Председатель Верховного Суда Чувашской Республики Порфирьев Н.П., рассмотрев жалобу Блиновой Е.Ю. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 апреля 2017 г. и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 1 июня 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Блиновой Елены Юрьевны,
установил:
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 апреля 2017 г. Блинова Е.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 1 июня 2017 г. с учетом определения судьи об исправлении описки в указанном решении от 1 июня 2017 г. действия Блиновой Е.Ю. переквалифицированы на ч. 1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе Блиновой Е.Ю., поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, ставится вопрос об отмене состоявшихся в отношении нее судебных актов, как незаконных.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.
Частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность организатора публичного мероприятия за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Привлекая Блинову Е.Ю. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда исходил из того, что 18 апреля 2017 г. она (Блинова Е.Ю.) приняла участие в несогласованном в установленном порядке с органом местного самоуправления публичном мероприятии в форме группового пикета в специально отведенном месте с использованием средств наглядной агитации.
С квалификацией действий Блиновой Е.Ю. по ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья Верховного Суда Чувашской Республики не согласился и переквалифицировал ее действия на ч. 1 ст. 20.2 данного Кодекса, указав при этом, что одно лишь участие Блиновой Е.Ю. в публичном мероприятии в форме группового пикета в специально отведенном месте без соответствующего уведомления при числе участников пикетирования менее ста человек, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, поскольку Блинова Е.Ю. выступила организатором публичного мероприятия, судья Верховного Суда Чувашской Республики пришел к выводу, что ею был нарушен установленный порядок организации и проведения группового пикетирования, что влечет за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С таким выводом судьи следует согласиться.
Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
Публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 2 указанного закона пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации; другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 данного Федерального закона.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
Частью 3 статьи 3 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2012 г. N 77 "Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" установлено, что если численность участников публичного мероприятия, проводимого в специально отведенном месте, не превышает 100 человек, подача уведомления организатором о проведении такого публичного мероприятия не требуется.
Организатор публичного мероприятия, проводимого в специально отведенном месте, численность которого не превышает 100 человек, в срок не ранее 15 и не позднее трех дней до дня проведения публичного мероприятия направляет в администрацию муниципального района (городского округа) в соответствии с ч. 1 ст. 4 данного Закона (т.е. в данном случае в администрацию г. Чебоксары) информацию, в которой указываются: дата, место проведения, время начала и окончания публичного мероприятия; фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 г. N 598 площадка перед памятником В.И.Чапаеву в сквере Чапаева г. Чебоксары отнесена к специально отведенным местам для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 16 апреля 2017 г. в период времени с 12 часов до 12 часов 20 минут Блинова Е.Ю. совместно с другими участниками оппозиционно - настроенных граждан, находясь в специально отведенном для проведения публичных мероприятий месте - в сквере Чапаева перед памятником В.И. Чапаеву около дома N 46а по проспекту Ленина г. Чебоксары, с целью проведения несанкционированного публичного мероприятия в форме пикетирования в поддержку М., с использованием куриных яиц с нанесением буквенных значений путем соединения яиц продемонстрировала лозунг "Свободу М.". При этом Блинова Е.Ю. являлась не только участником пикетирования, но и совершила действия, свидетельствующие об организации ею публичного мероприятии.
Так, она достала из своего пакета куриные яйца, поочередно фломастером нанесла на них надписи и раздала их иным лицам. После этого все они выстроились в круг и, соединив находящиеся в руках яйца, сформировали надпись "Свободу М.". Произведя несколько фотографий, Блинова Е.Ю. собрала куриные яйца и положила их в пакет. При совершении указанных действий Блинова Е.Ю. руководила расстановкой участников, давала им указания.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 18 апреля 2017 г. (л.д. 18); рапортом начальника ЦПЭ МВД по Чувашской Республике (л.д. 4-5); фототаблицей, на которой зафиксировано нахождение Блиновой Е.Ю. в сквере В.И. Чапаева в составе группы лиц, выложивших с помощью куриных яиц, на которые Блиновой Е.Ю. наносились буквы, лозунг "Свободу М." (л.д. 9-11); справкой о публичном мероприятии, проведенном в поддержку Мальцева Вячеслава Вячеславовича - политического деятеля и руководителя "Артподготовки" (л.д. 12-13); рапортом оперуполномоченного ОУР УМВД России по Чувашской Республике (л.д. 6); письмом администрации г. Чебоксары от 18 апреля 2017 г. N Ф-4811 об отсутствии поступивших уведомлений о проведении публичных мероприятий в сквере им. Чапаева на 16 апреля 2017 г. (л.д. 8); диском с видеозаписью публичного мероприятия (л.д. 20) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, указанные действия Блиновой Е.Ю. свидетельствуют о том, что она выступила организатором публичного мероприятия в форме группового пикетирования с использованием средств наглядной агитации, целью которого являлось выдвижение требований по вопросам политической жизни страны.
Следовательно, являясь организатором указанного публичного мероприятия, проводимого в специально отведенном месте с численностью менее ста человек, Блинова Е.Ю. обязана была направить информацию о его проведении в администрацию г. Чебоксары, содержащую сведения, указанные в части 3 статьи 3 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2012 г. N 77.
Однако соответствующая информация Блиновой Е.Ю. направлена не была.
При таких обстоятельствах вывод судьи Верховного Суда Чувашской Республики о том, что Блиновой Е.Ю. как организатором публичного мероприятия нарушен установленный порядок организации и проведения группового пикетирования, является правильным и она обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Доводы поданной в Верховный Суд Чувашской Республики жалобы Блиновой Е.Ю. о непроведении ею публичного мероприятия направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки судьи Верховного Суда Чувашской Республики, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте, и не ставят под сомнение наличие в действиях Блиновой Е.Ю. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Блиновой Е.Ю. в пределах санкции ч. 1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения Верховного Суда Чувашской Республики не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.13 и ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 1 июня 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Блиновой Елены Юрьевны оставить без изменения, жалобу Блиновой Е.Ю. - без удовлетворения.
Председатель Верховного Суда
Чувашской Республики Н.П. Порфирьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.