Тамбовский областной суд
в составе председательствующего судьи Курохтина Ю.А.,
при секретаре Балберовой О.О.,
с участием представителя административного истца ООО "Опус" по доверенности Ивашкиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-218/2017 по административному исковому заявлению ООО "Опус" к администрации Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области, Управлению Росреестра по Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости:
- земельного участка: с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под коммунально - складские и производственные предприятия IV, V классов опасности различного профиля с соблюдением установленных санитарно - защитных зон (озеленение предприятий IV, V классов опасности - не менее 60% площади санитарно - защитной зоны); площадью 17 513 кв. м, расположенного по адресу: ***, установлении равной рыночной по состоянию на 01.01.2014 года,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Опус" на праве собственности с 12.10.2010 года принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под коммунально-складские и производственные предприятия IV, V классов опасности различного профиля с соблюдением установленных санитарно-защитных зон (озеленение предприятий IV, V классов опасности - не менее 60% площади санитарно-защитной зоны); площадью 17 513 кв. м, расположенного по адресу: ***.
Государственная кадастровая стоимость земельного участка утверждена постановлением администрации Тамбовской области 28.11.2014 года N 1498 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" по состоянию на 01.01.2014 года и составляет ***.
30 декабря 2016 года представитель ООО "Опус" обратился с заявлением в комиссию по рассмотрению споров об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной в сумме *** рубля.
Решением комиссии от 30 января 2017 года N 155 в удовлетворении заявления ООО "Опус" отказано.
04 августа 2017 года представитель административного истца ООО "Опус" - Ивашкина Марина Александровна обратилась с административным исковым заявлением к администрации Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка равной рыночной по состоянию на 01.01.2014 года в сумме *** рубля.
В административном исковом заявлении административный истец указал, что являясь собственником земельного участка, должен оплатить земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость завышена, поэтому размер земельного налога, подлежащий уплате, также является завышенным.
Просил установить кадастровую стоимость равной рыночной на основании статьи 66 Земельного кодекса РФ.
В подтверждение установления рыночной стоимости земельного участка истец представил суду Отчет ООО "Тамбовский правовой центр" N 140/16 от 27 декабря 2016 года, составленный оценщиком Подлужной Галиной Николаевной - членом НП СРО "Свободный оценочный департамент".
Определением Тамбовского областного суда от 08 августа 2017 года к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области и в качестве заинтересованного лица - муниципальное образование - город Тамбов в лице администрации г.Тамбова.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Ивашкина М.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени судебного заседания должным образом.
С учетом положений ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
В своем письменном отзыве административный ответчик Управление Росреестра по Тамбовской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области, не оспаривая право административного истца на предъявление настоящего административного иска и определенный оценщиком размер рыночной стоимости земельного участка, указали о том, что не осуществляли государственную кадастровую оценку, в связи с чем считают себя ненадлежащими ответчиками по делу и возражают против предъявленных к ним требований по процессуальным основаниям.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" юридическое лицо вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.
Из материалов дела следует, что ООО "Опус" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под коммунально-складские и производственные предприятия IV, V классов опасности различного профиля с соблюдением установленных санитарно-защитных зон (озеленение предприятий IV, V классов опасности - не менее 60% площади санитарно-защитной зоны); площадью 17 513 кв. м, расположенного по адресу: ***, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01.01.2014 г. составляет *** коп.
Государственная кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка в названном размере была установлена постановлением администрации Тамбовской области от 28 ноября 2014 года N 1498 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области".
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются копиями свидетельств о государственной регистрации права, кадастровыми справками, иными материалами дела, сторонами не оспариваются.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии со ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Как собственник земельного участка административный истец несет обязанность по уплате земельного налога, размер которого зависит от кадастровой стоимости земельного участка, следовательно, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ). На основании части 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. N 224-ФЗ) при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (статья 24.15 вышеназванного Закона).
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка и соблюдая досудебный порядок урегулирования настоящего спора, административный истец 30 декабря 2016 года обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, представив отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков и положительное экспертное заключение на данный отчет.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 155 от 30 января 2017 года заявление административного истца было отклонено по причине несоответствия оформления и содержания отчета требованиям ст.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельных участков административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N 140/16 от 27.12.2016 г., составленный оценщиком ООО "Тамбовский правовой центр" Подлужной Г.Н., - членом НП СРО "Свободный оценочный департамент", согласно которому рыночная стоимость земельного участка административного истца по состоянию на 01 января 2014 года составляет *** рубля.
Отчет об оценке содержит всю необходимую информацию, идентифицирующую объект оценки, его количественные и качественные характеристики, в нем имеются ссылки на источники информации, используемой при проведении оценки, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Оценщиком при определении рыночной стоимости земельного участка применялся сравнительный подход, метод сравнения продаж.
При этом оценщиком учтены выявленные при составлении отчета нарушения и подобраны объекты-аналоги, основные характеристики которых (местоположение, цена, имущественные права и правовой режим земельного участка) подтверждены и которые сопоставимы с объектами оценки.
По основным ценообразующим параметрам для объектов-аналогов произведены корректировки, учитывающие характер и степень отличия каждого аналога от объекта оценки, в отчете имеются описание и расчет корректировок.
Таким образом, выводы оценщика содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Возражений и допустимых доказательств, опровергающих выводы оценщика, суду не представлено. Правом ходатайствовать о назначении судебной экспертизы участвующие в деле лица не воспользовались.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
К числу таких доказательств в силу положений главы 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относится отчет оценщика.
При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.
Доводы Управления Росреестра по Тамбовской области о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не имеет никакого отношения к государственной кадастровой оценке земельных участков административного истца, несостоятельны и противоречат положениям ст.24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; п. 1 и п. 5 Положения о Росреестре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. N 457; п. 1, п. 7 Положения об Управлении Росреестра по Тамбовской области, утвержденного Приказом Росреестра от 28.10.2009 г. N 327; Приказов Росреестра от 11.03.2010 г. N П/93, от 12.05.2015 г. N П/210; п.1, п.12 Устава ФГБУ "ФКП Росреестра", утвержденного приказом Росреестра от 01.09.2011 г. N П/331, согласно которым названный государственный орган осуществляет функции по государственной кадастровой оценке, а соответственно в силу части 4 статьи 38 и части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу наряду с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области и администрацией Тамбовской области. Доводы администрации Тамбовской области не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Согласно частям первой, второй, третьей, пятой, шестой статьи 24.20 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из материалов дела, административным истцом было подано заявление в Комиссию 30 декабря 2016 г.
Таким образом, следует определить период действия установленной кадастровой стоимости земельного участка с 01 января 2016 года до внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Опус", поданное в Тамбовский областной суд 04 августа 2017 г. после обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Тамбовской области 30 декабря 2016 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером земельного участка: с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под коммунально-складские и производственные предприятия IV, V классов опасности различного профиля с соблюдением установленных санитарно - защитных зон (озеленение предприятий IV, V классов опасности - не менее 60% площади санитарно - защитной зоны); площадью 17 513 кв. м, расположенного по адресу: ***, установлении равной рыночной по состоянию на 01.01.2014 года в размере *** руб.
Период действия установленной кадастровой стоимости земельного участка определить с 01 января 2016 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Ю.А.Курохтин
Решение суда в окончательной форме составлено 23 августа 2017 года.
Судья Ю.А.Курохтин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.