Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Кудасовой Т.А.
судей
Кордюковой Г.Л., Малининой Н.Г.
при секретаре
Лонгортовой М.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июля 2017 года гражданское дело N 2-755/2017 по апелляционной жалобе Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 15 марта 2017 года по иску Колотыгиной Ирины Ивановны к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге, Управлению Судебного департамента в Ленинградской области о признании права собственности на часть жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Кудасовой,
УСТАНОВИЛА:
Колотыгина И.И. обратилась в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Санкт-Петербурге, Управлению Судебного департамента в Ленинградской области, в котором просила признать за нею право собственности на 172/324 доли в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" (комната N 1, площадью 17,2 кв.м).
В обоснование заявленных требований истица указала, что в период с 31 августа 1990 года по 28 мая 2009 года она работала в Ломоносовском районном суде Ленинградской области, с 2002 года, как работник аппарата суда, стояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании решения жилищной и социально-бытовой комиссии от 20 марта 2008 года были выделены денежные средства в размере 1 210 000 рублей в счет приобретения для Колотыгиной И.И. жилой площади размером 24,1 кв.м. 30 мая 2008 года Управление Судебного департамента в Ленинградской области заключило государственный контракт на приобретение за счет средств федерального бюджета доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", доля в праве 172/324, состоящую из комнаты N ... , площадью 17,2 кв.м, Управление Судебного департамента в Ленинградской области является собственником данной комнаты. Указом Президента РФ N 527 от 11 мая 2009 года истица назначена на должность судьи Сосновоборского суда Ленинградской области. На основании решения комиссии по жилищным и социально-бытовым вопросам судей судов общей юрисдикции Ленинградской области от 25 октября 2010 года истице было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с наличием в ее пользовании вышеуказанной спорной жилой площади по адресу: "адрес" Спорное жилое помещение не было отнесено к специализированному жилищному фонду, жилое помещение было передано без указания на статус служебного. Истица не может быть лишена права на получение жилого помещения в собственность в порядке улучшения жилищных условий.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 15 марта 2017 года исковые требования Колотыгиной И.И. удовлетворены. Судом постановленопризнать за Колотыгиной И.И. право собственности на 172/324 доли в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", что соответствует комнате N ... площадью 17,2 кв.м.
В апелляционной жалобе Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области просит решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 15 марта 2017 года отменить, считая его неправильным, постановленным при нарушении норм материального и процессуального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в суд апелляционной инстанции не поступало, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч.1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что решением комиссии по жилищным и социально-бытовым вопросам от 20 марта 2008 года помощнику судьи Ломоносовского районного суда Ленинградской области Колотыгиной И.И. выделена денежная сумма в размере 1210 000 рублей в счет приобретения жилой площади размером 24,1 кв.м.
Во исполнение указанного Решения, Управление Судебного департамента в Ленинградской области 30 мая 2008 года заключило Государственный контракт на приобретение доли в праве собственности на квартиру для работника аппарата Ломоносовского районного суда Ленинградской области, в соответствии с которым приобрело 172/324 доли в праве общей долевой собственности в праве на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", в пользование покупателя поступила комната N ... , площадью 17,20 кв.м., стоимость приобретенной доли составила сумму в размере 1 210 000 рублей.
Право собственности Управления Судебного департамента в Ленинградской области зарегистрировано 24 ноября 2008 года. Комната передана в пользование истице.
Из материалов дела следует, что истица с 12 февраля 1996 года зарегистрирована по адресу: "адрес" (двухкомнатная квартира общей площадью 48,3 кв.м.), совместно с мужем К.С.В., сыном К.А.С., отцом мужа К.В.А., сестрой мужа Я.Е.А.
Истица, ее супруг и сын имеют в собственности по 1/6 доле в праве общей долевой собственности на указанную квартиру.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определив основные государственные гарантии гражданских служащих (статья 52), предусмотрел в статье 53 возможность предоставления им дополнительных государственных гарантий. В частности, согласно пункту 4 этой статьи гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных этим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Исходя из содержания ст.53 ФЗ N79-Фз основной целью предоставления гражданскому служащему единовременной субсидии, выделяемой из бюджета, является оказание ему материальной помощи в приобретении жилого помещения с целью улучшения его жилищных условий.
Согласно Правилам предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения утвержденных Постановлением Правительства РФ N 63 от дата, настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - единовременная выплата) федеральным государственным гражданским служащим (далее - гражданский служащий) 1 раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба), замещающим должности государственной гражданской службы Российской Федерации не менее 1 года, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты.
Единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров.
Таким образом, основанием для возникновения права на получение единовременной субсидии для приобретения жилья является прохождение гражданином государственной гражданской службы и принятие его на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты.
В соответствии с пунктом 4 Правил при расчете единовременной выплаты на приобретение жилого помещения учитываются проживающие совместно с гражданским служащим супруг (супруга), а также его дети и родители, относящиеся к членам его семьи.
Из материалов дела следует, что на момент приобретения спорного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" (комната N ... , площадью 17,2 кв.м.), истица являлась государственным служащим, стояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, при предоставлении субсидии были учтены проживающие совместно с истицей члены ее семьи, однако государственный контракт был заключен не на приобретение жилья в пользу Колотыгиной И.И., жилое помещение было приобретено в собственность Управления Судебного департамента в Ленинградской области и предоставлено истице в пользование.
Указом Президента РФ N 527 от 11 мая 2009 года истица назначена на должность судьи Сосновоборского суда Ленинградской области.
Решением комиссии по жилищным и социально-бытовым вопросам судей судов общей юрисдикции Ленинградской области от 25 октября 2010 года Колотыгиной И.И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Основанием для отказа послужило наличие у истицы в пользовании жилого помещения - комнаты, площадью 17,20 кв.м., расположенной по адресу: "адрес"
В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона РФ "О статусе судей" жилое помещение, приобретенное для судьи за счет средств федерального бюджета или предоставленное ему местной администрацией, передается ему в собственность бесплатно.
Пунктом 2 ст. 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены изменения в ст. 19 Закона РФ "О статусе судей в РФ". В частности изменен п. 3 ст. 19 указанием на обеспечение судей жилыми помещениями в порядке, установленном Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2008 года N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета РФ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" предусмотрено, что жилые помещения, приобретаемые для судей, относятся к специализированному жилищному фонду.
Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 января 2008 года N 2-П "По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124 положение указанной нормы права в той части, в которой она необоснованно расширяет полномочия Правительства РФ и снижает уровень гарантий материального обеспечения судей.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Так, удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что к спорным правоотношениям должна применяться действовавшая в момент их возникновения редакция п. 3 ст. 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", в соответствии с которой жилое помещение, приобретенное для судьи за счет средств федерального бюджета или предоставленное ему местной администрацией, передается ему в собственность бесплатно.
Этот вывод суда основан на правильном применении принципа действия во времени норм материального права, регулирующих вопросы материального и социального обеспечения судей соответствующих их высокому статусу, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 года N 2-П "По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, судом в ходе рассмотрения дела установлено, что истица была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, и была приобретена спорная жилая площадь. Впоследствии Колотыгина И.И. была назначена судьей Сосновоборгского суда "адрес", однако, в постановке на учет в качестве нуждающейся истцу было отказано, в связи с нахождением в пользовании спорного жилого помещения, комнаты N ... площадью 17,20 кв.м по адресу: "адрес"
Решение о снятии Колотыгиной И.И. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Управлением Судебного департамента в Ленинградской области не принималось.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для признания за истицей права собственности на спорное жилое помещение, в связи с изложенным выше, подлежат отклонению. Наличие у членов семьи истицы в собственности жилых помещений, а также совершение ими сделок с жилым помещением в настоящее время правового значения не имеет, поскольку спорное жилое помещение приобреталось на предоставленную истице субсидию в 2008 году, право на получение субсидии на приобретение жилья в 2008 году истица имела, являлась нуждающейся в улучшении жилых условий.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 15 марта 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.