 мая 2017 года;
-представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области не явился;
-представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области не явился;
-представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области неявился,
установил:
акционерное общество "Красногорское" (далее - административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года.
Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежат указанные выше земельные участки:
- с кадастровым номером N, площадью 44130 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов - под объектами оптовой и розничной торговли, расположенный по адресу: ... ;
- с кадастровым номером 66:45:0200188:29, площадью 7215, 54 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - складские помещения, расположенный по адресу: ...
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29сентября2015года N2588 по состоянию на 01января2015года утверждена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером N в размере 60600639, 90 руб., а для земельного участка с кадастровым номером N - в размере 9 539624, 16 руб.
Административный истец не согласен с указанной кадастровой стоимостью земельных участков, считает ее завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются его права и затрагиваются его интересы, как плательщика земельного налога, поскольку согласно Отчету об оценке от 12 апреля 2016 года N 3570-15/З-2 (далее - отчет), подготовленному оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинг Групп" по состоянию на 01 января 2015 года рыночная стоимость для земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200188:569 определена оценщиком в размере 13906000 руб., а для земельного участка с кадастровым номером N - в размере 2295000 руб.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области от 29 июня 2016 года, административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
Административный ответчик - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в письменных возражениях указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости допущено не было, оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается.
В судебном заседании представитель административного истца требование о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков поддержал, просил суд установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости определенной в заключениях экспертов от 16 августа 2017года.
Иные лица, участвующие в деле, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, - представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, участвующих в деле после возобновления производства по делу определением суда от 13 сентября 2017года.
Выслушав представителя административного истца, исследовав и оценив материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки:
с кадастровым номером N, площадью 44130 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов - под объектами оптовой и розничной торговли, расположенный по адресу: ... ;
с кадастровым номером N, площадью 7215, 54 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - складские помещения, расположенный по адресу: ...
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, являются плательщиками земельного налога.
Согласно статье 390 НК РФ налоговая база в отношении объекта налогообложения по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29сентября2015года N2588 по состоянию на 01января2015года утверждена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером N в размере 60600639, 90 руб., а для земельного участка с кадастровым номером N - в размере 9 539624, 16 руб.
24 октября 2015 года сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В свою очередь пунктом 3 приведенной нормы установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков влияют на права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога, в связи с чем административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости в судебном порядке.
Судом также установлено, что административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и 03 июня 2016 года обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Свердловской области.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Свердловской области от 29 июня 2016 года административному истцу было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения вышепоименованной кадастровой стоимости объектов недвижимости, в связи с чем административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Административным истцом в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, и установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, был представлен отчет, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинг Групп", согласно которому, по состоянию на 01 января 2015 года, рыночная стоимость для земельного участка с кадастровым номером N определена в размере 13906000 руб., а для земельного участка с кадастровым номером N - в размере 2295000 руб.
На указанный отчет получено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "СВОД" от 18 мая 2016 года N 1243/С-16.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона N 135-ФЗ).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении.
С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности, определением Свердловского областного суда от 17 июля 2017 года по настоящему делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой было поручено эксперту общества с ограниченнойответственностью"Областной центр оценки" ( / / )6
Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
- "Какова рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 44 130 кв.м., расположенного по адресу: ... по состоянию на 01 января 2015 года?",
- "Какова рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь 7215, 54 кв.м., расположенного по адресу: ... по состоянию на 01 января 2015 года?"
Согласно заключению эксперта от 16 августа 2017 года N 616-17/Э-1 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2015 года составляет 17298960 руб.
Согласно заключению эксперта от 16 августа 2017 года N 616-17/Э-2 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2015 года составляет 2402928 руб.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключениями судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной, определенной не по результатам оценки, а по результатам судебной экспертизы.
В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1 - 4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключения судебной экспертизы, суд находит, что эксперт ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы; выводы эксперта объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме, на строго научной и практической основе, что исключает сомнения в их правильности и обоснованности.
При этом суд отмечает, что экспертиза назначалась непосредственно судом и ее производство поручалось выбранному эксперту; экспертные заключения подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Анализ экспертных заключений свидетельствует о том, что они соответствуют требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечают требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертные заключения содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Суд также находит, что экспертные заключения полностью соответствуют требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности; приведенные в экспертных заключениях выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Расчет рыночной стоимости земельных участков произведен с использованием сравнительного подхода и метода сравнения продаж, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Правильность заключений эксперта, отвечающих требованиям процессуального законодательства, административными ответчиками и заинтересованным лицом, имеющими возможность заблаговременно ознакомиться с заключением, не опровергнута.
Данных об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, которые могли бы поставить под сомнение достоверность заключений эксперта, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административными ответчиками не представлено.
На основании изложенного суд считает возможным принять заключения эксперта от 16 августа 2017 года в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости земельных участков, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
Таким образом, административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, подлежит удовлетворению.
Суд устанавливает по состоянию на 01 января 2015 года:
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости 17298960 руб.,
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости 2402928 руб.
Правила статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области является 03 июня 2016 года.
24 октября 2015 года сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости внесены в ЕГРП.
С учетом изложенного установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января 2016 года.
Поскольку при подаче административного иска административным истцом была уплачена государственная пошлина в размере 4 500 руб. вместо 4000 руб., из местного бюджета в порядке ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации административному истцу подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в размере 500 руб.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества "Красногорское" об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N, равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить по состоянию на 01 января 2015 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ... , в размере его рыночной стоимости 17298960 (семнадцать миллионов двести девяносто восемь тысяч девятьсот шестьдесят) руб.
Установить по состоянию на 01 января 2015 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ... , в размере его рыночной стоимости 2402928 (два миллиона четыреста две тысячи девятьсот двадцать восемь) руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 03июня2016года.
Возвратить акционерному обществу "Красногорское" (ИНН 6665001213) из местного бюджета ошибочно уплаченную платежным поручением от 17 февраля 2017 года N 360 государственную пошлину за рассмотрение административного искового заявления в Свердловском областном суде в размере 500 (пятьсот) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательном виде 15 сентября 2017 года.
Председательствующий С.Н. Полевщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.