Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Котовой И.В.,
с удей Пильгановой В.М., Нестеровой Е.Б.,
при секретаре Клименко И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.Б. гражданское дело по апелляционной жалобе ... на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 27 января 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ... в ... о признании решения незаконным, обязании выдать документы, признании права на льготы и компенсации, обязании произвести расчет - отказать.
УСТАНОВИЛА:
... обратился в суд с иском к ответчику ... о признании решения незаконным, обязании выдать документы, признании права на льготы и компенсации, обязании произвести расчет, мотивируя обращение тем, что в период с 14 марта по 14 мая 1988 года на основании приказа начальника Ярославского высшего военного финансового училища от 10 марта 1988 года, где он обучался, был направлен для прохождения войсковой практики в войсковую часть 18876 (город Овруч Житомирской области, Прикарпатский военный округ) в составе группы курсантов четвертого курса, и в дальнейшем проходил войсковую стажировку в войсковой части 12331 (город Овруч, входила в состав войсковой части 18876) в качестве начальника финансовой службы отдельного батальона. Полагает, что имеет право на льготы, предоставляемые Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльскойц АЭС", для чего ему необходимо удостоверение гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подтверждающее данное право, в выдаче которого ответчик ему необоснованно отказывает.
В судебном заседании представитель истца адвокат ... заявленные исковые требования поддержал; истец ... в судебное заседание не явился, представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит истец ... по доводам апелляционной жалобы.
Истец ... на заседание судебной коллегии не явился, о дате, месте и времени слушания жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя истца по ордеру ... , поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика на основании доверенности ... , проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ... в период с 14 марта по 14 мая 1988 года на основании приказа начальника Ярославского высшего военного финансового училища от 10 марта 1988 года был направлен для прохождения войсковой практики в войсковую часть 18876 (город Овруч Житомирской области, Прикарпатский военный округ) в составе группы курсантов четвертого курса и в дальнейшем проходил войсковую стажировку в войсковой части 12331 (город Овруч, входила в состав войсковой части 18876) в качестве начальника финансовой службы отдельного батальона.
Истец обратился к ответчику с заявлением, в котором попросил: выдать соответствующие документы (удостоверение установленного образца) как гражданину подвергнувшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; подтвердить право на льготы и компенсации согласно Закону РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; произвести расчет необходимых льгот и компенсаций, выплатить их в установленном порядке.
... направил в адрес ... письменное разъяснение о применении норм Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" при выдаче специальных удостоверений единого образца, в которых указываются сроки пребывания граждан в зонах радиоактивного загрязнения.
Разрешая спор, суд обоснованно учел положения ст. ст. 15, 24 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые определяют, что специальные удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации, выдаются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категорям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска" установлено, что порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в пунктах 1-4, 6, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", определяет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
Порядок и условия оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, определен совместным приказом от 11.04.2006 г. Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 228, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 271, Министерства финансов Российской Федерации N 63н, зарегистрированным в Минюсте России 7 сентября 2006 года за N 8227.
Пункт 4 Порядка определяет, что для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются паспорт гражданина Российской Федерации, документы, подтверждающие факт проживания (прохождения военной службы (Службы)) в зонах радиоактивного загрязнения, и представляется согласие на обработку персональных данных. Согласно пункту 3 Порядка, уполномоченным органом являются органы в сфере социальной защиты населения, определенные органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, изложенные условия истцом не были соблюдены.
Совместным Приказом утвержден единый образец формы удостоверения, в котором указываются сроки нахождения (проживания (работы)) в населенном пункте, подвергшемся радиационному загрязнению. Отдельной формы удостоверения гражданина, проходящего (проходившего) военную службу (службу) на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, не существует.
Порядок прохождения военной службы (службы) гражданами Российской Федерации на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, и социальные гарантии военнослужащим определяются статьей 23 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Данная статья мер социальной поддержки по окончании прохождения службы не предусматривает. При этом статья определяет, что в зоне проживания с правом на отселение, а так же в зоне с льготным экономическим статусом, прохождение военной службы осуществляется в соответствии с действующим законодательством, и устанавливает льготы на время прохождения военной службы (службы).
В то же время, согласно статье 24 указанного Закона, военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходившим военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим законом, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения.
Из изложенного следует, что при выдаче удостоверения единого образца учитываются как степень радиоактивной загрязненности зоны, в которой пребывал гражданин, так и сроки пребывания на загрязненной территории. Данный документ удостоверяет право на меры социальной поддержки, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Так как статья 23 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", мер социальной поддержки по окончании прохождения службы не предусматривает, при выдаче удостоверения учитывается норма, определенная частью 2 статьи 22 Закона, в соответствии с которой лицам, въехавшим в зону отселения (или зону проживания с правом на отселение) после 30 июня 1986 года, меры социальной поддержки, установленные статьей 17 Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с нахождением в данной зоне. Данные основания устанавливаются ст.33-37 Закона с учетом исчисляемой в полных годах длительности проживания, работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
Отказывая в иске, суд обоснованно исходил из того, что в указанной загрязненной зоне истец находился в период с 14 марта по 14 мая 1988 года, первоначальная и дополнительная величины снижения пенсионного возраста к нему не применимы. Таким образом, правовых оснований для признания Кочеткова Д.В. лицом, пострадавшим от воздействия радиации, и предоставления ему мер социальной поддержки, предусмотренных статьями Закона Российской Федерации от "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", иными законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не имеется.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении требований истца о признании решения незаконным, обязании выдать документы, признании права на льготы и компенсации, обязании произвести расчет.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда и оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савеловского районного суда города Москвы от 27 января 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ... - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.