Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Котовой И.В.
и судей Лобовой Л.В., Климовой С.В.
при секретаре Ильиной Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Научно-производственное объединение "Специальная техника и связь" МВД России на решение Лефортовского районного суда г.Москвы от 13 сентября 2016 года, которым постановлено:
исковые требования Чурбанова С.В. к Федеральному казенному учреждению "Научно-производственное объединение "Специальная техника и связь" Министерства внутренних дел Российской Федерации об обязании включить период службы в выслугу лет удовлетворить частично.
Обязать ФКУ НПО "СТиС" МВД России включить период службы Чурбанова Сергея Васильевича в Калужской таможне с 13.09.2002 года по 01.09.2003 года и с 01.09.2003 года по 19.04.2005 года в выслугу лет Чурбанова С.В., дающего право на пенсию.
В остальной части иска отказать.
установила:
Истец Чурбанов С.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Научно-производственное объединение "Специальная техника и связь" МВД России об обязании включить периоды службы в выслугу лет период службы в Калужской таможне с 13.09.2002 г по 01.09.2003 г и с 01.09.2003 г по 19.04.2005 г; обязать ДГСК МВД России и ФЭД МВД России согласовать расчет выслуги лет, дающей право на пенсию.
В обоснование заявленных требований Чурбанов С.В. указал, что проходит службу в ФКУ НПО "СТиС" МВД России (Калужский филиал, дислокация г.Калуга) в должности младшего научного сотрудника.
18 февраля 2016 г обратился к ответчику с рапортом об увольнении его 31 марта 2016 г из органов внутренних дел в соответствии с п.4 ч.2 ст.82 ФЗ от 30.11.2011 г N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с достижением выслуги лет, дающей право на пенсию. По результатам рассмотрения рапорта истцу 31 марта 2016 г было отказано в увольнении в связи с необходимостью согласования периодов службы в таможенных органах Российской Федерации с ДГСК МВД России. Также ответчиком предоставлен расчет выслуги лет для назначения пенсии, в котором по состоянию на 31 марта 2016 г указана выслуга 18 лет 08 месяцев 05 дней (без учета периода федеральной государственной службы, зачтенного ранее). Так, период федеральной государственной службы в Калужской таможне (с 13.09.2002 г по 01.09.2003 г и с 01.09.2003 г по 19.04.2005 г) был включен в расчет выслуги лет для назначения пенсии по п.1 Постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993 г N 941. Выслуга лет для пенсионного расчета по состоянию на 21 мая 2015 г составила 15 лет 11 месяцев 01 день.
Также истец указал, что при рассмотрении Лефортовским районным судом г.Москвы гражданского дела N 2-3178/2015 ответчик настаивал на расчете выслуги лет, которая составляла 15 лет 11 месяцев 01 день. Решением суда от 04.09.2015 г. вступившим в законную силу 13 октября 2015 г, постановленозачесть в выслугу лет период службы истца в таможенном органе с 09.11.1993 г по 04.05.1998 г.
Ранее истец проходил службу в Калужской таможне в период с 13.09.2002 г по 01.09.2003 г - в должности старшего таможенного инспектора ООТОиТК и с 01.09.2003 г по 19.04.2005 г - в должности старшего государственного инспектора ООТОиТК, имел классный чин в соответствии с Указом Президента РФ от 01.02.2005 г N 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим". Данный период включен в выслугу лет для назначения пенсии продолжительностью 14 лет 07 месяцев 24 дня.
В соответствии с приказом ГУ НПО "СТИиС" МВД России от 30.11.2009 г N 550л/с стаж службы для выплаты процентной надбавки за выслугу лет по состоянию на 09 ноября 2009 г составил 13 лет 08 месяцев 07 дней. По мнению истца, по состоянию на 31 марта 2016 г, выслуга лет в органах внутренних дел Российской Федерации составляет 20 лет 00 месяцев 26 дней.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Попова М.А. в судебное заседание явилась, заявленные требования не признала, поддержала доводы письменных возражений.
Представители третьих лиц Департамента государственной службы и кадров МВД России, Департамента по финансово-экономической политики и обеспечению социальных гарантий МВД России, МВД России в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Судом постановленоизложенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик Федеральное казенное учреждение "Научно-производственное объединение "Специальная техника и связь" МВД России.
В заседание апелляционной инстанции представители третьих лиц Департамента государственной службы и кадров МВД России, Департамента по финансово-экономической политики и обеспечению социальных гарантий МВД России, МВД России не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении дела не представили.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав объяснения представителя истца ответчика по доверенности Попову М.А., истца Чурбанова С.В., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с положениями ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела усматривается, что 18 февраля 2016 г Чурбанов С.В., являясь младшим научным сотрудником ФКУ НПО "СТиС" МВД России, обратился к врио начальнику ФКУ НПО "СТиС" МВД России с рапортом об увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации 31 марта 2016 г по п.4 ч.2 ст.82 Федерального закона Российской Федерации от 30.11.2011 г N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по достижении выслуги лет, дающей право на пенсию).
Из письма ФКУ НПО "СТиС" МВД России от 30 марта 2016 г N 28/НПО-1837, данного истцу по результатам рассмотрения рапорта об увольнении, следует, что имеются периоды службы, которые требуют дополнительного согласования с Департаментом государственной службы и кадров МВД России.
Из объяснений истца следует, что ответчиком был подготовлен предварительный расчет выслуги лет для назначения пенсии, в котором по состоянию на 31 марта 2016 г отражена выслуга - 18 лет 08 месяцев 05 дней, при этом в выслугу лет не включены периоды службы в Калужской таможне с 13.09.2002 г по 01.09.2003 г и с 01.09.2003 г по 19.04.2005 г.
Согласно справке Калужской таможни от 16.07.2015 г N 47, Чурбанов С.В. работал и проходил службу в Калужской таможне в периоды с 09.11.1993 г по 19.04.2005 г и с 21.11.2006 г по 28.11.2008 г. В период с 09.11.1993 г по 04.05.1998 г Чурбанову С.В. присваивались специальные звания - инспектор таможенной службы II ранга на основании приказа ГТК России от 03.05.1994 г N 19-А, инспектор таможенной службы I ранга на основании приказа ЗТУ ГТК России от 21.04.1997 г N 5-А.
В приказе начальника Калужской таможни от 25.11.2008 г N 176 "К" об увольнении Чурбанова С.В., его выслуга лет в таможенных органах на 28 ноября 2008 г составляет 14 лет 07 месяцев 24 дня, для назначения и выплаты пенсии - 14 лет 07 месяцев 24 дня.
Из письма ФКУ НПО "СТиС" МВД России от 06 мая 2015 г N 28/НПО-2149 следует, что увольнение по п.4 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 г N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), не представляется возможным, так как выслуга лет для пенсионного расчета на 21 мая 2015 г в календарном исчислении составляет 15 лет 11 месяцев 01 день.
Из письма ФКУ НПО "СТиС" МВД России от 29 апреля 2016 г N 28/НПО-2786 следует, что выслуга лет истца по состоянию на 31 марта 2016 г составляет 18 лет 08 месяцев 05 дней, в связи с чем правовых оснований для увольнения со службы из органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с п.4 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 г N 342-ФЗ не имеется.
Решением Лефортовского районного суда г.Москы от 04 сентября 2015 г, вступившим в законную силу 13 октября 2015 г, удовлетворены исковые требования Чурбанова С.В. к ФКУ "Научно-производственное объединение "Специальная техника и связь" Министерства внутренних дел Российской Федерации об обязании включить в выслугу лет периоды службы с 09.11.1993 г по 04.05.1998 г.
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о том, что сотрудники таможенных органов и органов внутренних дел относятся к категории военнослужащих, которые в равной степени имеют право на пенсию за выслугу лет, служба в таможенных органах приравнивается к службе в органах внутренних дел и удовлетворил требования истца о включении в выслугу лет периодов службы в Калужской таможне с 13.09.2002 г по 01.09.2003 г и с 01.09.2003 г по 19.04.2005 г.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда и находит решение подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 г N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотрены Законом РФ от 12.02.1993 г N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
В соответствии со ст.18 указанного Закона, в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; в войсках национальной гвардии Российской Федерации; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993 г N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, их семьям в Российской Федерации" определен порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона РФ от 12.02.1993 г N 4468-1.
Вместе с тем, положениями ст.18 Закона РФ от 12.02.1993 г N 4468-1, Постановлением от 22.09.1993 г N 941 не предусмотрено зачета в выслугу лет для назначения пенсий сотруднику органов внутренних дел периодов службы в таможенных органах.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 02.11.2011 г N 1447-О-О разъяснил, что распространение на сотрудников таможенных органов условий и норм пенсионного обеспечения, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, включая условия, касающиеся исчисления выслуги лет, само по себе, однако, не означает, что тем самым все периоды работы (службы), которые подлежат включению в выслугу лет при назначении пенсий сотрудникам таможенных органов, должны учитываться и при исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел, ранее проходившим службу в таможенных органах. Такое требование не вытекает и из положений статьи 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяющей основные понятия, используемые в целях данного Федерального закона, поскольку указанный Закон устанавливает условия назначения пенсий лишь для военнослужащих по призыву, в отношении же других категорий граждан, объединенных статьей 2 в общее понятие "военнослужащие", он не осуществляет содержательного регулирования, а отсылает к Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 18 марта 2004 года N 6-П, выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Из этой правовой позиции следует, что по содержанию и целевому назначению выслуга лет характеризует длительный период служебных отношений, в рамках которого служащим реально выполнялись возложенные на него публично значимые задачи. Включение в выслугу лет иных периодов трудовой (служебной) деятельности, как указывается в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2010 года N 87-О-О, относится к сфере усмотрения федерального законодателя. Устанавливая исходя из особенностей прохождения службы в органах внутренних дел, в таможенных органах, в иных правоохранительных органах правила исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам указанных органов, законодатель вправе учитывать в том числе значимость приобретаемых в процессе осуществления той или иной трудовой (служебной) деятельности опыта, профессиональных навыков и знаний для наиболее эффективной профессиональной служебной деятельности граждан на должностях правоохранительной службы определенного вида, необходимость привлечения на эту службу лиц, имеющих требуемую квалификацию, формирования профессионального и стабильного ее кадрового состава.
Пунктом 1(1) Постановления от 22.09.1993 г N 941 предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенным со службы с 1 января 2012 г., помимо периодов, указанных в пункте 1 настоящего постановления, засчитываются в календарном исчислении периоды замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий.
Перечень государственных должностей Российской Федерации определен Указом Президента Российской Федерации от11.01.1995 г N 32 "О государственных должностях Российской Федерации".
Должность, замещаемая Чурбановым С.В. в период с 13.09.2002 г по 19.04.2005 г - старшего таможенного инспектора отдела организации таможенного оформления и таможенного контроля, не подпадает под перечень данных должностей. В указанный период истец имел классный чин референта гражданской службы.
Кроме того, решением Лефортовского районного суда г.Москвы от 20 апреля 2010 г Чурбанову С.В. отказано в удовлетворении требований о признании права на присвоение с 19.08.2009 г в системе МВД России равноценного имеющемуся у него званию капитана таможенной службы специального звания - капитана внутренней службы с зачетом всего периода выслуги лет государственной службы - 14 лет 7 месяцев 24 дней в стаж службы и в выслугу лет в ФКУ НПО "СТиС" МВД России.
Исходя из указанных норм законодательства, с учетом представленных доказательств, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для включения периодов службы истца в Калужской таможне с 13 сентября 2002 г по 01 сентября 2003 года и с 01 сентября 2003 г по 19 апреля 2005 г в выслугу лет, дающей право на пенсию.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу об отмене постановленного судом первой инстанции судебного решения с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Лефортовско го районного суда г.Москвы от 13 сентября 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Чурбанова С.В. к Федеральному казенному учреждению "Научно-производственное объединение "Специальная техника и связь" Министерства внутренних дел Российской Федерации об обязании включить периоды службы в Калужской таможне с 13 сентября 2002 г по 01 сентября 2003 года и с 01 сентября 2003 г по 19 апреля 2005 г в выслугу лет, дающей право на пенсию, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.