Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Шишко Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Каширского Ф.Н., действующего в интересах акционерного общества "Федеральная пассажирская компания", на постановление государственного транспортного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 27 июня 2017 года N и решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 19 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "Федеральная пассажирская компания",
установил:
постановлением государственного транспортного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) от 27 июня 2017 года N, оставленным без изменения решением судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 19 июля 2017 года, акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - АО "ФПК") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, защитник юридического лица Каширский Ф.Н. просит об отмене состоявшихся по делу решений и прекращении производства по делу.
В возражениях помощник транспортного прокурора Мельникова Ю.А. и государственный инспектор отдела УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора Ильницкий А.Е. полагают, что постановление должностного лица и решение судьи районного суда являются законными и обоснованными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав пояснения защитника юридического лица Гриняеву О.В., поддержавшей доводы жалобы, допросив государственного инспектора отдела УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора Ильницкого А.Е. в качестве свидетеля, заключение помощника транспортного прокурора Мельниковой Ю.А., прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ административным правонарушением является неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных (п. 1.1 ч. 1 ст. 1 Закона N 16-ФЗ).
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ч. 1 ст. 2 Закон N 16-ФЗ).
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 4 Закона N 16-ФЗ).
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 16-ФЗ).
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (ч. 1 ст. 8 Закона N 16-ФЗ).
Приказом Минтранса РФ от 08 февраля 2011 года N 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования), действующие на момент совершения вмененного административного правонарушения.
В соответствии с п. 3, 4 Требований указанные требования применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры (далее ОТИ), эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
В силу п. 5.36 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан не допускать попадания предметов или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ или ТС, путем их выявления и передачи представителям уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также локализации и устранения последствий их применения.
Согласно п. 14.2 Требований субъект транспортной инфраструктуры на ОТИ третьей категории дополнительно к требованиям п. 5 обязан воспрепятствовать проникновению нарушителя, не оснащенного специальными техническими средствами, в зону транспортной безопасности ОТИ.
Вышеуказанные требования для субъекта транспортной инфраструктуры сохраняются и в настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации 26 апреля 2017 года N 495 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта".
В силу подп. 37 п. 5 указанных требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов, за исключением пассажиров поездов и поездных бригад этих поездов, прибывающих на объект транспортной инфраструктуры и отправляющихся с объекта транспортной инфраструктуры.
Как усматривается из материалов дела, пассажирское вагонного депо Оренбург, расположенное по адресу: г. Оренбург, пр. Бр. Коростелевых, д. N, является структурным подразделением Южно-Уральского филиала АО "ФПК", действует на основании Положения о пассажирском вагонном депо Оренбург, утвержденного начальником Южно-Уральского филиала АО "ПФК" от 09 ноября 2012 года.
Пассажирское вагонное депо является объектом транспортной безопасности третьей категории, сведения о котором внесены в Реестр категорированных объектов за N, результаты оценки уязвимости утверждены руководителем Росжелдора от 08 июня 2014 года, план обеспечения транспортной безопасности депо утвержден руководителем Росжелдора от 15 декабря 2014 года, то есть является субъектом транспортной безопасности.
28 апреля 2016 года на основании предписания начальника Управления ФСБ России по Оренбургской области от 24 апреля 2016 года оперуполномоченными ФСБ России по Оренбургской области проведено мероприятие по изучению надежности и эффективности противодиверсионной и антитеррористической защиты пассажирского вагонного депо Оренбург.
По результатам данной проверки выявлено нарушение АО "ФПК" пунктов 5.36 и 14.2 Требований по соблюдению и обеспечению транспортной безопасности, выразившееся в беспрепятственном проходе двух тест-объектов, то есть условных нарушителей, вне контрольно-пропускного пункта на территорию пассажирского вагонного депо в зону транспортной безопасности депо и проноса ими в зону транспортной безопасности двух муляжей самодельных взрывных устройств.
Таким образом, АО "ФПК" при эксплуатации объекта транспортной безопасности пассажирского вагонного депо Оренбург не обеспечило надлежащее исполнение указанных требований федерального законодательства о транспортной безопасности, защиту находящихся в зоне транспортной безопасности лиц (работников депо, иных организаций, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности депо) от последствий акта незаконного вмешательства, создало реальную угрозу безопасной деятельности транспортного комплекса, возможному причинению вреда жизни и здоровью людей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО "ФПК" к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 03 июня 2016 года; протоколами опросов сотрудников вагонного депо Оренбург - Р.С., Н.В., К.А., Т.Т.; протоколом опроса представителя охранного предприятия Г.И. и другими материалами дела, получившими оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ в совокупности с другими материалами дела на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о совершении АО "ФПК" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что пассажирское вагонное депо Оренбург не входит в перечень объектов транспортной инфраструктуры, следовательно, обязанность по выполнению требований по обеспечению транспортной безопасности у него отсутствовала, являлись предметом рассмотрения должностного лица и судьи районного суда, в постановлении и решении дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, АО "ФПК" относится к субъектам транспортной инфраструктуры в силу п. 9 ст. 1 Закона N 16-ФЗ, поскольку владеет объектами транспортной инфраструктуры и использует в своей деятельности транспортные средства железнодорожного транспорта, предназначенные для регулярной перевозки пассажиров и багажа.
Сведения о пассажирском вагонном депо Оренбург, как об объекте транспортной безопасности, внесены в Реестр категорированных ОТИ и ТС за N результаты оценки уязвимости утверждены руководителем Росжелдора от 08 июня 2014 года, план обеспечения транспортной безопасности депо утвержден руководителем Росжелдора от 15 декабря 2014 года.
То обстоятельство, что объект транспортной инфраструктуры за N исключен из Реестра категорированных ОТИ и ТС, не является основанием для отмены судебного решения, поскольку уведомление подписано начальником Росжелдор 05 сентября 2016 года, тогда как административное правонарушение совершено 28 апреля 2016 года. При таких обстоятельствах вывод должностного лица и суда первой инстанции о том, что пассажирское вагонное депо Оренбург является структурным подразделением Южно-Уральского филиала АО "ФПК", которое относится к объектам транспортной инфраструктуры и несет ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности, следует признать верным.
Утверждение автора жалобы о том, что сотрудники ФСБ проникли на территорию предприятия через проход, расположенный за пределами границы территории ответственности АО "ФПК", не влечет её удовлетворение, ввиду того, способ проникновения в данном случае не влияет на наличие или отсутствие состава инкриминируемого административного правонарушения. Юридически значимым обстоятельством по делу является факт того, что АО "ФПК" допустило возможность проникновения на территорию пассажирского вагонного депо посторонних лиц.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, настоящая жалоба не содержит доводов, которые могли повлечь отмену или изменение состоявшихся по делу решений. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, которые были исследованы в полном объеме и получили надлежащую оценку в постановлении и решении по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ.
Постановление о привлечении АО "ФПК" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено АО "ФПК" в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, решения судьи районного суда, при производстве по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление государственного транспортного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 27 июня 2017 года N и решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 19 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда Т.И. Пересыпкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.