Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Селютиной И.Ф.
при секретаре Гатченко О.О.
с участием представителя административного истца - Абубакирова И.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жанжигитовой Д.И. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Жанжигитова Д.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью *** кв.м, категория земель: ***, адрес (местонахождение) объекта: (адрес), в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. равной 7 700 376 рублей.
Согласно отчету от 14 марта 2017 г. N 17/032-н, составленному ИП Я.., рыночная стоимость участка составляет 7 700 376 рублей.
Жанжигитова Д.И. полагает, что существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью влечет нарушение его прав, поскольку кадастровая стоимость является базовой для расчета налогов.
Поскольку в сведения о разрешенном использовании спорного земельного участка внесены изменения, его актуальная кадастровая стоимость определена по состоянию на 27 октября 2016 г. и составляет 73 880 326,77 рублей.
Административный истец, предоставив отчет от 25 августа 2017 г., уточнила исковые требования, просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка площадью *** кв.м, с кадастровым номером N, по адресу: (адрес), в размере рыночной - 10 086 408 рублей по состоянию на 27 октября 2016 г.
Представитель административного истца Абубакиров И.З., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Административный истец, представители административного ответчика и заинтересованных лиц извещённые о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие сторон и заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о явке в суд, поскольку их явка не была признана судом обязательной.
Изучив материалы дела, принимая во внимание отзывы административного ответчика и заинтересованных лиц, суд приходит к следующему.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в статье 24.18 предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 1, 4 статьи 245, пункте 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В силу части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 названного Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В 2012 г. на территории Оренбургской области проведена очередная Государственная кадастровая оценка населенных пунктов.
Результаты этой оценки утверждены постановлением правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 г. N 1122-п.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Жанжигитова Д.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью *** кв.м, категория земель: ***, адрес (местонахождение) объекта: (адрес), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22 мая 2017 г. кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2016 г. и составила 26 508 815,52 рублей.
Вместе с тем, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости 27 октября 2016 г. на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости N 56-0-1-114/3001/2016-706 вид разрешенного использования объекта недвижимости с кадастровым номером N был изменен.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки всех земельных участков на территории МО г.Оренбург, результаты которой утверждены постановлением администрации г.Оренбурга от 29 ноября 2016 г. N 3698-п, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N подлежала пересчету согласно п. 2.4 методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222. Однако перерасчет кадастровой стоимости не был произведен.
4 июля 2017 г. в рамках исправления технической ошибки был осуществлен перерасчет кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 73 880 362,77 рубля.
Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ в случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку. Дата внесения сведений, содержащих техническую ошибку - 30 декабря 2016 г.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером N внесены в ЕГРН 4 июля 2017 г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17 августа 2017 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N определена по состоянию на 27 октября 2016 г. и составляет 73 880 362,77 рублей.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием, для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение доводов к уточненному административному исковому заявлению приложен отчет N 17/032.1-н от 25 августа 2017 г., составленный ИП Я.., который является членом Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки", (включен в реестр за N 1593 от 27 мая 2009 г.).
Указанным отчётом по состоянию на 27 октября 2016 г. определена рыночная стоимость земельного участка в размере 10 086 408 рублей.
Отчёт подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости участка, принадлежащего истцу.
Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе нормами Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд установил, что согласно отчету об определении рыночной стоимости земельного участка от 25 августа 2017 г. кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка существенно отличается от его рыночной стоимости.
Надлежащих доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчете о рыночной стоимости земельного участка, административным ответчиком и заинтересованными лицами не представлено. У суда представленные административным истцом доказательства сомнения не вызывают.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Доводы Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области о необоснованности их привлечения к участию в рассмотрении дела и ходатайство о переводе Филиала в состав заинтересованных лиц являются ошибочными.
В силу части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав отнесены в том числе государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (пункт 4); выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем (пункт 6).
Предусмотренные частью 3 статьи 3 Закона о регистрации недвижимости отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 статьи 3 Закона, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 статьи 3 Закона, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. В целях применения положений Закона федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии с указанными решениями, считается органом регистрации прав. Положения Закона о регистрации недвижимости применяются к такому федеральному государственному бюджетному учреждению постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений (часть 4 статьи 3 Закона о регистрации недвижимости).
Пункты 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, также предусматривают, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
В соответствии с пунктом 1 Приказ Росреестра от 18 октября 2016 года N П/0515 федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав, в том числе по ведению ЕГРН.
Согласно статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.
Анализ вышеуказанных нормативных актов свидетельствует о том, что обязанность по исполнению решения суда возложена на ФГБУ "ФКП Росреестра", поэтому оснований для удовлетворения ходатайства о замене ответчика суд не усматривает.
Также, суд считает ошибочными доводы представителя Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, изложенные в отзыве, о том, что у административного истца отсутствуют основания для установления рыночной стоимости конкретного земельного участка. Действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости конкретного земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Жанжигитовой Д.И. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 13 557 кв.м, категория земель: ***, расположенного по адресу: (адрес), равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 октября 2016 г. в размере 10 086 408 рублей на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 5 июля 2017 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф.Селютина
Мотивированное решение суда изготовлено 8 сентября 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.