Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И.,
судей Курочкиной О.А., Кнышевой Т.В.,
при секретаре Илюткиной О.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Курочкиной О.А. дело по апелляционной жалобе истцов Макеевой О.В., Горшковой И.Д. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2016 года, которым постановлено:
В иске фио, фио к Департаменту строительства города Москвы ГКУ г. Москвы "Управление капитального строительства" о признании проектирования и строительства незаконными отказать,
УСТАНОВИЛА:
Макеева О.В., Горшкова И.Д. обратились в суд с иском к Департаменту строительства города Москвы, ГКУ г. Москвы "Управление капитального строительства" о признании проектирования и строительства незаконными.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что 06 марта 2013 года постановлением Правительства Москвы N 138-ПП утверждён проект планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети - участок Северо-Западной хорды от МКАД до адрес (поперечное направление в западном секторе города Москвы от адрес до адрес). Согласно проекту планировки, проектируемый линейный объект имеет категорию "магистральная улица общегородского значения II класса". Департамент строительства г. Москвы в лице фио и фио и Управление капитального строительства в лице Щ*****A.M. дали Техническое задание на проектирование объекта "Реконструкция адрес, ****с выходом на адрес", которое предусматривает на участке от адрес адрес строительство эстакады с адрес адрес и трассировку проектируемого линейного объекта по адрес.
Истцы считают включение адрес в проект Северо-Западной хорды незаконным, не соответствующим действующим нормативным и правым актам РФ, поскольку Генплан не предусматривает сооружения линейного объекта улично-дорожной сети, напрямую соединяющего адрес и адрес. адрес имеет категорию "прочая улично-дорожная сеть Москвы, т.е. не является магистральной улицей городского значения I или II класса, магистральной улицей районного значения. адрес нет в перечне улиц и магистралей г. Москвы, следовательно, она относится к улицам местного значения, а не магистральным. Это обусловлено тем, что параметры адрес не соответствуют минимально необходимым для магистральной улицы общегородского значения II класса. Ширина адрес в красных линиях: 32 метра, в то время как нормативная ширина для магистральной улицы общегородского значения II класса: 40-100 метров (Московские Городские Строительные Нормы/МГСН 1.01-99, табл. 9.1.3). Таким образом, строительство эстакады с адрес адрес и трассировка проектируемого линейного объекта категории "магистральная улица общегородского значения II класса" по адрес являются недопустимым, так как фактически переводят адрес в разряд магистральных улиц и противоречат Генеральному плану города Москвы, постановлению от 26 марта I 2002 г. N 214 "О перечне улиц и магистралей города Москвы".
Поскольку план строительства Северо-Западной хорды по адрес разработан без учета интересов жителей района и его социально-инфраструктурных особенностей, истцы просят признать проектирование Северо-Западной хорды по адрес противоречащим Генеральному плану города Москвы, утвержденному законом N 17 г. Москвы от 05.05.2010, ст. 2 "Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности" Градостроительного кодекса РФ N 190-ФЗ от 29.12.2004, постановлению N 214 "О перечне улиц и магистралей города Москвы" от 26.03. 2002, и отменить проектирование и строительство Северо-Западной хорды по адрес.
Истцы Макеева О.В., Горшкова И.Д. в судебном заседании исковые требования подержали в полном объеме, настаивая на их удовлетворении.
Представитель ответчика Департамента строительства города Москвы фио в судебном заседании иск не признал, пояснив, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 05.03.2011 N 59- ПП "Об утверждении Положения о Департаменте строительства города Москвы" Департамент принимает решения об утверждении заданий на разработку проектной документации для строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проектирование, строительство, реконструкция которых осуществляется за счет средств бюджета города Москвы, координации деятельности участников процесса обращения с отходами строительства и сноса в городе Москве. В компетенцию Департамента не входит подготовка и утверждение проекта планировки по спорному объекту, ввиду чего Департамент является ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица Москомархитектуры фио в судебном заседании иск не признал.
Представитель третьего лица Префектуры ЗАО г. Москвы фио в судебном заседании иск не признала.
Представитель ответчика ГКУ г. Москвы "Управление капитального строительства" в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен, представил суду письменный отзыв на иск, в котором в удовлетворении иска просил отказать, пояснив, что КУ г. Москвы "Управление капитального строительства" является ненадлежащим ответчиком по данному иску, поскольку техническое задание на проектирование объекта "Реконструкция адрес, ****с выходом на адрес" утвердил Департамент строительства города Москвы. Государственным заказчиком по контракту на оказание услуг по исполнению функций технического заказчика с выполнением проектных работ по объекту: "Реконструкция адрес, ****с выходом на адрес" также явился Департамент строительства. Техническим заказчиком является ГУП г. Москвы "Научно-исследовательский и проектный институт гражданского строительства, благоустройства и городского дизайна "Моспроект-3". Департамент строительства государственный заказчик по государственному контракту N 0****1 на выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: Реконструкция адрес, ****с выходом на адрес".
Судом постановленовышеуказанное решение, об отмене которого просит заявитель по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о слушании дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определен статьей 45 Градостроительного кодекса РФ.
Из содержания частей 1 и 2 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ следует, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа и подлежит опубликованию в установленном порядке.
Согласно п. 4. постановления Правительства Москвы от 7 ноября 2012 г. N 633-ПП "Об утверждении положения о комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы" Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура) разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Комитета, в том числе: о проектах планировки территории и проектах планировки территории, включающих в свой состав проекты межевания территории.
Согласно п. 1.1. Приложения к постановлению Правительства Москвы от 6 апреля 2010 г. N 270-ПП "Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве", проект планировки территории является документацией по планировке территории, подготавливаем для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемо развития элементов планировочной структуры, в целях установления зон планируемо размещения объектов.
В соответствии с п. 1.9 Приложения к постановлению Правительства Москвы N 270-П подготовленный и согласованный проект планировки территории утверждается нормативным правовым актом Правительства Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 6 марта 2013 г. N 138-ПП "Об утверждении проекта планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети - участка Северо-Западной хорды от МКАД до адрес (поперечное направление в западном секторе города Москвы от адрес до адрес)" утвержден проект планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети - адрес от МКАД до адрес (поперечное направление в запади секторе города Москвы от адрес до адрес)" адрес обозначена как улица магистрального значения. Указанное постановление является действующим.
Реконструкция адрес предусмотрена проектом "Реконструкция адрес, ****с выходом на адрес", проект получил положительные заключения Г АУ "Мосгосэкспертиза" от 24 февраля 2015 года N 102-15/МГЭ/233 3-2/1 и ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 14 июля 2015 года N 957-15/ГГЭ-9816/04. Проект планировки указанного линейного объекта утвержден постановлением Правительства Москвы от 06.03.2013 N 138-ПП. По данному проекту планировки префектурами административных округов или проведены публичные слушания, в том числе и префектурой Западного административного округа города Москвы в адрес - 8 августа 2012 года, на территории которого расположена адрес.
Проектом предусмотрена реконструкция адрес, с организацией трехполосного движения на участке от адрес адрес и однополосного движения в обратном направлении, с учетом пропуска наземного городского пассажирского транспорта, устройство нормативного тротуара шириной 3 м с нечетной стороны адрес и тротуара шириной 4,5 м с противоположной стороны. Расширение адрес в сторону домов проектом не предусмотрено. В соответствии с проектом организации дорожного движения на период эксплуатации максимальная скорость движения автотранспорта по адрес составит 40 км/ч.
С целью обеспечения безопасности движения пешеходов проектом предусматривается устройство одного подземного и двух наземных (зебра) пешеходных переходов. Планировочным решением предусматривается максимальное сохранение зеленых насаждений, без прохождения по территории природного комплекса парка "Дубки".
Согласно ст.23 Градостроительного кодекса РФ, действующей на момент принятия постановления Правительства Москвы от 06.03.2013 N 138-ПП "Об утверждении проекта планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети - участка Северно-Западной хорды от МКАД до адрес (поперечное направление в западном секторе г. Москвы от адрес до адрес)", в отношении линейных объектов на картах генерального плана должно быть отражено только их местоположение, а в отношении иных объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения - границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них соответствующих объектов.
Согласно п. 1, ч. 1, ст. 26 Градостроительного кодекса РФ путем подготовки и утверждения документации по планировке территории реализуются документы территориального планирования.
В силу ч. 1, ст. 63 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность в городе Москве регулируется ГрК РФ с учетом особенностей, установленных данной нормой.
Согласно ч. 3 приведенной статьи документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга являются их генеральные планы.
В соответствии со ст. ст. 41, 42 Градостроительного кодекса РФ деятельность по планировке территории относится к компетенции уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, данная деятельность направлена как на выделение элементов существующей структуры, так и на определение перспективного развития конкретной территории и отражает не только действующие, но также и возможные варианты использования территории в будущем.
Генеральный план города Москвы был предметом рассмотрения на публичных слушаниях с 16 июля 2009 по 16 октября 2009 и утвержден Законом города Москвы от 05.05.2010 N17 "О Генеральном плане города Москвы". Схемы Генерального плана города Москвы, заключение по результатам публичных слушаний по проекту "Актуализированный Генеральный план города Москвы на период до 2025 года" размещено на официальном сайте Москомархитектуры.
Часть 8, ст. 40 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" установлено, что порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов планировки территории устанавливается Правительством Москвы в соответствии с настоящей статьей.
Постановлением Правительства Москвы от 06.04.2010 N телефон "Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве" определено следующее:
- Проект планировки территории является документацией по планировке территории, подготавливаемой для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в целях установления зон планируемого размещения объектов. Утвержденный проект планировки территории является основой для подготовки проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков, а также проектной документации линейных объектов, проектов благоустройства природных и озелененных территорий, территорий общего пользования.
-Основанием для подготовки проекта планировки территории является подготовленный в соответствии с решением Градостроительно - земельной комиссии города Москвы правовой акт Москомархитектуры (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 40 Градостроительного кодекса города Москвы), который содержит решение о подготовке проекта планировки территории с указанием территории или описанием границ территории, государственного заказчика, физического или юридического лица, осуществляющего подготовку проекта планировки территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего функции координатора подготовки и реализации проекта планировки территории в порядке, предусмотренном разделом 5 настоящего постановления, источника финансирования и сроков подготовки проекта планировки территории.
-Проект планировки территории подготавливается в соответствии, с Генеральным планом города Москвы, Правилами землепользования и застройки города Москвы, нормами и правилами градостроительного проектирования в городе Москве, техническими регламентами и иными законами, а также территориальными, отраслевыми схемами.
-Подготовка проекта планировки территории осуществляется с учетом границ территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территорий (в том числе зон охраны объектов культурного наследия, территорий исторических поселений, водоохранных зон, прибрежных защитных и береговых полос, санитарно-защитных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения), с учетом режимов использования территорий и градостроительных регламентов в зонах с особыми условиями использования территорий, порядок установления которых регламентируется законодательством Российской Федерации и города Москвы.
-Проект планировки территории подготавливается в целях: выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального и регионального значения, нормируемых объектов социальной инфраструктуры, линейных объектов; установления границ земельных участков, зон действия публичных сервитутов, видов обременении и ограничений использования земельных участков в проекте межевания, выполняемом в составе проекта планировки территории; установления красных линий и линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
-Проект планировки территории подготавливается в отношении территорий функциональных зон; функционально-планировочных образований (границы которых определены территориальными схемами); территориальных зон; кварталов; микрорайонов; земельных участков (поставленных на кадастровый учет), в границах которых выделяются элементы планировочной структуры, включаемые в состав земель, подлежащих резервированию для государственных и муниципальных нужд; зон, необходимых для размещения инженерной и транспортной инфраструктуры для обеспечения планируемой территории.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" проект планировки территории подлежит рассмотрению в соответствии с настоящим Кодексом на публичных слушаниях.
В настоящее время разработан "Проект планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети - участка Северно-Западной хорды от МКАД до адрес (поперечное направление в западном секторе г. Москвы от адрес до адрес)" и утвержден Постановлением Правительства Москвы от 06.03.2013 N138-ПП.
В данном проекте планировки предусматривается реконструкция адрес, с организацией 3-х полосного движения на участке от адрес адрес и 1-полосного движения в обратном направлении, с учетом пропуска наземного городского пассажирского транспорта.
Проектом предусматривается устройство нормативного тротуара шириной 3.00 м с нечетной стороны адрес и тротуара шириной 4, 50 м с противоположной стороны.
По данному проекту планировки префектурами административных округов были проведены публичные слушания, в том числе и Префектурой Западного административного округа города Москвы в адрес - 8 августа 2012 г., на территории которого расположена адрес.
По результатам публичных слушаний Окружными комиссиями по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Западном, Северном и Северо-Западном административных округах города Москвы приняты решения признать публичные слушания состоявшимися и одобрить проект планировки (заключения от 17 июля 2012 г., 18 июля 2012 г., 25 июля 2012 г., 26 июля 2012 г., 23 августа 2012 г., 30 августа 2012 г. и 31 июля 2012 г.).
Проведение публичных слушаний по Генеральному плану г. Москвы и Проекту планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети позволяет реализовать право физических лиц на участие в градостроительных отношениях.
При таких обстоятельствах, суд согласился с доводами ответчиков, что истцы имели реальную возможность реализовать свое право на представление замечаний и возражения в отношении размещения объекта УДС.
В соответствии с п. 22 постановления Правительства Москвы от 30.12.2008 N 1258- ПП "О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве" Правительство Москвы уполномочено на принятие решения об утверждении документации или об отклонении такой документации и направлении ее организатору подготовки документации на доработку, учитывая, но не руководствуясь протоколом публичных слушаний и заключением по результатам публичных слушаний.
Конституционная характеристика публичных слушаний дана Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 15.07.2010 N 931-0-0, где указывается, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населения (поэтому результаты публичных слушаний не обязательны для исполнения органами власти); их целью является выявление коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер (то есть значимо мнение только группы лиц); конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Согласно ч. 15, ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
В свою очередь, как установлено ч. 5, ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Результатом экспертизы проектной документации на основании ч. , 3 ст. 48 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) этого проекта требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиях к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией). В случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу до направления проектной документации на экспертиз) результатом экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Проведение государственной экспертизы проектной документации является обязательным в случаях, установленных федеральным законодательством, в случаях осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в зонах комплексного благоустройства на не подлежащих реорганизации жилых, общественно-деловых территориях, на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях, в зонах охраны объектов культурного наследия и исторических зонах, в иных случаях, когда при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства могут быть нарушены права человека на благоприятную среду жизнедеятельности, иные права и законные интересы физических, а также юридических лиц (ч. 4 ст. 48 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы").
В судебном заседании истцы ссылались на то, что в результате проведения строительных работ по адрес будут нарушены их права и интересы, а также жителей района. Суд указал, что таких доказательств в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцами не было представлено.
Таким образом, исходя из изложенного, руководствуясь указанными нормами закона, принимая во внимание, что проект планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети - участка Северо-Западной хорды от МКАД до адрес, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 06.03.2013 г. N138-ПП, а также само Постановление Правительства Москвы от 06.03.2013 г. N138-ПП , не были признаны недействительными, суд пришел к правомерному выводу, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Довод жалобы истцов о том, что заявленные ими требования о признании проектирования и строительства незаконными подразумевают под собой признание Постановления Правительства Москвы от 06.03.2013г. N 138-ПП недействительным, так как именно оно и предусматривало проектирование, с которыми они не согласны, коллегия находит несостоятельным, поскольку такие требования истцами о признании постановления недействительным не заявлялись, в то время как в силу п.3, ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.
Ссылки в жалобе истцов на то, что в результате проводимых на их улице строительных работ произойдет ухудшение качества городской среды, разрушится исторически сложившаяся многолюдная улица, ухудшится транспортная ситуация , не являются основанием к отмене правильного по существу решения, поскольку доказательств указанным обстоятельствам истцами не было представлено. Суд не мог сделать вывод о нарушении прав заявителей лишь на основании их мнения, оснований для удовлетворения требований у суда первой инстанции не имелось.
Другие доводы апелляционной жалобы не нуждаются в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Макеевой О.В., Горшковой И.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.