Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Федерякиной М.А.,
и судей Сальниковой М.Л.,Удова Б.В.,
при секретаре Машинском А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной М.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Ковалевой В.Е.на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 14 февраля 2017 года, которым постановлено:
Признать отказ Департамента городского имущества города Москвы в заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ***, выраженный в письме N *** от 18 марта 2016 года, незаконным.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы заключить с Иванченко О.А. договор социального найма жилого помещения в отношении отдельной двухкомнатной квартиры, общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., расположенной по адресу: *** с включением в договор социального найма жилого помещения в качестве членов семьи: Иванченко Д.А., Иванченко И.Д., 2015 года рождения.
УСТАНОВИЛА:
Истец Иванченко О.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Иванченко И.Д., 2015 г.р., обратилась в суд к ответчикам Департаменту городского имущества города Москвы, Департаменту здравоохранения г. Москвы и с учетом уточненийпросила признать недействительным отказ в заключении договора социального найма жилого помещения общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., расположенной по адресу: ***, обязать Департамент городского имущества г. Москвы заключить с истцом договор социального найма спорной квартиры, включив в договор членов семьи: Иванченко Д.А., сына Иванченко И.Д.
В обоснование заявленных требований истец указала, что спорное жилое помещение в связи с наличием трудовых отношений было предоставлено ей ГУ г. Москвы "Управление здравоохранения Юго-Восточного административного округа города Москвы" Департамента здравоохранения города Москвы на основании договора субаренды от 27 сентября 2004 года сроком на 5 лет. 05 мая 2010 года между нею, Иванченко О.А., и Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы был заключен договор найма служебного помещения N***, согласно условиям которого, спорная квартира была передана для временно проживания истцу и членам ее семьи на период трудовых отношений. В настоящее время по месту жительства по адресу: г. ***, зарегистрирована истец и члены ее семьи.На обращение в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещенияею был получен отказ в связи с отсутствием оснований для заключения указанного договора.
Истец полагает, что данный отказ нарушает и существенным образом ущемляет законные права и жилищные интересы, поскольку она работала в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы и предоставившей жилое помещение более 10 лет. Истец и члены её семьи были вселены в спорное жилое помещение на законных основаниях, имеют право пользования данным жилым помещением, и соответственно, право на заключение договора социального найма жилого помещения
Истец Иванченко О.А., действующая в своих интересах и в интересах Иванченко И.Д., 2015 года рождения, в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещена надлежащим образом.
Представитель истца в судебное заседание явился, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, и по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, мотивируя тем, что не имеется оснований для заключения договора социального найма жилого помещения с истцом в отношении занимаемой ею квартиры.
Представитель ответчика Департамент здравоохранения города Москвы в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Иванченко Д.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Суд постановилвышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Ковалева В.Е., полагая решение незаконным и необоснованным, поскольку судом нарушены нормы материального права, выводы суда противоречат материалам дела, в частности не учтено, что изменения в постановление Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП о заключении договора социального найма на служебные жилые помещения либо предоставленные и по договорам субаренды по настоящее время не внесены, в связи с чем подлежит применению п. 1.2 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истцаИванченко О.А. по доверенности Чернянского Б.В., рассмотрев дело в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 62 ч. 1 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
В соответствии со ст. 63 ЖК РФ, договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 05 августа 2008 года N 711-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 158-ПП), с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет,заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Из материалов дела видно и судом установлено, что спорное жилое помещение представляет собой отдельную двухкомнатную квартиру общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., расположенную по адресу: ***, правообладателем права собственности которой является город Москва.
30 июня 2004 года между Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы (арендодатель) и Государственным учреждением города Москвы "Управление здравоохранения Юго-Восточного административного округа города Москвы" Департамента здравоохранений города Москвы (арендатор) был заключен договора аренды жилого помещения N***, согласно условиям которого, на основании распоряжения префекта Юго-Восточного административного округа г.Москвы от 30 июня 2004 года N2862 жк, арендодатель передает, а арендатор принимает в срочное возмездное владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности города Москвы, расположенное по адресу: *** для использования в целях проживания сотрудника предприятия. Срок аренды устанавливается на 5 лет с 30 июня 2004 года по 29 июня 2009 года.
27 сентября 2004 года между Государственным учреждением города Москвы "Управление здравоохранения Юго-Восточного административного округа города Москвы" Департамента здравоохранений города Москвы (арендатор) и Иванченко О.А. был заключен договор субаренды жилого помещения N***, согласно условиям которого, Иванченко О.А., а также членам ее семьи Иванченко Д.А. (муж) было предоставлено в срочное возмездное пользование жилое помещение, находящееся в собственности города Москвы, расположенное по адресу: ***, сроком на 5 лет с 30 июня 2004 года по 29 июня 2009 года.
На основании договора найма служебного жилого помещения N *** от 05 мая 2010 года, заключенного между Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы и Иванченко О.А., жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: *** было предоставлено Иванченко О.А. и членам ее семьи: муж - Иванченко Д.А. для временного проживания в нем на период трудовых отношений, в связи с работой в организации - "Управление здравоохранения Юго-Восточного АО".
В соответствии с Единым жилищным документом по адресу: *** с 08 февраля 2005 года по месту жительства по указанному адресу зарегистрированы Иванченко О.А., Иванченко Д.А. (муж), с 17 июля 2015 года - Иванченко И.Д., 07 июля 2015 года рождения (сын).
Истец Иванченко О.А. обращалась в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о заключении договора социального найма на занимаемое жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры по адресу ***, однако Департамент городского имущества города Москвы письмом N *** от 18 марта 2016 года сообщил об отсутствии оснований для заключения договора социального найма на занимаемое жилое помещение, поскольку занимаемое жилое помещение по площади превышает норму предоставления жилой площади, кроме того, установлено, что у Иванченко Д.А. в собственности имеется жилое строение, расположенное по адресу: ***, площадью *** кв.м.
Разрешая спор, оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Как было установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Иванченко О.А. работает в организации, предоставившей жилое помещение, а также финансируемой за счет средств бюджета г. Москвы, и имеет стаж трудовой деятельности в указанной организации более 10 лет.
Пункт 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 05 августа 2008 года N 711-ПП (в редакции Постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 158-ПП) не содержит в качестве условия для предоставления жилого помещения по договору социального найма нахождение гражданина на учете нуждающихся по улучшению жилищных условий. При этом, приведенное положение регулирует правоотношения и предусматривает основания для заключения договора социального найма в отношении предоставленных жилых помещений, имеющих статус служебных или ранее предоставленных на основании договора субаренды.
Подпунктом 1 пункта 1 названного выше Положения предусмотрено, что с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения: - договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и
суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-
либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом
собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье
20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей
города Москвы на жилые помещения";
- договоры купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием
ипотечного жилищного кредитования по ценам, установленным правовыми актами
города Москвы, в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь
всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи
обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности,
превышает размеры площади жилого помещения, указанные в пункте 1.1 настоящего
Положения, но не более одной комнаты на каждого члена семьи согласно статье 33 и
статье 35 указанного Закона города Москвы.
В случае отказа граждан от выкупа занимаемых жилых помещений предлагаются другие жилые помещения, размеры площади которых соответствуют статье 20 указанного Закона города Москвы, для заключения договоров социального найма в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения.
Однако, Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2013 года за N 5-АПГ13-8 признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вынесения настоящего решения пункт 1.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений" (в редакции Постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 158-ПП).
Так, судебная коллегия пришла к выводу, что пункт 1.1 Положения противоречит положениям статей 1 и 13 Жилищного кодекса РФ, поскольку при изменении режима жилого помещения оформление (заключение) договора социального найма на жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении само по себе не свидетельствует о предоставлении другого жилого помещения и не влечет изменения предмета договора. Оно является по своей сути признанием и подтверждением правомерного пользования и владения гражданином жилым помещением и потому не может быть поставлено в зависимость от норматива предоставления жилого помещения по договору социального найма, как это следует буквально из оспариваемого Положения, ибо объектом жилищных прав в этом случае являются жилые помещения, пусть и находящиеся в собственности города Москвы, но ранее предоставленные гражданам на законных основаниях и с учетом существующего на момент предоставления жилых помещений норматива предоставления и право на которые у граждан возникло до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, вопрос о предоставлении спорного жилого помещения истцу по договору социального найма не ставится в зависимость от соответствия площади занимаемого им жилого помещения размеру общей площади жилого помещения, приходящегося на истцов исходя из минимального размера площади жилого помещения указанного в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Поскольку, спорное жилое помещение предоставлено истцу Иванченко О.А. и членам её семьиорганизацией, финансируемой за счет средств бюджета города Москвы, истец Иванченко О.А.проработала в организации, финансируемой за счет бюджета города Москвы более 10 лет, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Департамента городского имущества города Москвыв заключении договора социального найма является незаконным, а истецзанимает спорное жилое помещение на законных основаниях, это право возникло у нее до введения в действие Жилищного кодекса РФ и не может быть поставлено в зависимость от норматива предоставления жилого помещения по договору социального найма, истец и члены ее семьи проживают в указанном жилом помещении, не утратили права пользования жилым помещением.
Судебная коллегия полагает, что с учетом сложившихся между сторонами правоотношений, суд правильно определилюридически значимые по делу обстоятельства и правильно руководствовался при рассмотрении дела приведенными выше нормами закона, регулирующими возникшие между сторонами правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что изменения в постановление Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП о заключении договора социального найма на служебные жилые помещения либо предоставленные и по договорам субаренды по настоящее время не внесены, в связи с чем подлежит применению п. 1.2 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, несостоятельны, противоречат действующему законодательству и вышеприведенному определению Верховного Суда РФ.
При проверке законности и обоснованности решения суда в апелляционном порядке судебная коллегия не установиланарушений норм материального или процессуального законодательства, являющихся основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от14 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.