Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Павловой И.П.
Судей Катковой Г.В., Суменковой И.С.
При секретаре Марченко Е.В.
Заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Катковой Г.В.
Дело по апелляционной жалобе Тельцова И.В.
на решение Басманного районного суда города Москвы от 10 мая 2017 года,
которым постановлено:В удовлетворении исковых требований Тельцова Игоря Владимировича к Департаменту информационных технологий города Москвы, Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы", Государственному унитарному предприятию города Москвы "Московский социальный регистр" об обязании оформить и выдать социальную карту москвича отказать.
УСТАНОВИЛА:
Тельцов И.В. обратился в суд с иском к ДТСЗН города Москвы, ЦГУ "Мои документы" о признании отказа в выдаче социальной карты москвича незаконным, обязании выдать социальную карту москвича, как ветерану боевых действий.
В обоснование заявленных требований указал, что имеет право на предоставление льгот и мер социальной поддержки, предусмотренных Законом города Москвы от 03 ноября 2004 года N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы", на получение социальной карты москвича. Однако, ответчики отказали ему в предоставлении указанной государственной услуги, чем было нарушено его право.
В ходе судебного заседания 11 ноября 2016 года по ходатайству истца судом произведена замена ненадлежащего ответчика по делу ДТСЗН города Москвы на надлежащего Департамент информационных технологий города Москвы.
В ходе судебного заседания 17 января 2017 года судом произведена замена ненадлежащего ответчика по делу ЦГУ "Мои документы" на надлежащего Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (далее - ГБУ МФЦ города Москвы).
В ходе судебного заседания 14 марта 2017 года по ходатайству истца судом привлечено к участию в деле в качестве ответчика Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский социальный регистр" (далее - ГУП МСР).
Уточнив исковые требования, Тельцов И.В. просил признать незаконным отказ ГБУ МФЦ города Москвы в выдаче социальной карты москвича, оформленный письмом N ГР02-12-10204/16 от 27 апреля 2016 года, обязать ответчиков оформить и выдать социальную карту москвича.
Истец Тельцов И.В. и его представитель Школьный Р.В. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представители ответчиков: Департамента информационных технологий города Москвы Бодунов А.В., ГУП МСР Анненко О.В. в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных отзывах на иск.
Ответчик ГБУ МФЦ города Москвы явку в судебное заседание своего представителя не обеспечил, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ГБУ МФЦ города Москвы.
Судом постановленоприведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит в апелляционной жалобе Тельцов И.В.
Судебная коллегия, выслушав Тельцова И.В., представителя Департамента информационных технологий города Москвы по доверенности Полякову Р.Р., представителя Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" по доверенности Кудрявцеву Е.Ю., представителя Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский социальный регистр" по доверенности Анненко О.В., проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно преамбуле Закона города Москвы от 03 ноября 2004 года N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы", настоящий Закон на основании Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов города Москвы и иных нормативных правовых актов города Москвы регулирует отношения, связанные с предоставлением органами государственной власти города Москвы мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Москвы.
В соответствии со ст. 1 Закона города Москвы от 03 ноября 2004 года N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" действие настоящего Закона распространяется на граждан, имеющих место жительство в городе Москве и отнесенных к категориям граждан, указанным в ст. 3 настоящего Закона.
Как установлено в ходе судебного заседания и следует из материалов дела, 22 апреля 2016 года Тельцов И.В. обратился в ГБУ МФЦ города Москвы по вопросу оформления социальной карты ветерану боевых действий.
Как следует из ответа ГБУ МФЦ города Москвы N ГР02-12-10204/16 от 27 апреля 2016 года, основанием к отказу послужило отсутствие у Тельцова И.В. регистрации по месту жительства в городе Москве, в связи с чем принять заявление о выдаче социальной карты москвича не представляется возможным.
Порядок предоставления государственной услуги "Оформление и выдача социальной карты" установлен Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства Москвы от 23 апреля 2014 года N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы", постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве".
Так, постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве" определены категории держателей социальных карт, которыми могут быть:
1) гражданин, являющийся получателем социальных льгот, имеющий место жительства в городе Москве;
2) гражданин, обучающийся по очной форме в имеющей государственную аккредитацию образовательной деятельности государственной образовательной организации или частной образовательной организации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, в государственной или частной профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, независимо от места жительства, сведения о котором включены в Единый реестр социальных льготников.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. При этом регистрация гражданина по месту пребывания в городе Москве не свидетельствует о приобретении статуса лица, местом жительства которого является город Москва.
Также, согласно Закону РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В то время как место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Поскольку наличие места жительства является основанием для возникновения у гражданина права на получение гарантированных государством мер социальной поддержки и соответствующей обязанности государства по реализации этого права, установление данного обстоятельства невозможно без документального подтверждения факта нахождения гражданина по месту жительства.
С учетом правовой позиции Конституционного суда РФ факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства может быть подтвержден на основании данных органов регистрационного учета (путем проставления отметки в паспорте гражданина либо выдачи свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста), либо установлен судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например, подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д.
Таким образом, судом установлено, что в городе Москве отдельным категориям жителей гарантируется предоставление установленных городским законодательством денежных выплат и других мер социальной поддержки с учетом соблюдения порядков и условий их предоставления, в том числе при наличии документального подтверждения факта нахождения гражданина по месту жительства в городе Москве.
С учетом распределения бремени доказывания, определенного ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции принял во внимание, что одним из документов, подтверждающих постоянное проживание гражданина в городе Москве, является постоянная регистрация по месту жительства, которой у Тельцова И.В. не имеется.
При этом до 2001 года Тельцов И.В. был зарегистрирован по месту жительства в городе Ставрополе у родителей, до настоящего времени не имеет постоянного места жительства на территории РФ, при этом находится в городе Москве, имея временную регистрацию по месту пребывания по адресу: *на срок с 12 апреля 2017 года по 12 апреля 2022 года.
Таким образом, суд пришел к выводу о правомерности отказа ответчика ГБУ МФЦ города Москвы в принятии документов для предоставления государственной услуги - оформление и выдача социальной карты москвича, ввиду отсутствия у Тельцова И.В. регистрации по месту жительства в городе Москве, поскольку гарантии, установленные Законом города Москвы от 03 ноября 2004 года N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" предоставляются гражданам, постоянно проживающим в городе Москве.
Доводы истца о том, что он является ветераном боевых действий, пенсионером, инвалидом 3 группы, не владеет недвижимым имуществом на территории Российской Федерации, адрес регистрации по месту пребывания в городе Москве является для него единственным местом жительства на территории Российской Федерации, возможности получить меры социальной поддержки в других субъектах он не имеет, признаны судом несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Кроме того, суд принял во внимание, что Департамент информационных технологий города Москвы, ГУП МСР не являются надлежащими ответчиками по делу, связанному с государственной услугой по оформлению и выдаче социальной карты москвича, поскольку не являются органами исполнительной власти, в компетенцию которых входит определение статуса гражданина в качестве получателя социальных льгот, а также льготной категории, к которой относится гражданин; осуществляют лишь выпуск, выдачу и обслуживание социальных карт при наличии соответствующего решения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы.
При таких обстоятельствах, учитывая, что правовые основания для предоставления льгот и мер социальной поддержки, предусмотренных Законом города Москвы от 03 ноября 2004 года N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" у истца отсутствуют, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции.
Судом полно и всесторонне проверены все юридически значимые по делу обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка и с этой оценкой судебная коллегия согласна.
Нормы материального и процессуального законодательства судом применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, повторяют доводы иска, которые были предметом рассмотрения в суде и оценка которым дана в решении. Фактически доводы сводятся к иному толкованию норм материального права, что в силу ст. 330 ГПК РФ не является основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда гор. Москвы от 10 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.