Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Панкратовой Е.А.,
судей Леневой Ю.А., Фрид Е.К.,
с участием прокурора Песковой В.Г.,
при секретаре Кребель В.А.
рассмотрела в судебном заседании 14 сентября 2017 года
дело по апелляционной жалобе Главы Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района - Караева В.М. на решение Кормиловского районного суда Омской области от 28 июня 2017 года, которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора Кормиловского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области к администрации Кормиловского городского поселения Омской области удовлетворить.
Обязать администрацию Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области в течение " ... " суток со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи - газопровода по ул." ... " в р.п." ... " протяженностью " ... " п.м.".
Заслушав доклад судьи Панкратовой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кормиловского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области обратился в суд с иском к администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского района Омской области об обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи.
В обоснование указал, что прокуратурой Кормиловского района Омской области проведена проверка соблюдения законодательства о газоснабжении в деятельности администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области, которой установлено, что на территории р.п. " ... " по адресу ул. " ... " расположен газопровод протяженностью " ... " п.м., который до настоящего времени собственника не имеет.
Полномочиями по постановке на учет вышеуказанного объекта как бесхозяйного имущества обладает орган местного самоуправления, на территории которого находится газопровод - администрация Кормиловского городского поселения Кормиловского района Омской области. Однако соответствующие действия администрацией Кормиловского городского поселения Кормиловского района Омской области не производятся.
В связи с этим прокурор Кормиловского района Омской области просил возложить на ответчика обязанность в течение " ... " суток со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества - газопровод по вышеуказанному адресу.
В судебном заседании представитель истца Карачинцева О.Г. иск поддержала.
Представитель ответчика администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области - Солодовникова И.В. иск не признала, суду пояснила, что денежные средства в размере, необходимом для выполнения кадастровых работ по этому объекту, в бюджете городского поселения отсутствуют.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Глава Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района - Караев В.М. не соглашается с решением суда, просит его отменить.
Указывает, что решение суда является неисполнимым ввиду отсутствия на то денежных средств в бюджете Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области. Просил учесть, что на территории городского поселения находится " ... " объектов бесхозяйного недвижимого имущества, в среднем стоимость работ по 1 участку составляет " ... ", соответственно, расходы на " ... " объектов составит " ... "
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Кормиловского района Омской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Песковой В.Г., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела установлено, что " ... " генеральным подрядчиком строительным участком филиала " ... " предъявлен к приемке законченный строительством объект "Газоснабжение природным газом жилых домов по ул. " ... ", надземный газопровод", общей протяженностью " ... " п.м.
По информации ЕГРП от " ... ", ГП Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" от " ... ", Министерства имущественных отношений Омской области от " ... " указанный объект недвижимого имущества собственника не имеет; администрацией Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области никаких мер по постановке данного объекта на учет в качестве бесхозяйного предпринято не было, с соответствующим заявлением в территориальный орган Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области администрация городского поселения не обращалась.
В соответствии с п/п 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно абзацу 3 ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 N69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131,132, 133.1 и 164 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
С учетом предоставленных доказательств, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что объект недвижимого имущества, в отношении которого возник спор, в чьей-либо собственности не находится, кто-либо притязаний на приобретение его в собственность в соответствии с действующим законодательством не заявляет. Исходя из понятия, изложенного в ст. 225 ГК РФ, данный газопровод протяженностью " ... " п.м. является бесхозяйным недвижимым имуществом.
Согласно п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Указанные выше положения закрепляют общий порядок постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
В данном случае речь идет о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта системы газоснабжения протяженностью " ... " п.м., в связи с этим решением этого вопроса должен заниматься орган местного самоуправления с учетом предоставленных ему федеральным законодательством полномочий.
При рассмотрении дела суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вышеприведенный объект недвижимого имущества расположен на территории Кормиловского городского поселения - р.п. " ... ". При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что обязанность обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по вопросу постановки объекта недвижимого имущества на учет как бесхозяйного имущества лежит именно на администрации указанного городского поселения.
Само по себе отсутствие денежных средств в бюджете Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области в возникшем споре определяющим не является.
Учитывая, что при принятии решения судом не было допущено нарушений норм действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кормиловского районного суда Омской области от 28 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главы Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района - Караева В.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.