Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Селютиной И.Ф.,
при секретаре Камеристовой К.И.,
с участием представителя административного истца Ефимовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Фаянс" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", Управлению Росреестра по Оренбургской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ООО ПКФ "Фаянс" обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью *** кв.м., расположенный по адресу: (адрес).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере 9 249 093,60 рубля. В соответствии с отчетом N023-56-17ю от 31 марта 2017 года рыночная стоимость спорного земельного участка определена в размере 4 230 733 рубля.
Завышение кадастровой стоимости земельных участков приводит к нарушению права административного истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.
Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: (адрес), равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года в размере 4 230 733 рубля.
Определением Оренбургского областного суда от 30 мая 2017 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Росреестра по Оренбургской области, в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Оренбургской области, администрация г.Оренбурга, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Представитель административного истца Ефимова С.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Представители административных ответчиков ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", Управления Росреестра по Оренбургской области, представители заинтересованных лиц администрации г. Оренбурга, Правительства Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, принимая во внимание представленные отзывы на административное исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Постановлением администрации г.Оренбурга от 29 ноября 2016 года N3698-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, входящих в состав МО г.Оренбург, по состоянию на 1 января 2016 года.
Из материалов дела следует, что ООО ПКФ "Фаянс" является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: (адрес), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 28 июня 2017 года.
Согласно представленной выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 11 мая 2017 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на 01 января 2016 года в размере 9 249 093,60 рубля.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет N023-56-17ю от 31 марта 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный экспертом-оценщиком ООО "Центр оценки и экспертиз" ФИО6 являющегося членом общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
Указанным отчётом по состоянию на 1 января 2016 года определена рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка в размере 4 230 733 рубля.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка существенно отличается от его рыночной стоимости.
ООО ПКФ "Фаянс" с соблюдением требований статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" 18 апреля 2017 года обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Оренбургской области (далее - Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Комиссии N166 от 05 мая 2017 года отказано в удовлетворении заявления.
Суд считает, что доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчете, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено. Данное решение Комиссии каких-либо конкретных замечаний относительно представленного отчета об оценке земельного участка с кадастровым номером N не содержит. Доводы комиссии, изложенные в решении от 5 мая 2017 года опровергаются пояснениями эксперта-оценщика и не содержат какие-либо существенные замечания относительно представленного стороной административного истца отчёта о рыночной стоимости спорного земельного участка.
Со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц ходатайств о назначении оценочной экспертизы не поступало.
Таким образом, суд приходит к выводу, что представленный в материалы настоящего дела отчёт о рыночной стоимости земельного участка сторонами не оспорен. Отчет об оценке составлен лицом, обладающим правом на проведение экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
При определении рыночной стоимости земельного участка эксперт применил метод сравнения продаж, провел изучение рынка земельных участков в г. Оренбурге и Оренбургской области, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 31 марта 2017 года по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N является равной 4 230 733 рубля.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена на дату определения его кадастровой стоимости.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Поскольку общество обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 18 апреля 2017 года, датой подачи заявления следует считать 18 апреля 2017 года.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Фаянс" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", Управлению Росреестра по Оренбургской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: (адрес), равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере 4 230 733 рубля на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 18 апреля 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф.Селютина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.