Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Котовой И.В.
и судей Климовой С.В., Рачиной К.А.,
при секретаре Филатовой Н.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Арутюняна А.М. на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 14 декабря 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Арутюняна А.М. к Военному комиссариату Московской области, Департаменту социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации о признании права на назначение пенсии за выслугу лет, включении в выслугу лет периода службы, назначении пенсии по выслуге лет, - отказать полностью,
УСТАНОВИЛА:
Арутюнян А.М. 09.08.2016 обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области, Департаменту социальных гарантий Минобороны России, в котором с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 51-57) просил признать за ним право на назначение пенсии по выслуге лет, обязать Военный комиссариат Московской области включить в выслугу лет период службы в Нагорно-Карабахской Республике с 1992 года по 2013 год и назначить пенсию по выслуге лет с 01.03.2015, мотивируя обращение тем, что, являясь гражданином *** , проходил службу в ее Вооруженных Силах, откуда в 2013 году уволен в запас в связи с выслугой лет, истцу назначена военная пенсия на основании закона Республики Армения "О государственных пенсиях"; в июле 2015 года истцом было получено гражданство Российской Федерации, он переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в связи с чем выплата вышеуказанной пенсии с *** была прекращена; истец обратился к ответчикам за назначением пенсии, в чем ему было отказано по причине того, что с 1992 года военная служба истца проходила в Нагорно-Карабахской Республике, которая на сегодняшний день не имеет государственно-правового статуса и не является участником СНГ, что истец полагает незаконным, нарушающим международные соглашения и его право на пенсионное обеспечение.
В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали.
Представитель ответчика Военного комиссариата Московской области иск не признал.
Представитель ответчика Минобороны России в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 131-133).
14.12.2016 судом постановленоприведенное выше решение, об отмене которого просит истец Арутюнян А.М. по доводам своей апелляционной жалобы и дополнений к ней.
В заседании судебной коллегии истец Арутюнян А.М. и его представитель по доверенности Белова Т.А. доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержали; представитель ответчика Военного комиссариата Московской области по доверенности Нелюбина А.Н. против удовлетворения жалобы возражала; ответчик Минобороны России, просивший о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 187-188).
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Как установлено судом, следует материалов личного дела истца (л.д. 102-129), Арутюнян А.М., *** года рождения, с *** проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, с *** в Комитете Самообороны Нагорно-Карабахской Республики и в Армии Обороны Нагорно-Карабахской Республики, с *** в войсковых частях *** и *** Вооруженных Сил Армении (л.д. 106-116).
Приказом начальника Главного штаба Вооруженных Сил Республики Армения от *** N *** Арутюнян А.М. уволен с военной службы в резерв Вооруженных Сил Республики Армения в связи с выслугой лет, которая по состоянию на 24.05.2013 определена 22 года 02 месяца 08 дней, в том числе с учетом периода службы с *** в Комитете Самообороны Нагорно-Карабахской Республики и в Армии Обороны Нагорно-Карабахской Республики (л.д. 117-118).
Приказом-распоряжением от *** истцу на основании гл. 3 ст. 18 ч. 1 п. 1 Закона Республики Армения "О государственных пенсиях" с *** назначена пенсия исходя из выслуги лет 22 года 02 месяца 08 дней (л.д. 59-61).
Как следует из искового заявления, в 2015 году Арутюняном А.М. было получено гражданство Российской Федерации, в подтверждение чего им представлен паспорт гражданина РФ, выданный *** (л.д 134-135), он переехал на постоянное место жительства в г. *** , после чего неоднократно обращался к ответчикам по вопросу назначения ему пенсионного обеспечения в соответствии с нормами российского законодательства.
Согласно письму Военного комиссариата Московской области от *** документы Арутюняна А.М., поступившие в центр социального обеспечения Военного комиссариата Московской области, возвращены без исполнения, поскольку с 1992 года военная служба Арутюняна А.М. проходила в Нагорно-Карабахской Республике, которая не имеет государственно-правового статуса и не является участником Содружества Независимых Государств, в связи с чем расчет выслуги лет, составленный Министерством обороны Республики Армения, следует применять при назначении пенсии по нормам законодательства РФ без учета периода службы в Вооруженных Силах Нагорно-Карабахской Республики (л.д. 18).
Ответами Министерства обороны РФ от *** , *** , *** , *** истцу также было отказано в назначении пенсии, поскольку по документам пенсионного (личного) дела истца в период с 1992 года по 2013 год он проходил военную службу в Вооруженных Силах Нагорно-Карабахской Республики, которая до настоящего времени не имеет государственно-правового статуса и не является участником Содружества Независимых Государств, в связи с чем, указанный период службы Арутюняна А.М. в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" зачету не подлежит (л.д. 19-25, 30-32).
В соответствии с ответом Военного комиссариата Московской области от *** основополагающие принципы, определяющие право на пенсию военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников СНГ, закреплены в Соглашении о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992, согласно ч. 1 ст. 2 которого в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим засчитывается служба в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, указанных в ст. 1 Соглашения (военнослужащие Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований Союза ССР) в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу; поскольку в период с 1992 года по 2013 год Арутюнян А.М. проходил военную службу в Нагорно-Карабахской Республике, которая до настоящего времени не имеет государственно-правового статуса и не является участником СНГ, период службы истца в Комитете Самообороны Нагорно-Карабахской Республики и в последующем в Армии Обороны указанной Республики в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 зачету не подлежит; принятие тем или иным государством-участником СНГ дополнительных норм пенсионного обеспечения, не предусмотренных Соглашением, является внутренним правом этого государства и не применяется другими государствами-участниками СНГ, подписавшими Соглашение; таким образом, составленный Минобороны Армении расчет выслуги лет на пенсию, в котором учтен указанный период военной службы Арутюняна А.М. в Вооруженных Силах государства, не являющегося подписантом Соглашения, в качестве основания для назначения пенсии по Закону РФ от 12.02.1993 N 4468-1 пенсионными органами Минобороны России не может быть принят. Вместе с тем, если законодательством государства нового места жительства (Российская Федерация) пенсия того же вида не установлена, то согласно нормам ст. 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 выплата пенсии продолжается государством прежнего места жительства пенсионера (Республика Армения); в связи с изложенным законных оснований для выплаты пенсии истцу от Минобороны России не установлено (л.д. 28-29).
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Арутюняна А.М. и отсутствии оснований для назначения истцу пенсионного обеспечения по линии Минобороны России.
Оснований не согласиться с указанным выводом судебная коллегия не усматривает ввиду следующего.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, установлены Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы".
В соответствии со ст. 4 указанного Закона РФ пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
В соответствии со статьей 2 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного законодательства от 13.03.1992, участниками которого в том числе являются Армения и Россия, пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальными соглашениями.
Статьей 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих, осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленном законодательством бывшего Союза ССР.
Согласно статье 2 Соглашения от 15.05.1992 в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 данного Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.
То есть в специальном Соглашении устанавливается порядок взаимного зачета в выслугу лет периодов военной службы военнослужащих в составе Вооруженных Сил и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, по месту службы гражданина с целью их пенсионного обеспечении, которое, в свою очередь, осуществляется по нормам государства - участника Соглашения по месту его жительства.
Принимая во внимание, что служба истца в Комитете Самообороны Нагорно-Карабахской Республики и Армии Обороны Нагорно-Карабахской Республики, которая согласно нормам международного права является территорией Азербайджанской Республики, не имеет государственно-правового статуса и не входит в состав участников СНГ, не может рассматриваться как служба в составе Вооруженных Сил и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, то вывод суда об отказе в зачете указанного периода в выслугу лет для назначения Арутюняну А.М. пенсии по законодательству Российской Федерации по линии Минобороны России, является правомерным.
Поскольку дополнительное пенсионное или социальное обеспечение военнослужащих, выходящее за рамки Соглашения от 15.05.1992, и принятое после его заключения, является внутренним правом государства, то исчисление выслуги лет военнослужащего и назначение ему пенсии в соответствии с таким законодательством не влечет его применение другими государствами-участниками СНГ и не является достаточным основанием для назначения пенсии по законодательству Российской Федерации и на ее территории с учетом Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного законодательства от 13.03.1992 и Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992.
При этом судебная коллегия учитывает, что истцу разъяснены положения ст. 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, указывающие, что если законодательством государства нового места жительства пенсия того же вида не установлена, то выплата пенсии продолжается государством прежнего места жительства пенсионера.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней истец ссылается на те же доводы, которые изложены в исковом заявлении, указывая, что оснований для отказа в назначении ему пенсии за выслугу лет по российскому законодательству не имеется, поскольку пенсия ему назначена и выплачивалась в Республике Армения, которая является государством-участником СНГ, а также полагает подлежащим применению правовые позиции, изложенные в решениях Экономического Суда СНГ.
Указанные доводы истца отмену решения суда не влекут, поскольку основаны на неправильном применении и толковании норм действующего законодательства Российской Федерации и ее международных договоров и не опровергают выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы истца о нарушении судом норм процессуального права, выразившемся в неверном указании причин отложения судебных заседаний и даты изготовления решения суда в окончательной форме не могут повлечь отмену решения суда, поскольку не содержат оснований, указанных в ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, а положения ч.ч. 3 и 6 ст. 330 ГПК РФ, предусматривают, что нарушение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, и правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
При рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено; доводы апелляционной жалобы Арутюняна А.М. не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зюзинского районного суда города Москвы от 14 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Арутюняна А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.