Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Салтыковой Л.В., судей Гончаровой О.С. и Дорохиной Е.М., при секретаре Ляховой М.С. заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончаровой О.С. дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества гор. Москвы по доверенности Алексанян А.А. на решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 16 января 2017 года, которым постановлено:
- Исковые требования Нестерова В.В. к Департаменту городского имущества города Москвы об обязании признать участником целевой программы "Жилище" - удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы N ... года об отказе Нестерову В.В. в постановке на учет в качестве имеющего право на получение социальной выплаты.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы признать Нестерова В.В. участником программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
Признать незаконным бездействие Департамента городского имущества г. Москвы, выразившееся в не формировании в установленный срок списка граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в ... году в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", и не включение в данный список Нестерова В.В.
Признать незаконным бездействие Департамента городского имущества г. Москвы, выразившееся в не включении Нестерова В.В. в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в ... году в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы включить Нестерова В.В. в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в ... году в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", с учетом его постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ... года и согласовать данный список с Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу Нестерова В.В. государственную пошлину в размере 300 рублей,
УСТАНОВИЛА:
Нестеров В.В. обратился с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы об обязании его признать участником целевой программы "Жилище" , указав, что решением миграционной службы Красноярского края от ... года был признан вынужденным переселенцем", что подтверждается копией удостоверения вынужденного переселенца серии ... В настоящее время истец состоит на учете в качестве вынужденного переселенца в УФМС России по г. Москве, что подтверждается копией уведомления УФМС России по г. Москве от ... Апелляционным определением Московского городского суда от ... года Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы (правопреемник Департамент городского имущества города Москвы) был обязан признать истца нуждающимся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от ... истец был признан нуждающимся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских программ с ... года истцом в Департамент городского имущества города Москвы было подано заявление (рапорт) с просьбой включить его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" ... годы, в соответствии с требованиями п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством", утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153. ... года истец неоднократно обращался в Департамент городского имущества города Москвы с просьбой предоставить ему информацию о включении истца в список граждан - участников программы. Согласно ответу от ... года, ответу от ... года, и ответу от ... года истцу было сообщено, что распорядительный документ уполномоченного органа исполнительной власти о постановке и включении истца в состав участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" находится на согласовании в соответствии с требованиями действующего законодательства. Также сообщалось, что для дальнейшего рассмотрения вопроса истцу необходимо предоставить копию удостоверения вынужденного переселенца с отметкой УФМС России по г. Москве о продлении статуса вынужденного переселенца, однако данное удостоверение с отметкой истцом уже прикладывалось при подаче заявления (рапорта) ... года. Помимо этого в ответах, в нарушение п. 25 Правил, указывалось, что, так как в сводных списках участников программы ВГО содержаться персональные данные ее участников, то номер очереди предоставляется по письменному заявлению участников программы. В связи с чем, истец обратился с письменным заявлением на имя Президента РФ. По результатам проверки, ... года Управлением Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций истцу было сообщено, что: н а ... год изъявили желание участвовать в подпрограмме ВГО 5 семей указанной категории. Нестеров В.В. будет включен в сводный список участников ВГО на ... год в соответствии с нормами действующего законодательства. Распределение государственных жилищных сертификатов, выделяемых городу Москве, в соответствии с нормами постановления Правительства Российской Федерации N ... осуществляется в порядке очередности граждан, подавших заявление на участие в программе ВГО. Согласно информации УФМС России по г. Москве от ... года в результате проведенного переучета учетное дело истца N ... внесено в сводный список вынужденных переселенцев, состоящих на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), за N ... (на общих основаниях). Распоряжением Правительства РФ от ... был утвержден график выпуска и распределения по субъектам РФ в ... году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на ... годы. Города Москвы в этом графике нет. Согласно п. 29 Правил, распределение объема финансирования должно предусматривать возможность получения органом исполнительной власти, представившим сводный список (сведения), не менее 1 сертификата. Таким образом, Департамент городского имущества города в установленный законом срок не составил сводный список (сведения), не согласовал его с УФМС России по г. Москве и не направил государственному заказчику программы - Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, тем самым существенно нарушив право истца на участие в подпрограмме Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище". В связи с чем, истец просил обязать Департамент городского имущества г. Москвы в течение одного месяца признать Нестерова Вадима Валерьевича участником программы, включить в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в ... году в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", согласовать данный список с УФМС по г. Москве и передать его в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно уточненным исковым требованиям от ... г. Нестеров В.В. просил признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы N ... г. об отказе Нестерову В.В. в постановке на учет в качестве имеющего право на получение социальной выплаты; обязать Департамент городского имущества г. Москвы в течение одного месяца признать Нестерова В.В. участником программы, "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" с ... года; обязать Департамент городского имущества г. Москвы в течение одного месяца включить Нестерова В.В. в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" с ... года; обязать Департамент городского имущества г. Москвы согласовать список с УФМС по г. Москве.
... года исковые требования представителем истца были уточнены и приняты судом. Согласно уточненных исковых требований, истец просит признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы N ... года об отказе Нестерову В.В. в постановке на учет в качестве имеющего право на получение социальной выплаты, обязать Департамент городского имущества г. Москвы в течение одного месяца признать Нестерова В.В. участником программы, "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", признать незаконным бездействие Департамента городского имущества г. Москвы, выразившееся в не формировании в установленный срок списка граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в ... году в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", и не включение в данный список Нестерова В.В., признать незаконным бездействие Департамента городского имущества г. Москвы, выразившееся в не включении Нестерова В.В. в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в ... году в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", обязать Департамент городского имущества г. Москвы включить Нестерова В.В, в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в ... году в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", с учетом его постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ... года и согласовать этот список с Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве.
В судебном заседании истец Нестеров В.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель истца Нестерова В.В. по доверенности Вараева М.В. в судебном заседании явилась, исковые требования, с учетом уточнений, поддержала, просила их удовлетворить. Пояснила, что истец признан нуждающимся, не обеспечен жилым помещением, истцу было отказано в постановке на учет, в качестве имеющего право на получение социальной выплаты.
Представитель ответчика Алексанян А.А. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, пояснила, что копия заявлении (рапорта), имеющаяся в материалах учетного дела не подписана заявителем, согласно распоряжению Департамента городского имущества города Москвы от ... Нестерову В.В. было отказано в постановке на учет в качестве имеющего право на получение социальной выплаты, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Представитель третьего лица Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Каулина А.Н. в судебное заседание явилась, с исковыми требованиями согласилась, пояснив, что ДГИ гор. Москвы не оформило и не представило в адрес государственного заказчика подпрограммы ВГО сводные списки граждан изъявивших желание получить государственный сертификат в ... г. В связи с чем при формировании Графика выпуска и распределения государственных жилищных сертификатов на ... г. органам исполнительной власти гор. Москвы средства социальной выплаты, предусмотренные подпрограммой ВГО выделены не были, что не позволило реализовать свое право на оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы таким категориям граждан, как вынужденные переселенцы.
При соблюдении всех условий и требований Подпрограммы и Правил указанным категориям граждан могут быть выданы сертификаты в следующем финансовом периоде.
Представитель третьего лица Управление Федеральной миграционной службы по г. Москве в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, в связи с чем, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.
Судом постановленовышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Департамента городского имущества гор. Москвы по доверенности Алексанян А.А .
Проверив материалы дела, выслушав Нестерова В.В. и его представителя, представителя Департамента городского имущества гор. Москвы , судебная коллегия полагает решение суда в части взыскания с Департамента городского имущества гор. Москвы государственной пошлины в размере 300 рублей подлежит отмене, в остальной части решение суда является законным и отмене не подлежит.
Судом установлено, что решением миграционной службы Красноярского края от ... года Нестеров В.В. был признан вынужденным переселенцем, что подтверждается копией удостоверения вынужденного переселенца серии ... и поставлен на учет в качестве вынужденного переселенца.
Решением Симоновского районного суда города Москвы от ... года по делу ... отказано в удовлетворении иска Нестерову В.В. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Апелляционным определением Московского городского суда от ... года решение Симоновского районного суда города Москвы от ... года отменено, на ответчика возложена обязанность признать Нестерова В.В. нуждающимся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от ... , Нестеров В.В. был признан нуждающимся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских программ с
... года истец обратился в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением (рапортом) с просьбой включить в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
... года в адрес истца Департаментом городского имущества города Москвы было направлено информационное письмо, из которого следует, что в сводном списке участников программы ВГО на ... год истец отсутствует.
... года в адрес истца Департаментом городского имущества города Москвы было направлено информационное письмо, из которого следует, что при положительном вопросе о постановке и включении истца в сводный список участников программы ВГО ... год, о номере в очереди истец будет проинформирован в соответствии с действующем законодательством.
... года в адрес истца Департаментом городского имущества города Москвы было направлено информационное письмо, из которого следует, что при положительном вопросе о постановке и включении истца в сводный список участников программы ВГО на ... год, о номере в очереди истец будет проинформирован в соответствии с действующем законодательством. В связи с тем, что в сводных списках участников программы ВГО содержатся персональные данные ее участников, номер в очереди предоставляется по письменному заявлению участника программы.
... года Управлением Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций истцу было сообщено, что на ... год изъявили желание участвовать в подпрограмме ВГО 5 семей указанной категории. Нестеров В.В. будет включен в сводный список участников ВГО на ... год в соответствии с нормами действующего законодательства.
Согласно уведомлению от ... года, Нестеров В.В. был внесен в сводный список вынужденных переселенцев, учетное дело ... (на общих основаниях).
Согласно справе УФМС по г. Москве от ... года Нестеров В.В., ... года рождения, вынуждено покинул ... и прибыл в г. ... Срок действия статуса вынужденного переселенца продлен Нестерову В.В. последний раз до ... года. Нестеров В.В. УФМС России по г. Москве жилое помещение для временного проживания не предоставлялось, компенсация за утраченное жилье не уплачивалась. Согласно Единому жилищному документу Нестеров В.В. с ... года зарегистрирован по адресу: г ...
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от ... Нестерову В.В. было отказано в постановке на учет в качестве имеющего право на получение социальной выплаты.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" имеют право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
В соответствии с п. 3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153) сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Формы бланков сертификатов и порядок их заполнения утверждаются государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Государственный заказчик подпрограммы определяет порядок учета, хранения и уничтожения бланков сертификатов.
Изготовление бланков сертификатов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на финансирование подпрограммы.
Согласно п. 25 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) обеспечивают свободный доступ к спискам граждан - участников подпрограммы путем размещения указанных списков для всеобщего обозрения в доступных местах и своевременного предоставления необходимой информации по письменному обращению указанных граждан.
На основании п. 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Не допускается включение в сводный список тех граждан - участников подпрограммы, которые получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
Сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, до его утверждения подлежит согласованию с органами по контролю в сфере миграции.
В силу п. 29 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления закрытого административно-территориального образования) в порядке, установленном указанным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления закрытого административно-территориального образования), в пределах предусмотренных ему на планируемый год средств на предоставление социальных выплат формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан.
Таким образом, учитывая, что Нестеров В.В . ... года решением миграционной службы Красноярского края был признан вынужденным переселенцем, состоит на учете в качестве вынужденного переселенца в УФМС России по г. Москве, согласно Распоряжению Департамента городского имущества города Москвы от ... Нестеров В.В. был признан нуждающимся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских программ с ... года. Согласно уведомлению от ... года Нестеров В.В. был внесен в сводный список вынужденных переселенцев, следовательно, Нестеров В.В. имел право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". У читывая изложенные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу, что распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от ... об отказе Нестерову В.В. в постановке на учет в качестве имеющего право на получение социальной выплаты является незаконным и подлежит отмене, следовательно, подлежат удовлетворению исковые требования истца об обязании признать его участником программы, "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", признании незаконным бездействие Департамента городского имущества г. Москвы, выразившееся в не формировании в установленный срок списка граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в ... году в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", и не включение в данный список Нестерова В.В., признании незаконным бездействие Департамента городского имущества г. Москвы, выразившееся в не включении Нестерова В.В. в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в ... году в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", обязании Департамента городского имущества г. Москвы включить Нестерова В.В. в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в ... году в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", с учетом его постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ... года и согласовать данный список с Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве .
На основании ст. 98 ГПК РФ суд взыскал с ответчика в пользу истца государственную пошлина в размере 300 рублей.
Судебная коллегия полагает, что решение суда в этой части нельзя признать законным и оно подлежит отмене по следующим основаниям. В соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ Департамент городского имущества гор. Москвы, как орган исполнительной власти, обращающийся в защиту интересов государства освобождается от уплаты государственной пошлины, в связи с чем решение суда в этой части подлежит отмене.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции тщательно проверил доводы сторон и правильно установилфактические обстоятельства. Нормы материального права применены судом правильно, а представленным доказательствам дана оценка в соответствии с требованием ст. 67 ГПК РФ. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы представителя Департамента городского имущества гор. Москвы не содержат оснований для отмены решения в апелляционном порядке и не свидетельствуют о незаконности выводов суда первой инстанции, носят описательный характер, что не может служить основанием для отмены решения суда в целом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 16 января 2017 года в части взыскания с Департамента гор. Москвы государственной пошлины в размере 300 рублей отменить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента городского имущества гор. Москвы по доверенности Алексанян А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.