Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Стаховой Т.М.,
Головкиной Л.А.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-2527/2017 по апелляционной жалобе Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 17 февраля 2017 года по административному иску товарищества собственников жилья "Альтернатива" к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании незаконным предписания.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения представителя товарищества собственников жилья "Альтернатива" - Жуматий А.В. (по доверенности), представителя Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - Сазонова Г.В. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
товарищество собственников жилья "Альтернатива" (далее - ТСЖ "Альтернатива") обратилось в Невский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 18 августа 2016 года N ... -р, которым на названное товарищество возложена обязанность принятия мер к устранению нарушений жилищного законодательства, а именно - произвести перерасчёт по всем лицевым счетам по услуге "отопление" за май 2016 года в доме "адрес"
В обоснование поданного в суд административного иска представитель ТСЖ "Альтернатива" ссылался на то обстоятельство, что оспариваемое предписание, выданное по результатам проведённой в отношении товарищества проверки соблюдения жилищного законодательства, составлено в отсутствие на то законных оснований; начисление органами управления товарищества платежей по услуге "отопление" является правильным, соответствует тарифам и порядку исчисления стоимости такой услуги, установленного решением общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома от 16 августа 2013 года; вопрос о правильности начисление платы уже являлся предметом рассмотрения судебных инстанций; перерасчёты и корректировки платы за отопление предусмотрены сметой доходов и расходов товарищества, утверждённой решениями общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 16 августа 2013 года и от 30 сентября 2014 года.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 17 февраля 2017 года административный иск товарищества удовлетворён - судом признано незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 18 августа 2016 года N ... -р.
В апелляционной жалобе Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и неправильное применение судом норм материального права.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга 18 августа 2016 года, в связи с поступлением обращения собственника квартиры "адрес"" ... ", проведена внеплановая документарная проверка деятельности ТСЖ "Альтернатива" по вопросу правильности начисления платы за жилищно-коммунальные услуги.
По результатам проверки 18 августа 2016 года Государственной жилищной инспекцией составлен акт, в котором указано на неправильное начисление платы за отопление за май 2016 года по лицевому счету N ... , а именно - при начислении платы за отопление нарушен порядок, установленный пунктом 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, в соответствии с которым в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учёта (распределителями) тепловой анергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии. Актом также установлено, что дом оборудован общедомовыми приборами учёта тепловой энергии, 17 квартир оснащены индивидуальными приборам учёта тепловой энергии (л.д. " ... ").
По результатам проверки Государственной жилищной инспекцией 18 августа 2016 года вынесено предписание N ... -р, в котором на ТСЖ "Альтернатива" возложена обязанность принятия мер по устранению выявленных нарушений, а именно - произвести перерасчёт по всем лицевым счетам по услуге "отопление" за май 2016 года в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (л.д. " ... ").
Согласно решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома "адрес" от 16 августа 2013 года (вопросы 6, 7 повестки дня), плата за коммунальные услуги (ХВС, ГВС, В/О), потребляемые в доме на общедомовые нужды, распределяется на все жилые, нежилые помещения пропорционально площади помещений. Сверхнормативное потребление коммунальных ресурсов (ХВС, ГВС, В/О) распределяется на помещения, не оборудованные квартирными приборами учёта пропорционально площади таких помещений. При этом, объём холодной/горячей воды, потребляемой на общедомовые нужды, определяется исходя из показаний приборов учёта, установленных непосредственно в точках разбора воды, используемой на содержание общего имущества, а объём водоотведения на ОДН, определяется, как сумма объёмов холодной/горячей воды, потребляемой на ОДН (пункт 6);
плата за тепловую энергию (в отоплении и горячей воде), потребляемой в доме, исчисляется, исходя из объёмов, определённых по показаниям в общедомовых и квартирных приборов учёта, в соответствии с выставленными счетами ГУП ТЭК СПб и по тарифам, утверждённым Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для данного вида коммунальных ресурсов;
плата за тепловую энергию (в отоплении) определяется:
для помещений, не оборудованных квартирными приборами учёта: в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344 по формуле 3:
Р Iж = V Дж * Siж / Sоб * Тт,
где:
VДж - объём тепловой энергии, потреблённой жилой частью дома;
Siж - общая площадь i-того жилого помещения;
Sоб - общая площадь жилых помещений дома;
Тт - утверждённый тариф (руб./Гкал) за тепловую энергию для данной категории потребителей.
Для нежилых помещений, не оборудованных приборами учёта: в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344 по формуле 3:
Р н/ж = V Дж/н * S н/ж / Sоб н/ж * Тт,
где:
VН/ж - объём тепловой энергии, потреблённой нежилыми помещениями дома;
Sн/ж - общая площадь i-го нежилого помещения;
Sоб н/ж - общая площадь нежилых помещений дома;
Тт - утверждённый тариф (руб./Гкал) за тепловую энергию для данной категории потребителей (л.д.89 том 1).
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 24 марта 2015 года, принятым по гражданскому делу N 2-1400/2015 и оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 декабря 2015 года, собственникам помещений многоквартирного дома Л.Г., П. и М. отказано в удовлетворении иска к другим собственникам помещений многоквартирного дома о признании недействительным решения общего собрания от 16 августа 2013 года (л.д." ... ").
Отказывая в удовлетворении заявленного административного иска, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что вопрос о законности проведения общего собрания собственников многоквартирного дома от 16 августа 2013 года, которым установлен, в частности, порядок начисления платы за отопление, уже являлся предметом судебного разбирательства; судебные акты по гражданским делам N 2-1400/2015, N 2-305/2015, N 2-854/2015, N 2-2799/2016 вступили в законную силу и имеют преюдициальное значение для разрешения спора по данному делу; размер платежа по услуге отопление, начисляемый товариществом в соответствии с решением общего собрания собственников помещений дома, меньше, чем рассчитанный по правилам, указанным в предписании Государственной жилищной инспекции, в связи с чем оснований для перерасчёта стоимости такой услуги за май 2016 года, как этого требует предписание, не имеется.
Данные выводы суда нельзя признать правильными.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК Российской Федерации, должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Распоряжением Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 14.02.2014 N 4-р утверждён Административный регламент Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора.
Таким образом, Государственная жилищная инспекции Санкт-Петербурга является органом, осуществляющим государственный надзор, имеет полномочия на проведение проверок, выдачу предписаний, содержащих требования по устранению нарушений норм жилищного законодательства, соблюдение которых обязательно для собственников помещений многоквартирных домов при принятии решений.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела имеют фактические обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом.
Из содержания судебных решений, на которые сослался суд первой инстанции, следует, что решение общего собрания собственников многоквартирного дома от 16 августа 2013 года проверялось на предмет его соответствия требованиям законодательства, устанавливающего порядок принятия такого решения, в том числе процедуры созыва общего собрания, наличия кворума, оформления результатов голосования, однако оценка соответствия решения собрания нормам права, регламентирующих порядок начисления платы за коммунальные услуги, в том числе отопление, судебными инстанциями не давалась.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение названной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учёта и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
В силу абзаца 4 пункта 42 (1) Правил (введён Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг"), вступившего в силу с 1 июня 2013 года, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учёта (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в индивидуальном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учёта тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты в течение отопительного периода по формуле 3:
,
где:
VД - объём (количество) потреблённой за расчётный период тепловой энергии, определённый по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом.
В случаях, предусмотренных пунктами 42(1), 54 и 59(1) Правил, для расчёта размера платы за коммунальные услуги используется объём (количество) коммунального ресурса, определённый в соответствии с положениями указанных пунктов;
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Формула 3(1): размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учёта тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3(1):
Pi = Si x VT x TT,
где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
VT - среднемесячный объём потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определённый как отношение объёма тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учёта за предыдущий год среднемесячный объём потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;
TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2017 N АКПИ16-1369, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, такое правовое регулирование соответствует положениям части 1 статьи 157 ЖК Российской Федерации; в соответствии с данной нормой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг; коммунальная услуга теплоснабжения оказывается круглосуточно, непрерывно в течение отопительного периода и должна обеспечить теплоснабжение помещений, входящих в состав многоквартирного дома.
В этом же решении Верховного Суда Российской Федерации признан несостоятельным довод административного истца о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают его права, так как исключают возможность начисления платы за отопление исходя из показаний индивидуальных приборов учета, если не все помещения в многоквартирном доме оборудованы индивидуальными приборами учета, и указано, что предусмотренный абзацем четвертым пункта 42(1) Правил порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению обусловлен общим принципом распределения фактически потреблённого всеми помещениями многоквартирного дома объёма тепловой энергии, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии, пропорционально площади занимаемого помещения в многоквартирном доме.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает нормативные предписания относительно оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учёта используемых воды, электрической энергии, при этом данный нормативный акт не устанавливает безусловную обязанность для собственников помещений в многоквартирном доме по установлению индивидуальных приборов учёта тепловой энергии.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за данную коммунальную услугу совокупно без разделения на плату за потребление её в жилом или нежилом помещении и плату за потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из содержания абзаца четвёртого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов следует, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по соответствующим формулам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии.
Поскольку в ходе проведения проверки правильности начисления коммунальных услуг за май 2016 года Государственной жилищной инспекцией было установлено, что органами управления ТСЖ "Альтернатива" плата за услугу "отопление" исчислена с учётом показаний индивидуальных приборов учёта потребления тепловой энергии, установленных в семнадцати жилых помещения дома, инспекция обоснованно пришла к выводу о том, что порядок (формулы) расчёта такой услуги, принятые решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, противоречат формулам расчёта, установленных в Правилах предоставления коммунальных услуг.
При осуществлении расчета размера платы за коммунальную услугу "отопление" по квартире N ... ТСЖ "Альтернатива" учтена общая площадь только жилых помещений многоквартирного дома, тогда как Правилами установлено исчисление стоимости услуги, исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Нельзя признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что при расчёте коммунальной услуги "отопление" в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 16 августа 2013 года, собственники помещений находятся в более выгодном положении, поскольку расчёт платы должен производиться в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами.
Постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 на момент принятия решения общего собрания собственником от 16 августа 2013 года являлось действующим и устанавливало порядок расчета платы за коммунальные услуги по отоплению, в связи с чем товарищество не имело право произвольно изменять установленный нормативным актом порядок начисления платы за указанную коммунальную услугу.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Невского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 17 февраля 2017 года по делу N 2а-2527/2017, отменить.
В удовлетворении административного иска товарищества собственников жилья "Альтернатива" к Государственной жилищной инспекции об оспаривании предписания от 18 августа 2016 года N ... -р отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.