Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Сухаревой С.И.
судей
Петровой Ю.Ю. и Подгорной Е.П.
при секретаре
Поповой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 августа 2017 года гражданское дело N ... по апелляционной жалобе Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по иску Вершинина, Гаврилюка, Матвеева к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга об обязании организовать обеспечение лекарственным препаратом.
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.И., объяснения Гаврилюка представителя Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга - Сапегиной по доверенности от "дата", судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
ВершининГаврилюкМатвеев обратились с иском к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга, в котором, уточнив исковые требования, просили возложить на ответчика обязанность по организации обеспечения их лекарственным препаратом " ... " по медицинским показаниям.
Требование мотивировали тем, что страдают редким заболеванием " ... " По рекомендации Санкт-Петербургского ГБУЗ "Городская многопрофильная больница N ... " они нуждаются в терапии " ... "). Аналоговых замен и альтернативных методов лечения данного заболевания не имеется. Препарат " ... " зарегистрирован на территории РФ и внесен в Государственный реестр лекарственных средств.
Обязанность по организации обеспечения граждан
лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга является уполномоченным исполнительным органом субъекта РФ Санкт-Петербурга в сфере здравоохранения и обладает полномочиями по организации медицинской помощи истцам.
Однако Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга в своем ответе от "дата"N ... отказал истцам в обеспечении вышеуказанным препаратом со ссылкой на то, что препарат " ... " не включен в Перечень лекарственных средств, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р, а заболевание " ... " не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний
Отсутствие обеспечения необходимым лекарственным препаратом нарушает права истцов на охрану здоровья и медицинскую помощь, приводит к развитию тяжелых жизнеугрожающих осложнений.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" исковые требования ВершининаГаврилюка, Матвеева удовлетворены. Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга обязан организовать обеспечение истцов лекарственным препаратом " ... " в соответствии с медицинскими показаниями.
В апелляционной жалобе Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, считая его неправильным и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание ВершининМатвеев не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом (л.д.270), о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании п.3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям ст. 195 ГПК РФ.
Судом первой инстанции установлено, что Вершинин является " ... ", Матвеев и Гаврилюк являются " ... ".
В соответствии с ФЗ "О государственной социальной помощи" истцы включены в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи, в том числе на дополнительную бесплатную помощь, предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными препаратами по рецептам врача (фельдшера).
Из материалов дела следует, что Вершинину"дата" г.р., установлен диагноз "" ... ". Согласно заключению врачей Центра интенсивной пульмонологии и торакальной хирургии Санкт- Петербургского ГБУЗ "Городская многопрофильная больница N ... " от "дата" истцу по медицинским показаниям рекомендована заместительная терапия " ... " из расчета еженедельной потребности 5100мг- 5 флаконов препарата.
Гаврилюку"дата" г.р., установлен диагноз " ... " Согласно заключению врачей Центра интенсивной пульмонологии и торакальной хирургии Санкт-Петербургского ГБУЗ "Городская многопрофильная больница N ... " от "дата", а также заключению врачей Клинического отделения стационара дневного пребывания Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. Академика И.П. Павлова от "дата", истцу по медицинским показаниям рекомендована заместительная терапия " ... " из расчета один раз в неделю в виде внутривенной инфузии в дозировке 5100мг - 5 флаконов препарата.
Матвееву"дата" г.р. установлен диагноз " ... " Согласно заключению врачей Центра интенсивной пульмонологии и торакальной хирургии Санкт-Петербургского ГБУЗ "Городская многопрофильная больница N ... " от "дата", а также заключению врачей Клинического отделения стационара дневного пребывания СПбГМУ им. академика И.П. Павлова от "дата", истцу по медицинским показаниям рекомендована заместительная терапия " ... " из расчета один раз в неделю в виде внутривенной инфузии 20 мг/мл. 1 флакон- 50 мл., еженедельная потребность 5100мг - 4 флакона препарата.
Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга в своем ответе от "дата", адресованном исполнительному директору МБОО инвалидов "Союз пациентов и пациентских организаций по редким заболеваниям" отказал заявителям в обеспечении препаратом " ... ", обосновывая свой отказ тем, что действующее законодательство не предусматривает возможность бесплатного обеспечения указанным лекарственным препаратом, поскольку препарат не включен в Перечень лекарственных препаратов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р, в связи с чем не может быть закуплен на счет средств федерального бюджета. Заболевание истцов не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 N 403, а также не предусмотрено ст. 77-1 "Социального кодекса Санкт-Петербурга", в связи с чем у истцов отсутствует право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, закупаемыми за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Аналогичный ответ направлен в адрес Гаврилюка
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, ссылаясь на положения ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", указал на право истцов на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий, пришел к выводу о нуждаемости истцов по жизненным показаниям в приеме лекарственного препарата " ... " с учетом медицинских рекомендаций, отклонил довод ответчика об отсутствии решения о назначении препарата врачебной комиссией поликлиники по месту жительства истцов и сослался на право выбора пациентом медицинского учреждения.
Оценивая довод представителя ответчика о том, что препарат " ... " не входит в стандарт лечения выявленных у истцов заболеваний, суд указал, что отсутствие препарата в стандарте лечения заболевания не может нарушать права " ... ", страдающего тяжелым заболеванием, на получение бесплатного лекарственного препарата, необходимого для поддержания жизни и здоровья.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с положениями ч.1 ст.37 ФЗ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг.
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от
17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) к полномочиям
Российской Федерации в области оказания государственной
социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным
для осуществления органам государственной власти субъектов
Российской Федерации, относятся следующие полномочия по
организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный
регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:
1) организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4).
Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона
N 178-ФЗ состав предоставляемого гражданам из числа категорий,
указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с частью 2 статьи 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает
перечень лекарственных препаратов для медицинского применения,
в том числе лекарственных препаратов для медицинского
применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских
изделий, перечень специализированных продуктов лечебного
питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми
осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 данной статьи, и порядки формирования таких перечней.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (п. 5 ст. 6.3 этого же Федерального закона).
Указанный порядок установлен Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, которым утвержден "Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан".
В силу положений п.2.1 вышеуказанного приказа за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
При обращении в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг, справку, выданную Пенсионным фондом Российской Федерации. В Медицинской карте амбулаторного больного отмечается срок, в течение которого гражданин имеет право на предоставление государственной социальной помощи.
При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения.
Согласно положениям ст.33 ФЗ "Об основах охраны здоровья в Российской Федерации" первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.
При этом согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" выбор или замена медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, осуществляется гражданином, путем обращения в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь с письменным заявлением о выборе медицинской организации и прохождением процедуры прикрепления к медицинской организации.
Аналогичный порядок предусмотрен разделом 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2017 и плановый период 2018 и 2019 гг.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на получение бесплатного лекарственного препарата реализуется в определенном порядке, через обращение с заявлением и предоставлением необходимого пакета документов в медицинское учреждение, оказывающее гражданам первичную медико-санитарную помощь.
Как установлено судом и следует из медицинских документов у истцов установлен диагноз " ... "
Указанное заболевание не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронически прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан и их инвалидности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N 403.
Лекарственный препарат " ... " не входит в Перечень лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 N 2724-р для обеспечения инвалидов в рамках реализации Федерального закона N 178-ФЗ.
Лекарственный препарат " ... " (международное непатентованное наименование - " ... ") не входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2017 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года N 2885-р.
Перечень лекарственных препаратов для медицинского
применения, в том числе лекарственных препаратов для
медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утвержденный согласно приложению N 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 N 2724-р, не включает " ... ".
Лекарственный препарат " ... " не входит в Перечень препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой (приложение 2 к Территориальной программе), утвержденный Законом Санкт-Петербурга от 23.12.2016 N 718-123 "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2017 года и на плановый период 2018 и 2019 годов".
В силу ст. 77-1 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 от 22.11.2011 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" граждане страдающие заболеванием " ... " не относятся к категории лиц, в отношении которых устанавливаются меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки в части обеспечения лекарственными препаратами бесплатно.
Таким образом, обеспечение истцов вышеуказанным лекарственным препаратом в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг за счет средств федерального бюджета не предусмотрено.
Вопреки выводам суда СПб ГБУЗ "Городская многопрофильная больница N ... " не относится к учреждениям, оказывающим гражданам первичную медико-санитарную помощь, в связи с чем рекомендации указанного медицинского учреждения не дают оснований для обеспечения граждан лекарственными препаратами в целях амбулаторного лечения.
Судом первой инстанции не принято во внимание и то обстоятельство, что обеспечение бесплатными лекарственными препаратами осуществляется только на основании рецептов врача, которые у истцов отсутствуют.
Доводы истцов об участии СПб ГБУЗ "Городская многопрофильная больница N ... " в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2017 и плановый период 2018 и 2019 года и соблюдение при обращении в Комитет положений Постановления Правительства Санкт-Петербурга N ... от "дата" в редакции "дата" не дают оснований для вывода о законности постановленного решения в связи со следующими обстоятельствами.
В силу п.п.2.1, 2.2, 2.4.1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 03.05.2017 N 318 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.07.2015 N 563" меры социальной поддержки предоставляются на основании заявления о предоставлении меры социальной поддержки (далее - заявление) по форме, утвержденной Комитетом по здравоохранению, и документов, указанных в разделе 3 настоящего Порядка (далее - документы), поданных гражданином в медицинские организации.
Медицинские организации направляют в Комитет по здравоохранению заявления и документы, полученные от граждан, в сроки и в порядке, утвержденные Комитетом по здравоохранению.
В течение пяти рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении мер социальной поддержки Комитет уведомляет гражданина о необходимости явиться в медицинскую организацию за получением рецепта.
Из материалов дела следует, что решением врачебной комиссии СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N ... " от "дата" истцу Вершинину рекомендовано продолжить базисную терапию, при этом препарат " ... " не был рекомендован истцу, так как он не входит в список льготных препаратов, отпускаемых по рецептам врача бесплатно.
Решением врачебной комиссии СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N ... " от "дата"Гаврилюку была рекомендована терапия различными препаратами, в связи с тем, что пациентом не использованы все лекарственные средства необходимой терапии.
Заключением врачебной комиссии СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N ... " от "дата" принято решение о назначении препарата Матвееву только после комиссионного осмотра пациента и вынесении заключения главного внештатного пульмонолога Санкт-Петербурга.
Таким образом, в установленном порядке вышеназванный препарат истцам не назначался.
Доводы истцов о праве выбора медицинского учреждения не дают оснований для вывода о законности заявленных требований, поскольку не оспаривая право гражданина на лечение в выбранном медицинском учреждении, законодатель установилопределенную процедуру обеспечения граждан бесплатными лекарственными препаратами.
Реализуя предоставленные гарантии в соответствии с положениями Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" гражданин вправе прикрепиться для прохождения лечения к медицинскому учреждению, оказывающему первичную медико-санитарную помощь, которое вправе на основании ст.ст. 6.1 и 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" выдать гражданину рецепт врача для бесплатного обеспечения необходимыми лекарственными средствами.
Вместе с тем, право на получение бесплатного лекарственного препарата реализуется в определенном порядке, через обращение с заявлением и предоставлением необходимого пакета документов в медицинское учреждение, оказывающее гражданам первичную медико-санитарную помощь.
В силу ст. 70 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" вопрос о назначении того или иного лекарственного препарата, входит в компетенцию лечащего врача, наблюдающего больного, который несет всю полноту ответственности за правильность и эффективность лечения.
Таким образом, медицинские работники и врачебная комиссии стационарного учреждения не вправе принимать решение о назначении лекарственного препарата гражданину на этапе его амбулаторного лечения.
При этом СПб ГБУЗ "Городская многопрофильная больница N ... " не является учреждением, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, к которому прикреплены истцы. В период нахождения истцов в указанной больнице препарат "Респикам" им также не назначался. Решения врачебных комиссий поликлиник по месту жительства истцов ими не обжаловались.
Судом первой инстанции не принято во внимание и то обстоятельство, что обеспечение бесплатными лекарственными препаратами осуществляется только на основании рецептов врача, которые у истцов отсутствуют.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении спора судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к неправильному применению норм материального и процессуального права, данные обстоятельства в соответствии с положениями ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены обжалуемого решения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" отменить.
В удовлетворении исковых требований Вершинина, Гаврилюка, Матвеева к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга об обязании организовать бесплатное обеспечение лекарственным препаратом отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.