Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Федерякиной М.А.,
и судей Удова Б.В., Сальниковой М.Л.,
при секретаре Гергиновой Е.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной М.А. дело по апелляционной жалобе истца Шмелева И.А. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17 ноября 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Шмелева И.А. к Федеральной службе исполнения наказания о признании незаконным действия, признании незаконным отказа в постановке на учет, признании права на получение единовременной социальной выплаты, отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Шмелев И.А. обратился в суд с иском к ответчику ФСИН России о признании незаконным бездействия, признании незаконным отказа в постановке на учет, признании права на получение единовременной социальной выплаты, ссылаясь на то, что 10 февраля 2014 года, имея необходимую выслугу лет, обратился с рапортом о постановке на учет для получения ЕСВ, однако в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты ему было отказано в связи с непредставлением полного комплекта документов. Истец полагает данное решение ответчика незаконным, поскольку им были представлены все необходимые документы для решения данного вопроса, полнота данных документов была проверена территориальной подкомиссией.
В судебное заседание истец Шмелев И.А. и представитель истца Литвинова С.Н. явились, просили суд исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Мелихов И.Ю. в судебное заседание явился, заявленные требования не признал, поддержал доводы письменных возражений, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд постановилвышеуказанное решение, которое истец Шмелев И.А. просит отменить по доводам апелляционной жалобы, полагая решение незаконным и необоснованным, поскольку судом нарушены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц , обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела видно и судом установлено, что Шмелев И.А. является сотрудником УИС, старшим прапорщиком внутренней службы, водитель-сотрудник первого класса автотранспортного отделения, отдела обеспечения службы ФКУ УО ГНЦ им В.П. Сербского УФСИН России по г. Москве.
Выслуга лет в календарном исчислении составляет 20 лет.
Согласно материалам дела, 10 февраля 2014 года Шмелев И.А. обратился с заявлением (рапортом) в подкомиссию УФСИН России по г. Москве о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, что подтверждается представленными суду материалами.
14 мая 2014 года данное заявление истца было рассмотрено, документы переданы в Комиссию ФСИН России с ходатайством о постановке на учет.
Комиссией ФСИН России от 30 мая 2016 года принято решение об отказе Шмелеву И.А. в постановке на учет для получения ЕСВ со ссылкой на непредоставление всех обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждения и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ" утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливающие порядок выплаты единовременной социальной выплаты, а также порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, согласно пункта 23 которого единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Подпункт "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов.
Согласно пп. "и" п. 5 указанных Правил, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
Согласно п. 11 Правил, при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Как установлено судом и видно из материалов дела, истцом были представлены документы на состав семьи из четырех человек: заявитель, супруга - Шмелева (Шелухина) С.С., *** года рождения, (брак зарегистрирован 11 сентября 1993 года), сын - Шмелев И.Ю., *** года рождения, сын - Шмелев Д.И., *** года рождения.
Согласно выписки из протокола N *** от 30 мая 2016 года совещания комиссии ФСИН России, при рассмотрении документов истца Шмелева И.А. было принято решение об отказе истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с непредставлением обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства N 369 от 24 апреля 2013 года.
Согласно вышеуказанного протокола, истец Шмелев И.А. с супругой и сыновьями с 16 июля 2003 года и по настоящее время постоянно зарегистрированы в жилом помещении, общей площадью 54,6 кв.м., по адресу: ***. Согласно представленной истцом выписке из местной администрации, данное жилое помещение является служебным и принадлежит ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны РФ.
В подтверждение вышеуказанных обстоятельств, истцом в комиссию ФСИН России также была представлена выписка из финансово-лицевого счета с указанием всех зарегистрированных на данной площади лиц, согласно которой, на данной жилплощади зарегистрировано четыре человека, а также представлены выписка из домовой книги.
Однако, истцом в нарушение требований п. 5 Правил, были представлены в комиссию ФСИН России выписки из ЕГРП, выданные всеми территориальными Управлениями Росреестра, не содержащие сведения об имеющиеся объектах недвижимого имущества истца и членов его семьи, за последние пять лет.
Решение об отказе в постановке на учет принято ответчиком ввиду непредставления истцом указанных выше выписок за пятилетний, предшествующий подаче заявления, период, документов, их заменяющих.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ответчик правомерно отказал истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием всех обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласна, поскольку отсутствие вышеуказанных документов исключило возможность комиссии ФСИН России сделать однозначный вывод об обеспеченности истца и членов его семьи жилым помещением, тогда как данное обстоятельство является ключевым для принятия решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представленные истцом документы: справки Петушинского отдела ФГУП "Ротехинвентаризация-Федеральное БТИ" об отсутствии на праве собственности жилых помещений, уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений на заявителя и членов его семьи, подтверждают факт проживания истца и членов его семьи в служебном помещении с 16 июля 2003 года по настоящее время, т.е. более пяти лет, необходимость предоставления выписок из ЕГРП за пятилетний период отсутствует , несостоятельны, основаны на неверном толковании норм права.
Представленные истцом документы свидетельствуют лишь о факте проживания в служебном помещении, времени и адресе проживания, однако не дают сведений касательно наличия в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений за пятилетний период.
Между тем, согласно ч.8 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ, сотрудник , который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий , и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия , повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника , принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям , повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия , связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона).
Также требования о принятии на учет не ранее чем через 5 лет со дня совершения действий , указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона, содержит пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N 369.
Таким образом, отказ ответчика в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с непредставлением выписок из ЕГРП, содержащих информацию о ранее имевшихся жилых помещениях за пятилетний период, является правомерным. Без указанных документов комиссия ФСИН России лишена возможности установить факт ухудшения жилищных условий истцом и членами его семьи.
Доводы апелляционной жалобы о проверке документов территориальной подкомиссией УФСИН России и отсутствии замечаний к представленному комплекту документов со стороны территориальной подкомиссии УФСИН России по г. Москве, проверившей сведения, содержащиеся в представленных истцом документах для решения вопроса о постановке на учет для получения ЕСВ и не выявившей никаких недостатков в документах на момент предъявления документов, суд первой инстанции также обоснованно признал несостоятельными.
Согласно п. 7.1.1 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 16 октября 2014 года N 550, на Комиссии в числе иных возложены функции, связанные с принятием документов для получения единовременной выплаты и их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления.
Таким образом, из буквального толкования указанной нормы следует, что в полномочия территориальной комиссии не входят функции по проверке сведений в предоставляемых сотрудниками документах, как ошибочно полагает истец, а лишь их соответствие перечню необходимых документов и порядку оформления.
Доводы о значительном превышении установленного срока для рассмотрения рапорта о постановке на учет , основанием к отмене решения суда не являются, правового значения для рассмотрения дела не имеют.
Остальные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, не могут являться основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.