Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Васильевой О.Л. на постановление руководителя Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 5 мая 2017 года и решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (далее - ООО "Коммунальные технологии", Общество) Крюкова Дмитрия Геннадьевича,
установил:
постановлением руководителя Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 5 мая 2017 года генеральный директор ООО "Коммунальные технологии" Крюков Д.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 июня 2017 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными по делу постановлением и решением, защитник Васильева О.Л. обратилась с жалобой в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит вынесенные по делу акты отменить и производство прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, выслушав защитник Васильеву О.Л. и Егорову Е.Л., поддержавших доводы жалобы, мнение представителя административного органан Александровой А.Г. об оставлении жалобы без удовлетворения, полагая возможным рассмотрение дела в отсутствии Крюкова Д.Г., извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 19.7.1 КАП РФ непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статьей 12.1 Федерального чакона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьей 2.1 Закона Чувашской Республики от 30.09.2001 N 43 "О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике", пунктом 17 раздела 3 Положения о Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.08.2009 N 265, Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет региональный государственный контроль (надзор), в т.ч.:
за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых Госслужбой, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые Госслужбой цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии;
в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов), а также соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо обязано направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы.
Из материалов дела следует, что соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год, утвержденным приказом Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Госслужба) от 28 октября 2016 г. N, издан приказ Госслужбы от 20 марта 2017 г. N "О проведении плановой документарной проверки Общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (далее -приказ N).
Данным приказом для проведения проверки соблюдения установленных требований в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения в 2014 -2016 гг., правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в 2016 г., а также использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере теплоснабжения в 2016 г.; соблюдения обязательных требований к установлению и (или) применению тарифов в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) в 2014 -2016 гг. и правильности применения регулируемых цен (тарифов) в 2016 г., использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а так же соблюдение стандартов раскрытия информации субъектов оптового и розничных рынков в 2016 году Госслужбой были запрошены следующие документы (заверенные хозяйствующим субъектом копии):
- учетная политика на 2014 - 2016 гг. (по бухгалтерскому учету и по налоговому учету) (в случае внесения изменений и не представления их в Госслужбу);
- договоры (с приложениями), дополнительные соглашения к ним на поставку товаров, работ и услуг, связанные с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии, товарные накладные, акты выполненных работ на поставку сырья, материалов, товаров, работ и услуг, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности, за 2014 -2016 гг.;
- выписки из главной книги (анализы счетов и карточки счетов, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01, 02, 04, 05, 08, 10, 20, 23 25, 26, 60, 62, 66, 68, 70, 90, 91, 96,97 (и их субсчетов), предназначенных для обобщения информации о затратах, с приложением документов о распределении расходов вспомогательных производств, общепроизводственных и общехозяйственных расходов между видами деятельности с указанием сумм признака для распределения (как в целом по организации, так и по видам деятельности) за 2014 - 2016 гг.;
- расшифровка цеховых, общепроизводственных и общехозяйственных расходов на 2014-2016 гг.;
- штатное расписание за 2014 - 2016 гг. (с наименованиями структурных подразделений, должностей, ступени оплаты труда, квалификационных разрядов, окладов, надбавок и др., а также с указанием распределения должностных единиц АУП и ИТР и месячных ставок рабочих по видам деятельности), приказы, регламентирующие установление месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в период 2014-2016 годы;
- коллективный договор, положения об оплате труда, действующие в 2014 -2016 гг. (в случае внесения изменений и не представления их в Госслужбу);
- ведомости о фактически начисленной и выплаченной работникам заработной плате за 2014 - 2016 гг. (с указанием сведений по всем ее составляющим без указания
персональных данных);
- ведомости по начислению заработной платы заместителям генерального директора, административно-управленческому персоналу и инженерно-техническим работникам за 2014-2016 гг. по каждой занимаемой должности без указания персональных данных по видам начислений с приложением обосновывающих документов без указания персональных данных;
- приказы о направлении в командировку сотрудников, служебные задания, авансовые отчеты по командировкам за 2014 - 2016 гг. (без указания персональных данных);
-положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок за 2014 - 2016 гг в т ч протоколы о закупке у единственного источника (поставщика);
- бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах отчеты об изменении капитала, о движении денежных средств, о целевом использовании средств, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах), отчетные калькуляции себестоимости по видам услуг, статистическую отчетность: форма 5-3 "Сведения о затратах на производство и продажу продукции товаров, работ, услуг)", форма 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов средств) и других нефинансовых активов" за 2014 - 2016 гг.;
- договоры о выполнении работ (услуг) сторонними организациями за 2014-2016 годы;
- договоры аренды жилого помещения для проживания работников за 2014 - 2016 года (без указания персональных данных);
- перечень легковой и специальной автотранспортной техники с указанием технических характеристик, приказы о закреплении транспорта, локальные нормативные акты, регламентирующие порядок списания ГСМ, акты контрольных замеров фактического расхода ГСМ, акты о списании ГСМ, с приложением путевых листов и сведений (отчеты движения автотранспортных средств) из спутниковой системы навигации ГЛОНАСС за 2014 - 2016 гг. по каждому автомобилю;
- заявления на технологическое присоединение к тепловым и электрическим сетям за 2016 г.;
- журнал регистрации заявлений и выдачи технических условий на технологическое присоединение к тепловым и электрическим сетям за 2016 г.;
- акты и справки выполненных работ по мероприятиям по строительству, связанному с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения, с технологическим присоединением к электрическим сетям, за октябрь - декабрь 2016 г. (в случае внесения изменений в акты и справки и непредставления их в Госслужбу);
- реестр заключенных договоров с потребителями услуг в сфере теплоснабжения и в электроэнергетике на 2016 год;
- договоры, заключенные с потребителями услуг в сфере теплоснабжения и в электроэнергетике на 2016 год;
- документы, подтверждающие оплату услуг в сфере теплоснабжения, по передаче электроэнергии, акты приема выполненных работ (оказанных услуг), квитанции, выставленные на оплату регулируемых услуг, платежные документы на
оплату услуг) за 2016 г;
- документы, подтверждающие раскрытие информации в соответствии с пунктами 9 и 11 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. N (заверенные копии скриншотов с официального сайта организации в сети "Интернет", на котором информация размещена в полном объеме).
Копия приказа N с письмом Госслужбы от 20 марта 2017 г. N ООО "Коммунальные технологии" получены 20 марта 2017 г., что подтверждается входящим номером Общества от 20 марта 2017 г. N.
Таким образом, документы, запрошенные для проведения проверки, ООО "Коммунальные технологии" должно было направить в Госслужбу не позднее 31 марта 2017 г.
3 апреля 2017 года для проведения плановой документарной проверки Обществом в Госслужбу нарочно предоставлены документы, однако не в полном соответствии с перечнем, определенным приказом N.
Так, не предоставлены следующие документы (заверенные хозяйствующим субъектом копии), необходимые для проверки соблюдения установленных требований в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения в 2014 -2016 гг., соблюдения обязательных требований к установлению-(или) применению тарифов в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) в 2014 - 2016 гг.:
- ведомости по начислению заработной платы заместителям генерального директора, административно-управленческому персоналу и инженерно-техническим работникам за 2014-2016 годы по каждой занимаемой должности без указания персональных данных по видам начислений с приложением обосновывающих документов без указания персональных данных;
- приказы о направлении в командировку сотрудников, служебные задания, авансовые отчеты по командировкам за 2014 - 2016 гг. (без указания персональных данных);
- договоры (с приложениями), дополнительные соглашения к ним на поставку товаров, работ и услуг, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии за октябрь - декабрь 2016 года, товарные накладные, акты выполненных работ на поставку товаров, работ и услуг за 2014-2016гг.
- путевые листы.
Факт совершения Крюковым Д.Г. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 25 апреля 2017 года; копией приказа Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 20 марта 2016 г. N; перепиской административного органа и ООО "Коммунальные технологии" относительно представления запрашиваемых сведений; актом о непредоставлении документов от 20 апреля 2017 года и иными материалами дела, которым должностным лицом административного органа и судьей районного суда дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представленным в деле доказательствам должностным лицом административного органа и судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные доказательства обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела и принятия по нему судебного постановления. При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности Крюкова Д.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Доводы жалобы о наличии оснований для переквалификации вмененного Крюкову Д.Г. деяния на статью 19.7 КоАП РФ ввиду того, что сведения запрошены в ходе проверки текущей деятельности Общества, а не при рассмотрении вопроса об установлении, изменении, введении или отмене тарифов, являются несостоятельными.
Сведения, указанные в запросе, истребованы административным органом в рамках предоставленных полномочий по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) посредством проведения плановой документарной проверки Общества в части регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения и электроэнергетики, при этом результаты государственного контроля (надзора) в указанной сфере подлежат обязательному учету при установлении (изменении) тарифов на будущие периоды в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" и методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э.
При указанных обстоятельствах, поскольку часть 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к статье 19.7 КоАП РФ, действия руководителя Общества Крюкова Д.Г., не обеспечившего представление истребованных документов в том виде и в той форме, которые определены органом регионального государственного контроля (надзора) в приказе N, доведенном до Общества 20 марта 2017 года, квалифицированы верно.
Приводимые в вышестоящем суде доводы защитников об отсутствии у Крюкова реальной возможности представить истребованные сведения в установленный срок ввиду значительного объема истребованных документов не влекут отмену проверяемых актов.
Из письма генерального директора Общества Крюкова Д.Г. от 21 апреля 2017 года следует, что непредставление части истребованных сведений вызвано несогласием указанного лица относительно правомерности запроса и не связано с необходимостью срока для его технического исполнения - копирования документов и подобного рода действий.
Постановление о привлечении Крюкова Д.Г. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного части 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, которые в соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых актов, должностным лицом административного органа и судьей районного суда не допущено.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление руководителя Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 5 мая 2017 года и решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" Крюкова Дмитрия Геннадьевича оставить без изменения, а жалобу защитника Васильевой О.Л. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.