Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Грибовой Е.Н., судей Гончаровой О.С. и Канивец Т.В. заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончаровой О.С. дело по апелляционным жалоба представителя Департамента городского имущества гор. Москвы и Аксененко О.В. на решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 10 апреля 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Аксененко О.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Департамента городского имущества города Москвы по не рассмотрению вопроса о постановке на учет Аксененко О.В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.
Возложить обязанность на Департамент городского имущества города Москвы рассмотреть вопрос о постановке на учет Аксененко О.В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 N 1050 и принять решение в соответствии с действующим законодательством.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу Аксененко О.В. ... рублей в счет возмещения судебных расходов,
УСТАНОВИЛА:
Аксененко О.В. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества гор. Москвы о признании бездействия незаконным, признании факта нуждаемости в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на жилищный учет, признании права на получение социальной выплаты. В обоснование своих требований истец указала, что она является гражданином, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и выехавшим добровольно из зоны отселения. Истец проживает в Москве с ... года и зарегистрирован в г. Москве по адресу: ... года. В ... г. она обратилась в ДГИ гор. Москвы запросом о разъяснении порядка постановки на учет в рамках Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 " Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации продпрограммы " Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы " Жилище" на 2011-2015 годы". ... г. она повторно направила заявление в ДГИ гор. Москвы и ей был разъяснен порядок постановки на жилищный учет в общем порядке в Центрах по предоставлению государственных услуг гор. Москвы. ... г. Аксененко О.В. подано заявление в Департамент городского имущества города Москвы о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Вопрос о постановке истца на учет ответчиком по существу не рассмотрен.
С учетом изложенного, истец просила суд: признать незаконным бездействие должностных лиц Департамента городского имущества города Москвы по не рассмотрению вопроса о постановке на учет Аксененко Ольги Викторовны в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"; признать факт наличия нуждаемости в улучшении жилищных условий по подпрограмме для чернобыльцев и обязать Департамент городского имущества города Москвы поставить на учет Аксененко Ольгу Викторовну в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"; признать Аксененко Ольгу Викторовну нуждающимся в улучшении жилищных условий по основанию предусмотренному подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы; признать за истцом право на получение социальной выплаты по указанной подпрограмме из расчета 33 кв.м, как для одиноко проживающего гражданина, а также обязать ДГИ включить истца в отдельный список граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата по указанной подпрограмме, финансируемой исключительно за счет средств федерального бюджета; взыскать с ответчика 300 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины и 10 000 рублей в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя.
Истец в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела была извещена, направила в суд своего представителя, который в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Судом постановленовышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционных жалоб просит представитель Департамента городского имущества гор. Москвы и отмене решения в части просит Аксененко О.В.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и представленными доказательствами.
Судом установлено, что ... г. Аксененко О.В., указав, что она является гражданином, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и выехавшим добровольно из зоны отселения, обратилась в Центр государственных услуг г. Москвы по району Бирюлево Восточное с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.
Данное заявление ... г. перенаправлено в Департамент городского имущества города Москвы для разрешения вопросов, содержащихся в заявлении.
Из представленных ответов ДГИ города Москвы следует, что ответчиком истцу разъяснен порядок признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях или содействии города Москвы в приобретении жилых помещений, при этом, заявление о постановке Аксененко О.В. на учет по существу не рассмотрено.
В соответствии с п. 7 ст. 17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пунктами 3 - 12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона.
Кроме того, им гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Согласно абзацу двенадцатому раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст.ст. 49, 52 ЖК РФ, которые регламентируют порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет Аксененко О.В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, Департаментом городского имущества города Москвы не принималось.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что бездействие Департамента городского имущества города Москвы по не рассмотрению вопроса о постановке на учет Аксененко О.В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в указанной подпрограмме является незаконным. С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия полностью согласна.
Вместе с тем, требования истца о признании факта наличия нуждаемости в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на получение социальной выплаты не могут быть удовлетворены, поскольку восстановление нарушенных прав истца возможно путем повторного рассмотрения Департаментом городского имущества города Москвы поданного им заявления и приложенных документов.
Суд не может лишить Департамент городского имущества города Москвы права на проведение проверки поданных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца взысканы подтвержденные материалами дела и являющиеся необходимыми, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а также расходы по оказанию юридической помощи в размере 10 000 рублей, а всего в сумме 10 300 рублей.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. Суд первой инстанции тщательно проверил доводы сторон и фактические обстоятельства дела, представленным доказательствам дал правовую оценку. Значимые по делу обстоятельства определилправильно. Выводы суда основаны на нормах материального права, подлежащих применению к данным правоотношениям, и доказательствам, которым дана оценка согласно требованиям ст. 67 ГПК РФ. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы представителя Департамента городского имущества гор. Москвы направлены на переоценку представленных доказательств и свидетельствуют о неправильном применении и толковании норм материального права, с которым судебная коллегия согласиться не может.
Довод апелляционной жалоба Аксененко О.В. о том, что суд фактически не разрешилее требования в полном объеме не состоятелен. Суд правомерно обязал ДГИ гор. Москвы рассмотреть требования Аксененко О.В. о признании права на обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством, поскольку данный вопрос по существу рассмотрен не был и своего суждения ответчик по данному вопросу не высказал.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения, апелляционные жалобы не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 10 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Департамента городского имущества гор. Москвы и Аксененко О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.