Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.
и судей Дьякова А.Н., Гапоненко Л.В.
при секретаре Красавиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дьякова А.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Жмурова В. Ю. на решение Первомайского районного суда г. Омска от 19 июля 2017 года об отказе в удовлетворении исковых требований к УФСИН России по Омской области, ФСИН России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России, оформленного выпиской из протокола N 34 от 18 мая 2016 года об отказе в постановке его на учет для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, возложении обязанности на ФСИН России поставить на учет с момента подачи рапорта,
установила:
Жмуров В.Ю. обратился с иском к УФСИН России по Омской области, ФСИН России о признании отказа в постановке на учет незаконным, возложении обязанности поставить на учет, указывая в обоснование требований, что проходил службу в должности старшего прапорщика внутренней службы младшего инспектора 2 категории отдела охраны УФСИН РФ по Омской области, имеет выслугу лет более 18 лет. 28 февраля 2014 года обратился в комиссию УФСИН России по Омской области с необходимыми документами для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Протоколом N34 от 18 мая 2016 года ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Просил признать решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, обязать комиссию ФСИН России поставить его на учет для получения указанной выплаты в установленном законом порядке.
В судебном заседании истец Жмуров В.Ю. поддержал требования иска.
Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Омской области Мурашова Т.В. иска не признала в виду их необоснованности, пояснила, что истец 15 февраля 2016 года отказался от наследства в пользу матери Жмуровой Н.В. (от 1/11 доли вправе собственности на " ... " в " ... "), что свидетельствуют о намеренных действиях по ухудшению его жилищных условий. Пятилетний срок с момента совершения указанных действий на момент обращения истца с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты не истек.
Судом постановленоизложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Жмуров В.Ю., ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, ненадлежащую оценку обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств. Выводы суда о намеренном ухудшении жилищных условий не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Отказ от наследства не является действием, повлекшем ухудшение жилищных условий.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (том 2, л.д. 67-69), в суд не явились представители УФСИН России по Омской области, ФСИН России, о причинах неявки не сообщили, доказательства уважительности этих причин не представили. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Жмурова В.Ю., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
По смыслу ч.1 статьи 327.1 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее также - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Согласно п. 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положениями п. 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник, в соответствии со ст. ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в п. 5 Правил, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подп. "з" п. 5 Правил).
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).
Аналогичные положения содержатся в ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - РФ), из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Подпунктом "б" пункта 15 указанных правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Как было установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Жмуров В.Ю. с 20 февраля 1998 года проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы ФСИН России, выслуга лет в календарном исчислении составила более 10 лет. Данные обстоятельства ответчиками не оспаривается.
28.02.2014 Жмуров В.Ю., " ... ". старший прапорщик внутренней службы младший инспектор 2 категории отдела охраны УФСИН России по Омской области, обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Заявитель в разводе с 20.08.1999 г. С 20.07.1990 года Жмуров В.Ю. постоянно зарегистрирован в жилом помещении - квартирах " ... " (70 кв.м.). 29 (37,5 кв.м.), " ... " (61,8 кв.м.) по адресу: г. Омск, " ... "), принадлежащем на праве общей долевой собственности доля в праве 23/286 в каждой квартире (" ... " - 5,6 кв.м.), (" ... " - 3 кв.м.), (" ... " - 4,9 кв.м.). Остальные сособственники Жмуров Ю.А. (1/11), Жмуров А.В. (1/11), Жмуров Н.В. (1/11), Жмуров Е.Ю. (24/286), Жмуров А.Ю. (23/286), Жмуров Р.Ю. (23/286), Жмуров Ю.Ю. (23/286), Жмуров Р.Ю. (23/286), Жмурова Н.В. (23/286) -родственники заявителя, Брославская Н.Ю. (23/286).
11.03.2014 на заседании комиссии УФСИН России по Омской области предоставленные истцом документы были проверены и направлены в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет Жмурова В.Ю.
Согласно выписке из протокола N " ... " от 18.05.2016 заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о рассмотрении рапортов (заявлений) и документов для постановки граждан на учет для получения единовременной социальной выплаты, принято решение об отказе в постановке Жмурова В.Ю. на учет в связи с обеспеченностью площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Не согласившись с данным решением, Жмуров В.Ю. обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия Жмурова В.Ю. по отказу от принятия наследства, оставшегося после смерти Жмурова Ю. А. (отца), в пользу Жмуровой Н. В. (матери) следует расценивать как целенаправленное ухудшение жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда о намеренном ухудшении жилищных условий подлежат отклонению.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, исчерпывающим не является.
Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
По смыслу указанной правовой нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ N 258-О-О от 19 апреля 2007 года, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом, применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Согласно материалам дела, Жмуров Ю. А., " ... "" ... " года, что подтверждается свидетельством о смерти II-КН N " ... " от 18 августа 2016 года (л.д.81), его доля в жилых помещениях составляла 1/11, что соответствует 15,39 кв.м. (70 кв.м.+37,5 кв.м.+61,8 кв.м.=169,3 кв.м.:11).
Из материалов наследственного дела N " ... " следует, что наследниками после смерти Жмурова Ю. А. являлись Жмурова Н. В., Жмуров В. Ю., Жмуров Ю. Ю.ч, Жмуров В. Ю., Жмуров А. Ю., Руденко Н. Ю., Жмуров Р. Ю., Шиндяпина Е. Ю., Жмуров Р. Ю. (всего 9 человек).
Заявлением от 15.02.2016 истец отказался от причитающейся ему по закону доли в наследственном имуществе, оставшемся после его отца, в пользу супруги наследодателя - Жмуровой Н.В. (л.д. 88).
Доля Жмурова В.Ю. в наследственном имуществе составляет 1,71 кв.м. (15,39: 9).
Доля Жмурова В.Ю. в праве 23/286 общей долевой собственности в квартирах - " ... " (70 кв.м.). " ... " (37,5 кв.м.), " ... " (61,8 кв.м.) по адресу: г. Омск, " ... ", 29, 30) составляет 5, 63 кв.м. в " ... "; 3,02 кв.м. в " ... "; 4,96 кв.м. в " ... "; или в сумме 13, 61 кв.м.
При сложении доли истца с причитающейся ему наследственной долей получается величина более учетной нормы, равной 15 кв.м., а именно: 13,61 кв.м. + 1,71 кв.м. = 15,32 кв.м.
Ошибочное указание судом первой инстанции на иной размер доли истца Жмурова В.Ю. в наследственном имуществе - 1,537 кв.м. и соответственно общей площади, приходящейся на него, равной 15,07 кв.м., к отмене правильного по существу решения по одним только формальным соображениям не ведет (п.6 ст. 330 ГПК РФ).
Следовательно, в случае принятия наследства после смерти Жмурова Ю. А. (отца) Жмуров В.Ю. не был бы признан нуждающимся в следствие обеспеченности истца жилой площадью более учетной нормы.
Таким образом, истец Жмуров В.Ю., отказавшись от своей доли в наследственном имуществе после смерти своего отца Жмурова Ю.А. в пользу матери Жмуровой Н.В., совершил действия, в результате которых, при отсутствии указанных обстоятельств, мог бы быть признан нуждающимся в жилом помещении.
Названные действия истца по отказу в принятии наследства в пользу матери относятся к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий истца, что препятствует реализации права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в течение пяти лет после совершения указанных действий.
При изложенном, решение ответчика об отказе в постановке на учет истца для получения единовременной социальной выплаты по основаниям, предусмотренным ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ является правомерным и не нарушает прав истца на получение указанной меры социальной поддержки.
Следовательно, судом первой инстанции обоснованно исследовались фактические обстоятельства дела о том, являлись ли действия истца по отказу от наследства умышленными и недобросовестными, совершенными с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Доводы жалобы о причинах, послуживших отказу от наследства в пользу матери не опровергают выводов суда и основаниями для отмены решения суда не являются, поскольку установленные судом обстоятельства свидетельствуют о намерении истца приобрести право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Указание апеллянта на определенный судом порядок пользования квартирами 28, 29, 30, выделение ему в пользование " ... ", также не опровергает выводов суда и представленных истцом правоустанавливающих документов о принадлежности ему доли в праве собственности на " ... ".
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Первомайского районного суда г. Омска от 19 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жмурова В. Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.