Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Котовой И.В.,
судей Лобовой Л.В., Климовой С.В.,
при секретаре Ильиной Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой И.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области
на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2016 года, которым постановлено:
"исковые требования Аникеевой О. А. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о назначении пенсии удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области включить в стаж А. О.А., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды:
- в календарном исчислении:
с 11.10.1993 года по 16.11.1997 года,
с 01.02.1998 года по 19.10.1999 года,
с 20.12.1999 года по 31.03.2012 года,
с 01.04.2012 года по 18.04.2012 года,
с 20.04.2012 года по 31.08.2014 года,
с 01.09.2014 года по 13.02.2015 года,
с 17.11.1997 года по 31.01.1998 года,
с 20.10.1999 года по 19.12.1999 года,
- в льготном исчислении (1 года как 1 год и 6 месяцев):
с 16.11.1988 года по 09.06.1992 года.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области назначить Аникеевой О. А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 13 февраля 2015 года",
УСТАНОВИЛА:
Аникеева О.А. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области, просила признать решение пенсионных органов об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" незаконным, обязать ответчика включить в подсчет ее специального стажа в календарном исчислении периоды ее работы в ГКБ N 68: с 11.10.1993 г. по 16.11.1997 г., с 01.02.1998 г. по 19.10.1999 г., с 20.12.1999 г. по 31.03.2012 г. - по должности медицинской сестры архива; с 01.04.2012 г. по 18.04.2012 г. и с 20.04.2012 г. по 31.08.2014 г. - по должности медицинской сестры в общебольничном медицинском персонале; с 01.09.2014 г. по 13.02.2015 г. - по должности медицинской сестры отдела учета и медицинской статистики, а также периоды с 17.11.1997 г. по 31.01.1998 г. и с 20.10.1999 г. по 19.12.1999 г. - нахождения на курсах повышения квалификации; в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, период работы с 16.11.1988 г. по 09.06.1992 г. - в должности операционной медицинской сестры оперблока ГКБ N 68 и назначить ей досрочно страховую пенсию по старости с даты обращения в пенсионные органы с соответствующим заявлением, то есть с 13.02.2015 г., - в обосновании своих требований ссылаясь на то, что в названные периоды времени в ее должностные обязанности, в числе прочего, входило осуществление и медицинской деятельности, наименование учреждения и занимаемой ею должности соответствуют требованиям Списка, а условия и характер ее труда в период работы операционной медицинской сестрой оперблока соответствуют требованиям Перечня.
В судебном заседании представитель Аникеевой О.А. исковые требования поддержал, представитель ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области иск не признал.
Судом постановленоуказанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области.
Выслушав представителя ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области - Шиленкову Ю.С., представителя Аникеевой О.А. - Коняшина М.И., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части обязания ответчика включить в подсчет специального стажа истца периоды ее работы в ГКБ N 68: с 11.10.1993 г. по 16.11.1997 г., с 01.02.1998 г. по 19.10.1999 г., с 20.12.1999 г. по 31.03.2012 г. - по должности медицинской сестры архива; с 01.04.2012 г. по 18.04.2012 г. и с 20.04.2012 г. по 31.08.2014 г. - по должности медицинской сестры в общебольничном медицинском персонале; с 01.09.2014 г. по 13.02.2015 г. - по должности медицинской сестры отдела учета и медицинской статистики, а также периоды с 17.11.1997 г. по 31.01.1998 г. и с 20.10.1999 г. по 19.12.1999 г. - нахождения на курсах повышения квалификации и в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с 13.02.2015 г., с вынесением в данной части нового решения об отказе в удовлетворении приведенных исковых требований, исходя из следующего:
В соответствии с п. 20 ч. 1 и ч.ч. 2-5 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, предусмотрено, что право на досрочное назначение пенсии по старости имеют медицинские сестры, работающие в учреждениях здравоохранения, в том числе, больницах всех наименований.
Ранее действовавшим Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066, также было предусмотрено, что право на досрочное пенсионное обеспечение имеют медицинские сестры, работающие в больницах, в том числе городских.
Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 было предусмотрено, что право на досрочное назначение пенсии имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно п. 5б Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
В Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, указано, что в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев при подсчете специального стажа учитывается работа по должности операционной медицинской сестры, операционном отделении либо операционном блоке (оперблоке) стационаров учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27-30 Списка.
Согласно п. 2 ранее действовавшего Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывался за один год и 6 месяцев.
Как было установлено судом и следует из материалов дела, 13.02.2015 г. Аникеева О.А. обратилась в пенсионные органы с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В назначении досрочной страховой пенсии по старости пенсионными органами Аникеевой О.А. было отказано, при этом, в подсчет специального стажа истца были включены периоды ее работы общей продолжительностью 11 лет 09 мес. 04 дня, в том числе в календарном исчислении пенсионными органами был учтен период работы истца с 16.11.1988 г. по 09.06.1992 г. - в должности операционной медицинской сестры оперблока ГКБ N 68, с указанием на то, что данный период работы не может быть учтен в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев в связи с несоответствием наименования отделения требованиям Перечня, а также не были включены периоды работы истца в ГКБ N 68: с 11.10.1993 г. по 16.11.1997 г. и с 01.02.1998 г. по 19.10.1999 г. - в должности медицинской сестры архива общих штатов, с 20.12.1999 г. по 18.04.2012 г. и с 20.04.2012 г. по 15.11.2012 г. - в должности медицинской сестры архива, с 16.11.2012 по 13.02.2015 г. - по должности медицинской сестры отдела учета и медицинской статистики, а также периоды с 17.11.1997 г. по 31.01.1998 г. и с 20.10.1999 г. по 19.12.1999 г. - нахождения на курсах повышения квалификации, в связи с тем, что указанные должности не поименованы Списком и не поименованы в "Номенклатуре должностей врачебного и среднего медицинского персонала".
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции указал, что характер и условия ее труда в спорные периоды времени, а также направления деятельности учреждения соответствуют условиям, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, на курсы повышения квалификации в период осуществления трудовой деятельности в ГКБ N 68 в должности медицинской сестры архива истец направлялась работодателем с сохранением заработной платы, что являлось обязательным условием для осуществления ею трудовой деятельности; а работа истца в период с 16.11.1988 г. по 09.06.1992 г. проходила в должности и в отделении, работа в которых предусмотрена Перечнем и дает право на льготное исчисление данного периода как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в части обязания ответчика включить в подсчет специального стажа истца период ее работы с 16.11.1988 г. по 09.06.1992 г., учитывая, что истец осуществляла трудовые обязанности операционной медицинской сестры оперблока стационара ГКБ N 68, что подтверждено соответствующими записями в трудовой книжке, архивными справками и справками, уточняющими условия труда (особый характер работ), то есть в данный период истец осуществляла трудовую деятельность в должности, отделении и условиях труда, предусмотренных Перечнем, что в соответствии с приведенным выше п. 5б Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, дает право на льготное исчисление указанного периода работы.
Доводы апелляционной жалобы ответчика относительно неправомерного включения указанного периода работы истца в подсчет ее специального стажа в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, являются несостоятельными, так как опровергаются материалами дела.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда об обязании ответчика включить в подсчет специального стажа истца периоды ее работы в ГКБ N 68: с 11.10.1993 г. по 16.11.1997 г., с 01.02.1998 г. по 19.10.1999 г., с 20.12.1999 г. по 31.03.2012 г., с 01.04.2012 г. по 18.04.2012 г., с 20.04.2012 г. по 31.08.2014 г., с 01.09.2014 г. по 13.02.2015 г. - по должностям, согласно записям в трудовой книжке и архивным справкам, медицинской сестры архива, медицинской сестры общебольничного медицинского персонала, медицинской сестры отдела учета и медицинской статистики, и, как следствие, с выводами суда об обязании включить в подсчет специального стажа истца периоды с 17.11.1997 г. по 31.01.1998 г. и с 20.10.1999 г. по 19.12.1999 г. - нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку надлежащих и достаточных доказательств, свидетельствующих об осуществлении истцом в данный период времени лечебной либо иной деятельности по охране здоровья населения не представлено.
Напротив, из представленных инструкций по указанным должностям следует, что основные функциональные обязанности истца сводились к сбору, регистрации и хранению медицинской документации на выбывших больных, осуществлению подборок историй болезней по требованию администрации и отделений, предоставлению медицинских выписок больных по требованиям медицинских учреждений, военкоматов и т.п., оформление справок для правоохранительных органов по их запросам, проведение систематизации и обработки учетно-отчетных данных амбулаторно-поликлинического центра, определение статистических показателей и т.п.
Оказание доврачебной помощи в данных должностных инструкциях было предусмотрено только при неотложных состояниях, иных должностных обязанностей, связанных непосредственно с лечебной деятельностью либо с деятельностью по охране здоровья населения должностные инструкции не предусматривали.
Представленные в материалы дела как архивные справки, так и справки уточняющие характер работы истца в указанные периоды времени условия труда истца как соответствующие требованиям Списка и дающие право на досрочное пенсионное обеспечение не характеризуют.
По смыслу приведенного выше положения п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", право на досрочное назначение пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Следовательно, одним из условий для включения периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, является осуществление лицом именно лечебной деятельности или иной деятельности по охране здоровья граждан.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни ( пункт 8 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ).
Таким образом, с учетом приведенных нормативных положений, у суда отсутствовали правовые основания для обязания ответчика включить в подсчет специального стажа истца названные выше периоды ее работы по должностям медицинской сестры архива, медицинской сестры общебольничного медицинского персонала, медицинской сестры отдела учета и медицинской статистики, поскольку должностные обязанности истца были связаны с документооборотом больницы, архивными и статистическими данными и их систематизацией и обработкой, какую-либо лечебную или иную деятельностью по охране здоровья населения истец не осуществляла, в том числе манипуляций, непосредственно направленных на диагностику заболевания, улучшения состояния здоровья пациента и т.п., доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Более того, согласно акту документальной проверки, проведенной пенсионными органами по факту льготной работы истца в ГКБ N 68, установлено, что сведения в отношении истца за указанные периоды времени преимущественно сданы без соответствующее кода льгот, работодателю предписано провести корректировку сведений за 1997-1999 г. в части указания отсутствия льготы у истца, данный акт со стороны работодателя подписан без каких-либо замечаний.
Таким образом, решение суда в части обязания ответчика включить в подсчет специального стажа истца периоды ее работы с 11.10.1993 г. по 16.11.1997 г., с 01.02.1998 г. по 19.10.1999 г., с 20.12.1999 г. по 31.03.2012 г., с 01.04.2012 г. по 18.04.2012 г., с 20.04.2012 г. по 31.08.2014 г., с 01.09.2014 г. по 13.02.2015 г. нельзя признать законным и обоснованным, в данной части решение суда надлежит отменить, в удовлетворении указанных исковых требований отказать.
Поскольку периоды прохождения истцом курсов повышения квалификации с 17.11.1997 г. по 31.01.1998 г. и с 20.10.1999 г. по 19.12.1999 г. приходятся на периоды работы истца, которые не подлежат включению в подсчет ее специального стажа, - судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и отказе в удовлетворении иска и в данной части.
Так как при учете периода работы истца с 16.11.1988 г. по 09.06.1992 г. в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, с учетом периодов работы, включенных в подсчет специального стажа истца, за исключением периодов, о неправомерности включения в специальный стаж истца которых пришла судебная коллегия в рамках настоящего гражданского дела, - у истца не образуется требуемый стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", подлежит отмене решение суда и в части обязания ответчика назначить истцу досрочно страховую пенсию по старости с 13.02.2015 г., с вынесением в данной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2016 года отменить в части обязания ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет специального стажа Аникиеевой О. А. периоды с 11.10.1993 года по 16.11.1997 года, с 01.02.1998 года по 19.10.1999 года, с 20.12.1999 года по 31.03.2012 года, с 01.04.2012 года по 18.04.2012 года, с 20.04.2012 года по 31.08.2014 года, с 01.09.2014 года по 13.02.2015 года, с 17.11.1997 года по 31.01.1998 года, с 20.10.1999 года по 19.12.1999 года и назначения досрочной страховой пенсии по старости с 13.02.2015 года, принять в данной части новое решение:
В удовлетворении исковых требований Аникеевой О. А. к ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области об обязании включить в подсчет специального стажа периоды с 11.10.1993 года по 16.11.1997 года, с 01.02.1998 года по 19.10.1999 года, с 20.12.1999 года по 31.03.2012 года, с 01.04.2012 года по 18.04.2012 года, с 20.04.2012 года по 31.08.2014 года, с 01.09.2014 года по 13.02.2015 года, с 17.11.1997 года по 31.01.1998 года, с 20.10.1999 года по 19.12.1999 года и назначить досрочно страховую пенсию по старости с 13.02.2015 года отказать.
В остальной части решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.