Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Зубковой Е.Ю.,
судей Апхановой С.С. и Аникеевой М.В.,
при секретаре Шистеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Катангского района в интересах неопределенного круга лиц к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Катангская районная больница", Министерству имущественных отношений Иркутской области о возложении обязанности устранить нарушения антитеррористического законодательства,
по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Иркутской области на решение Катангского районного суда Иркутской области от 23 мая 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Катангского района Иркутской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о возложении обязанности устранить нарушения антитеррористического законодательства к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Катангская районная больница" (далее - ОГБУЗ "Катангская РБ"), Министерству имущественных отношений Иркутской области указав, что в ОГБУЗ "Катангская РБ" отсутствует система телевизионного наблюдения, пропускной и внутриобъектовый режим не организован и не обеспечен. В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от Дата изъята N "адрес изъят", от Дата изъята N "адрес изъят", от Дата изъята N "адрес изъят", от Дата изъята N "адрес изъят", от Дата изъята N "адрес изъят", от Дата изъята N "адрес изъят" здания поликлиники, стационара, родильного отделения, детского отделения, рентген-кабинета, гаража, расположенные по адресу: Иркутская область, Катангский район, с. Ербогачен, ул. Строителей, 22, лит.лит. "А", "Б", "В", "Д", "Е", "З" переданы на праве оперативного управления ОГБУЗ "Катангская РБ". Право оперативного управления рассматривается как ограниченное вещное право наряду с правом собственности, соответственно, учреждение, владеющее помещением на праве оперативного управления, несет обязательства, аналогичные обязательствам собственников. Следовательно, ОГБУЗ "Катангская РБ", владея на праве оперативного управления зданием, в силу закона, обязано нести бремя по содержанию имущества наряду с собственником этого имущества. В соответствии с пунктами 1.5, 1.6 Устава ОГБУЗ "Катангская РБ" учредителем и собственником имущества учреждения является Иркутская область. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Министерство здравоохранения Иркутской области. Функции и полномочия собственника имущества учреждения осуществляет Министерство имущественных отношений Иркутской области. Непринятие учреждением здравоохранения мер к установке видеонаблюдения, организации и обеспечению пропускного и внутриобъектового режима не исключает возможность совершения акта незаконного вмешательства и не отвечает требованиям антитеррористического законодательства, что создает угрозу безопасности жизнедеятельности людей, нарушает права неопределенного круга лиц на условия, гарантирующие охрану их жизни и здоровья. Ввиду того, что количество людей, посещающих учреждение здравоохранения, систематически изменяется, круг лиц, чьи права будут нарушены, определить не представляется возможным.
Прокурор просил суд обязать ОГБУЗ "Катангская РБ", Министерство имущественных отношений Иркутской области оборудовать здания учреждения здравоохранения, расположенные по адресу: Иркутская область, Катангский район, с. Ербогачен, ул. Строителей, 22, системой телевизионного наблюдения; организовать и обеспечить пропускной и внутриобъектовый режим в указанном учреждении, установить разумный срок для исполнения решения суда.
Решением Катангского районного суда Иркутской области от 23.05.2017 требования прокурора удовлетворены. На ОГБУЗ "Катангская РБ", Министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность оборудовать здания указанного учреждения системой телевизионного наблюдения; организовать и обеспечить пропускной и внутриобъектовый режим в указанном учреждении в срок до 01.09.2018.
В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области (данные изъяты) действующий на основании доверенности, просит решение суда отменить в части возложения обязанностей на министерство. Указывает, что в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 N 264/43-пп "О министерстве имущественных отношений Иркутской области" министерство не уполномочено нести расходы на содержание имущества, находящегося на праве оперативного управления.
Согласно разъяснениям, приведенным в 4 абзаце пункта 2 и в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (в редакции Постановления Пленума ВАС РФ от 19.04.2007 N 23), собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом.
В соответствии с пунктами 1.5, 1.6 Устава ОГБУЗ "Катангская районная больница", имущество учреждения является собственностью Иркутской области и закреплено за ним на праве оперативного управления.
Министерство считает, что в силу закона ОГБУЗ "Катангская районная больница", владея на праве оперативного управления перечисленными выше зданиями, обязано нести бремя по содержанию переданного ему имущества. Установка системы видеонаблюдения, а также организация пропускного режима учреждения, является обязанностью самого учреждения.
Суд в решении необоснованно сделал вывод о том, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности возлагается на руководителей организаций, являющихся правообладателями объектов к которым он отнес министерство имущественных отношений Иркутской области, при этом не сославшись на нормы материального права.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Катангского района Иркутской области просил оставить решение Катангского районного суда Иркутской области от 23.05.2017 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители ответчиков не явились, о времени и месте судебного разбирательства Министерство имущественных отношений Иркутской области и ОГБУЗ "Катангская районная больница" уведомлены надлежащим образом. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Аникеевой М.В., заслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Иркутской области Мусаева А.Ф., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Определением судебной коллегии по гражданским делам от 30 сентября 2017 года принят отказ прокурора Катангского района Иркутской области (данные изъяты) от исковых требований к Министерству имущественных отношений Иркутской области о возложении обязанности устранить нарушения антитеррористического законодательства. Решение Катангского районного суда Иркутской области от 23 мая 2017 года в данной части отменено в связи с отказом прокурора Катангского района Иркутской области от иска, производство по гражданскому делу в этой части прекращено.
Доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений Иркутской области сводятся к несогласию министерства с возложением на министерство обязанности устранить нарушения антитеррористического законодательства путем оборудования зданий ОГБУЗ "Катангская районная больница", расположенных по адресу: Иркутская область, Катангский район, с. Ербогачен, ул. Строителей, 22, системой телевизионного наблюдения; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режима в указанном учреждении, поскольку ОГБУЗ "Катангская районная больница", владея на праве оперативного управления перечисленными выше зданиями, обязано нести бремя по содержанию переданного ему имущества. Установка системы видеонаблюдения, а также организация пропускного режима учреждения, является обязанностью самого учреждения как правообладателя в отношении зданий больницы, где должно быть обеспечено исполнение антитеррористического законодательства.
С учетом заявления прокурора Катангского района Иркутской области об отказе от исковых требований к Министерству имущественных отношений Иркутской области, определения судебной коллегии о принятии отказа от иска, отмены решения в обжалуемой части и прекращении в этой части производства по делу, судебная коллегия, проверяя законность решения в пределах доводов апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений Иркутской области, не усматривает установленных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения Катангского районного суда Иркутской области в части исковых требований, предъявленных прокурором к ОГБУЗ "Катангская районная больница".
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Министерства имущественных отношений Иркутской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Катангского районного суда Иркутской области от 23 мая 2017 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Зубкова
Судьи М.В. Аникеева
С.С. Апханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.