Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего
судей
при секретаре
Секериной О.И.,
Алешко О.Б., Решетниковой И.Ф.,
А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 20 июня 2017 года по делу
по иску Р.Н., В.А., Н.А., М.А., В.В., Н.И,, Г.А. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, администрации г.Алейска Алтайского края о возложении обязанности по проведению капитального ремонта жилого дома.
Заслушав доклад судьи Алешко О.Б. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.Н., В.А., Н.А ... Н.В., М.А., В.В., Н.И,, Г.А. обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России), администрации г.Алейска, в котором просят возложить на ответчиков обязанность произвести работы по капитальному ремонту жилого многоквартирного дома "адрес" за счет собственных средств в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; взыскать в пользу каждого истца компенсацию морального вреда по 10 000 руб. каждому.
В обосновании заявленных требований истцы указали, что являются собственниками квартир в жилом многоквартирном доме "адрес". Ответчики являются бывшим наймодателем и собственником жилого многоквартирного дома. Продолжительность эксплуатации жилого дома без проведения капитального ремонта превышает сроки, предусмотренные указанными приложениями N 2 и N 3 Ведомственных строительных норм (ВСН) 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312. С момента ввода вышеуказанного дома в эксплуатацию в 1988 году капитальный ремонт дома не проводился, в перечень объектов капитального ремонта жилищного фонда дом не включен, в связи с чем, ранее возникшее у его жителей дома право требования проведения капитального ремонта сохранено. Согласно акту N 32 от 22.09.2010 капитальный ремонт многоквартирного дома "адрес", 1988 года постройки, не проводился; санитарное состояние технического подвала с проходящими коммуникациями: трубопровод отопления, трубопровод холодного и горячего водоснабжения, трубопровод канализации, узел управления, неудовлетворительное; установлена необходимость замены трубопровода отопления - 100 %, трубопровода холодного и горячего водоснабжения - 100 %, трубопровода канализации - 100 %; состояние кровли - неудовлетворительное, площадь кровли, требующей капитального ремонта - 1 341 кв.м.
Также истцы указывают, что действиями ответчиков, связанными с непроведением капитального ремонта жилого дома, им причинен моральный вред, который они оценивают в размере 10 000 руб. каждому.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 20 июня 2017 года исковые требования удовлетворены частично.
На Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнив перечисленные в резолютивной части решения работы по капитальному ремонту.
В удовлетворении остальной части исковых требований Р.Н., В.А., Н.А., М.А., В.В., Н.И,, Г.А. к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации отказано.
С Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в пользу ООО "Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы" взысканы расходы по оплате производства судебной строительно-технической экспертизы в размере 45 600 руб.
В удовлетворении исковых требований Р.Н., В.А., Н.А., М.А., В.В., Н.И,, Г.А. к Министерству обороны Российской Федерации, администрации г.Алейска Алтайского края отказано.
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России просил отменить решение, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что экспертное заключение ООО "Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы" N 0868/17 от 30.05.2017 в адрес ответчиков направлено не было, в связи с чем, отсутствовала возможность опровергнуть выводы эксперта. Истцами не представлено доказательств, фиксирующих недостатки в техническом состоянии данного дома на момент передачи от ФГУ "Алейской КЭЧ" к администрации, а также доказательств того, что состояние жилого дома на момент приватизации квартир являлось неудовлетворительным. Не доказан факт, что указанный жилой дом на момент осуществления права оперативного управления ФГУ "Алейской КЭЧ" нуждался в капитальном ремонте.
ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является подведомственным учреждением Министерства обороны Российской Федерации и не вправе осуществлять задания без согласия на то уполномоченного органа - выступающего собственником недвижимого имущества. В данном случае согласия собственника на выполнения и наделения полномочиями ответчика получено не было. У Учреждения отсутствуют полномочия по заключению контрактов, объявлению конкурсов на право заключения государственных контрактов для проведения капитального ремонта. Обязательства по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также обязательства по финансированию данных видов работ возложены на Департамент строительства Минобороны России.
Истцы просят обязать провести работы в отношении всего многоквартирного дома, однако доказательств, подтверждающих полномочия действовать от имени всех собственников многоквартирного дома не представлено.
Кроме того, ранее судом удовлетворены исковые требования тех же истцов к ООО "ГУЖФ", ОП "Барнаульский" ООО "ГУЖФ". Данные требования имеют общий предмет и основания иска.
В уставную деятельность ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России не входит техническое содержание (текущий или капитальный ремонт) объектов Вооруженных Сил Российской Федерации. Лимиты бюджетных обязательств на данные виды деятельности по смете Министерства обороны России не предусмотрены и не выделяются. Таким образом, чтобы выполнить капитальный ремонт многоквартирного дома ответчику необходимо получить согласие собственника, разработать и утвердить документацию о проведении конкурса, провести конкурс и заключить договора.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истцов - Д.В. просит решения суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России - И.В. просила решение суда отменить по доводам жалобы, представитель истцов - Д.В. просит решения суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения.
На основании п. 1 ст. 209, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (ч. 3 ст. 214 ГК РФ).
Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
На основании ч.ч. 1, 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (действующего с 01.03.2005) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме, к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
В соответствии с ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями применяются правила, предусмотренные ст. 65, ч.ч. 3, 4 ст. 67 и ст. 69 того же Кодекса.
Из содержания ст. 65 ЖК РФ следует, что наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе, принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что бремя содержания имущества должен нести не только его собственник, но и государственные органы, наделенные в установленном законом порядке от имени собственника соответствующими полномочиями, которым имущество принадлежит на ином вещном праве (хозяйственное ведение или оперативное управление). Обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
В соответствии со справкой N АИ-433 от 18.01.2013 ТУ Росимущества в Алтайском крае здание многоквартирного дома "адрес" находится на балансе на праве оперативного управления Алейской КЭЧ, собственником которого является Министерство обороны Российской Федерации (том 2 л.д. 115 - 117).
Наймодателем квартир в данном доме выступала Алейская КЭЧ, на которой лежала обязанность по проведению капитального ремонта дома.
Судом первой инстанции установлено, что на основании приказа Министра обороны Российской Федерации N 508 от 09.03.2012 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования г.Алейск Алтайского края" в собственность муниципального образования г.Алейск Алтайского края передан земельный участок общей площадью 12 000 кв.м., а также здание жилого дома по адресу: "адрес", общей площадью 4 857 кв.м., за исключением служебных помещений 2, 3, 5, 7, 9-12, 14-18, 20, 21, 23-25, 31, 34-36, 39-41, 43, 49 54, 56, 57, 59, 62, 64, 65, 69, 73, 77-82, 85.
Истцы Р.Н., М.А., В.В., Н.И,, Г.А. являются собственниками, соответственно, квартир NN 3, 55, 63, 66, 84, а В.А., Н.А. - нанимателями квартир N***,34 в "адрес" в "адрес" (том 1 л.д. 12 - 19).
Следовательно, собственниками квартир в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес" обороны Российской Федерации, с 2012 года муниципальное образование г.Алейска Алтайского края, а с 2013 года истцы - Р.Н., В.В., Г.А., Н.И,, с 2015 года - М.А.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В соответствии с Положением, введенным в действие Приказом Министра обороны СССР 1977 N 75, КЭЧ отвечали за проведение текущего и капитального ремонта жилых домов Минобороны России, осуществляли прием платежей от нанимателей жилых помещений в указанных домах. КЭЧ для обслуживания жилых зданий создавали специализированные структуры - домоуправления, которые за плату нанимателей и бюджетные средства, выделяемые КЭЧ, осуществляли обслуживание жилых зданий и предоставление нанимателям коммунальных услуг.
Согласно свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной Налоговой Службы номер 2 по г. Чите внесена запись о прекращении деятельности путем реорганизации в форме присоединения Алейской КЭЧ в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации N 1871 от 17.12.2010.
Из передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от 01.04.2011 следует, что Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации передано имущество, документы, а так же права и обязанности Алейской КЭЧ, в том числе согласно приложения передано и здание общежития, в котором проживают истцы по "адрес".
Тип федерального государственного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ изменен на федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2012 N 422-р.
Таким образом, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" с 20.12.2010 ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, в том числе, Алейской КЭЧ.
Законным правопреемником Министерства обороны СССР в настоящее время является Министерство обороны Российской Федерации.
Из представленных в деле документов следует, что жилой дом "адрес" относился к собственности Министерства обороны Российской Федерации; находился в оперативном управлении Алейской КЭЧ, правопреемником которого в настоящее время является ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России.
Из п. 1 устава ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного 25.05.2012, следует, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является универсальным правопреемником прав и обязанностей присоединившихся учреждений, что предполагает переход обязанностей Алейской КЭЧ как наймодателя в части капитального ремонта к новому юридическому лицу - ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России.
Согласно уставу ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России может выступать по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министра обороны организатором конкурсов и аукционов; разрабатывать и утверждать документацию о проведении конкурсов и аукционов по согласованию с Департаментом имущественных отношений Министерства обороны и иными заинтересованными органами военного управления; осуществляет контроль за исполнением условий и обязательств по заключенным договорам. Учреждение имеет право с согласия собственника заключать от имени РФ государственные контракты, иные договоры, размещать заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны (п.п. 20, 31 устава).
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что на ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России лежит обязанность по проведению капитального ремонта, как правопреемника бывшего наймодателя - Алейской КЭЧ.
Доводы жалобы об обратном в указанной части подлежат отклонению, поскольку опровергаются вышеизложенным. Ответчик является уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющим оперативное управление федеральным имуществом Вооруженных Сил России, в том числе специализированным жилищным фондом военных городков, имеет право с согласия собственника заключать от имени Российской Федерации государственные контракты, иные договоры, размещать заказы на поставку товаров, выполнение работ.
В связи с чем, судебная коллегия полагает, что учреждение вправе вести разработку соответствующих проектов.
Вопреки доводам жалобы, Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации не являлся балансодержателем данного жилого дома, в оперативном управлении спорный объект у Департамента не находился. Доказательств обратного не представлено.
Согласно акту N 32 от 22.09.2010 капитальный ремонт многоквартирного дома "адрес", 1988 года постройки, не проводился; санитарное состояние технического подвала с проходящими коммуникациями: трубопровод отопления, трубопровод холодного и горячего водоснабжения, трубопровод канализации, узел управления, неудовлетворительное; установлена необходимость замены трубопровода отопления - 100 %, трубопровода холодного и горячего водоснабжения - 100 %, трубопровода канализации - 100 %; состояние кровли - неудовлетворительное, площадь кровли, требующей капитального ремонта - 1 341 кв.м.
Актом от 24.04.2015, составленным в ходе проверки жилого дома "адрес" комиссией в составе специалиста Государственной инспекции Алтайского края, старшего по дому, мастера ОАО "Славянка", а также помощника военного прокурора Барнаульского гарнизона также установлена необходимость проведения ремонтных работ в названном жилом доме.
В целях подтверждения необходимости производства капитального ремонта, определения вида работ судом первой инстанции по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Экспертным заключением N 0868/17 от 30.05.2017 ООО "Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы" установлено, что по состоянию на 2012 года, на момент передачи здания дома "адрес" в муниципальную собственность (2012 года), а также на момент приватизации квартир истцами (2013, 2015 года), в многоквартирном доме требовался капитальный ремонт крылец, кровли, системы холодного водоснабжения, системы горячего водоснабжения, системы отопления, системы канализации, системы внутреннего организованного водостока, системы электроснабжения.
Таким образом, необходимость проведения ремонтных работ в названном доме подтверждена материалами дела, экспертным заключением, которое правомерно положено судом первой инстанции в основу решения в качестве доказательства.
Соглашается судебная коллегия также с выводом городского суда о необходимости возложения обязанности по проведению капитального ремонта имущества, указанного в заключении эксперта, на ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России.
Отклоняются судебной коллегией доводы жалобы об отсутствии у истцов полномочий действовать от имени всех собственников многоквартирного дома, поскольку обязанность проведения капитального ремонта многоквартирного дома возложена на ответчика в силу закона, и данная обязанность должна выполняться независимо от обращения с соответствующим требованием жильцов дома.
Довод ответчика на несоблюдение истцами претензионного порядка урегулирования спора не может быть принят во внимание, поскольку соблюдение досудебного (претензионного) порядка по возложению обязанности проведения капитального ремонта многоквартирного дома нормами гражданского и жилищного законодательства не предусмотрено.
Ссылка в жалобе на то, что на ООО "ГУЖФ" возложена обязанность провести ремонт многоквартирного дома в данном случае не имеет правового значения, поскольку на управляющую компанию решениями судов возложена обязанность проведение текущего, а не капитального ремонта.
Судебная коллегия также не усматривает нарушений прав ответчика при рассмотрении дела, поскольку после поступления экспертизы суд первой инстанции известил стороны о возобновлении производства по делу и о назначении дела к слушанию. При таких обстоятельствах, участники процесса имели возможность ознакомиться с материалами дела, сделать из них выписки, получить копии имеющихся в деле документов, в том числе заключения экспертизы.
Иные доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и ответчиком не опровергнуты.
При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ч. 4 ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного акта, не допущено.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алейского городского суда Алтайского края от 20 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.