Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Лобовой Л.В., Дегтеревой О.В.,
при секретаре Велигиной М.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Бердникова В.В. на решение Люблинского районного суда города Москвы от 09 февраля 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Бердникова В.В. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области об обязании включить в специальный трудовой стаж периоды военной службы и установить повышенные фиксированные выплаты к страховой пенсии отказать,
УСТАНОВИЛА:
Бердников В.В. 25.08.2016 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 4 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области), в котором с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 42) просил обязать ответчика включить в специальный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды военной службы по призыву с 04.05.1974 по 28.05.1976 и по контракту с 10.06.1981 по 28.02.1992, произвести перерасчет назначенной ему пенсии по старости на основании пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с *** с учетом включения указанных периодов, взыскать разницу между суммой пенсии с учетом ее перерасчета и выплачиваемой истцу пенсией за весь период, начиная с *** , мотивируя обращение тем, что оснований для отказа во включении периодов военной службы в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не имелось, что привело к нарушению его пенсионных прав, выразившемся в неназначении повышенной фиксированной выплаты к получаемой им страховой пенсии.
В судебном заседании истец требования поддержал; представитель ответчика иск не признал.
09.02.2017 судом постановленоприведенное выше решение, об отмене которого просит истец Бердников В.В. по доводам своей апелляционной жалобы от 10.03.2017.
В заседании судебной коллегии истец Бердников В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал; представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области по доверенности Епифанова М.А. против удовлетворения жалобы возражала.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Бердников В.В., *** года рождения, с *** является получателем досрочной трудовой пенсии по старости, назначенной в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера на основании пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с применением абз. 3 об уменьшении возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона.
В соответствии с данными о стаже, исчисленном ответчиком, пенсия назначена истцу исходя их стажа продолжительностью 10 лет 02 месяца 08 дней, с учетом включения в специальный стаж периодов работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а именно: с 02.06.1976 по 30.01.1977, с 08.02.1977 по 04.12.1978, с 28.03.1979 по 09.06.1981, с 01.11.1992 по 30.04.1998; при этом периоды военной службы по призыву с 04.05.1974 по 28.05.1976 и по контракту с 10.06.1981 по 28.02.1992 не включены в специальный стаж истца (л.д. 24).
Бердников В.В. обратился в ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области с заявлением о включении в специальный стаж для назначения досрочной пенсии периодов военной службы по призыву с 04.05.1974 по 28.05.1976 и по контракту с 10.06.1981 по 28.02.1992 и установлении повышения к страховой пенсии по старости в виде фиксированной выплаты, в чем ответом от *** N *** ему было отказано по причине отсутствия у истца необходимого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Разрешая заявленные требования, дав совокупную оценку представленным доказательствам, руководствуясь ст.ст. 11, 17, 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент назначения истцу пенсии, учитывая положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку подлежащим применению пенсионным законодательством не предусмотрено включение периода военной службы в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при назначении досрочной пенсии по старости на основании пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", а также для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Так, в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент назначения истцу пенсии, досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
Как указано в пп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", при этом указанные периоды, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 10 настоящего Федерального закона.
Аналогичные положения содержатся в п. 6 ч. 1 ст. 32 и ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015.
Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости или фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, и в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размеров страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Положениями ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлена фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности; в п. 5 ст. 17 указанного Федерального закона установлено, что лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп. 2 и 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона N 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 - 10 и 16 - 18 п. 1 ст. 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 17.10.2006 N 380-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Таким образом, действующее пенсионное законодательство, не предусматривает возможность включения периодов военной службы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой (страховой) пенсии по старости и для установления фиксированной выплаты к ней.
Ссылки истца на Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", а также на Постановление Совмина СССР от 25.03.1968 N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" несостоятельны, поскольку Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" утратил силу с 01.01.2002 до приобретения права истца на назначение пенсии, а Постановление Совмина СССР от 25.03.1968 N 181 устанавливает возможность включения времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в этих районах и местностях, только в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и о т 26.09.1967, которыми установлены выплата надбавок к месячному заработку, а не в стаж работы для назначения пенсии.
В апелляционной жалобе истец ссылается на те же доводы, которые им изложены в исковом заявлении, указывая, что у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении его исковых требований. Данные доводы истца являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении и толковании подлежащего применению пенсионного законодательства и иной оценке доказательств по делу, что не является основанием для отмены постановленного судом решения.
Судом все обстоятельства дела были проверены с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люблинского районного суда города Москвы от 09 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бердникова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.