Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Максимовой Е.В.,
судей Бабенко О.И., Антоновой Н.В.,
при секретаре Тренихиной Е.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Максимовой Е.В.,
дело по апелляционной жалобе истца Гузь В.К. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 12 мая 2017 года, которым постановлено:
Отказать Гузь В.К. в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании стоимости облигаций государственного займа, компенсации морального
вреда
УСТАНОВИЛА:
Гузь В.К. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании стоимости облигаций государственного займа, компенсации морального вред, мотивируя свои требования тем, что является держателем облигаций займа 1982 года выпуском и распространением которых занималось Министерство Финансов СССР, правопреемником которого является Министерство Финансов Российской Федерации с общей номинальной стоимостью 950 "долговых рублей" (19 штук по 50 рублей). Согласно федеральному закону "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" доход по переведенным ценным бумагам должен был начисляться по ставке не ниже чем 10% в год; таким образом, на настоящий момент стоимость облигаций составляется 3990 "долговых рублей". Расчет облигаций 50 ( рублей) * 19 (штук) = 950 рублей, 950 рублей *10 % = 95 рублей в год, 2014 год - 1982 год = 32 (года), 95*32=3030 - проценты по ставке. Общая сумму 950 рублей + 3040 рублей = 3990 "долговых рублей". В январе 2003 года стоимость одного долгового рубля была равна 32 российским рублям, их стоимость в настоящий момент неизвестна. Вместе с тем она может быть рассчитана, исходя из процентного соотношения стоимости необходимого социального набора (464 рублей) и величины прожиточного минимума на дату подачи иска (для пенсионеров-7213 рублей, согласно постановлению Администрации Алтайского края N 311 от 30 июля 2015 года). Таким образом, для перевода "долговый рублей" в рубли необходимо умножить сумму "долговых рублей" (3990) на коэффициент, полученный при делении 7213 рублей на 464 рублей. В данном случае 3990 "долговых рублей" переводятся в 62025,58 рублей .
В связи с чем, истец просит суд взыскать с ответчика стоимость облигаций государственного займа в размере 62025,58 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей .
Истец Гузь В.К. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, суду предоставил телеграмму с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее суду предоставил письменные возражения на иск.
Судом постановленоуказанное решение, об отмене которого просит истец Гузь В.К. по доводам апелляционной жалобы.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, о дне слушания дела извещались надлежащим образом, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Выслушав мнение представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец Гузь В.К. является держателем облигаций займа 1982 года выпуском с общей номинальной стоимостью 950 "долевых рублей" (19 штук по 50 рублей) серии N *, серии N *, серии N *, серии N *, серии N *, серии N *, серии N *, серии N *, серии N *, серии N *, серии N *, серии N *, серии N *, серии N *, серии N *, серии N *, серии N *, серии N *, серии N *.
При разрешении заявленных истцом требований суд первой инстанции исходил из того, что Федеральным законом от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" установлены обязательства Российской Федерации по восстановлению и обеспечению сохранности ценности денежных сбережений граждан Российской Федерации.
Государство, как следует из ст. 1 названного Федерального закона, гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств:
на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 г.;
на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации (ранее организации государственного страхования СССР, действовавшие на территории РСФСР; организации государственного страхования РСФСР) по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г.; в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 г.
Гарантированные сбережения граждан признаются государственным внутренним долгом Российской Федерации, восстановление и обеспечение сохранности которых производится путем их перевода в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами ( ст. 2, 5 Федерального закона от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ (ст. 12) приняты Федеральные законы от 12 июля 1999 г. N 162-ФЗ "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" и от 6 июля 1996 г. N 87-ФЗ "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации".
В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 162-ФЗ имеющиеся в наличии у граждан Российской Федерации облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г., размещение которых производилось на территории РСФСР (восстанавливаемые ценные бумаги), относятся к гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации, перевод которых в целевые долговые обязательства Российской Федерации производится путем нанесения непосредственно на восстанавливаемые ценные бумаги специальных отметок, удостоверяющих факт их перевода в целевые долговые обязательства Российской Федерации установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом видов, номиналов и доходов (причитающихся по данным целевым долговым обязательствам Российской Федерации).
В силу положений ст. 15 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 162-ФЗ Правительству Российской Федерации надлежало в двухмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона установить и ввести в действие процедуру перевода восстанавливаемых ценных бумаг в целевые долговые обязательства Российской Федерации.
В рамках исполнения данного положения Федерального закона Правительством Российской Федерации 29 января 2000 г. принято Постановление N 82 "Об утверждении Положения о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации", которое вступило в силу 11 февраля 2000 г.
Действие настоящего Постановления неоднократно приостанавливалось, начиная с 2003 г.
На момент вынесения судом решения действие Постановления было приостановлено до 1 января 2020 г.
Вопросы перевода облигаций в целевые долговые обязательства Российской Федерации регламентированы и в статье 6 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 162-ФЗ, где закреплено, что величина номинала целевой облигации Российской Федерации устанавливается равной произведению коэффициента 1,4 на величину номинала переводимой в нее облигации 1982 г. При этом с 1 января 1996 г. на целевые облигации Российской Федерации начисляются доходы, выражаемые в долговых рублях.
Порядок начисления доходов на целевые долговые обязательства Российской Федерации и порядок их обслуживания устанавливаются федеральными законами ( ст. 10 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 162-ФЗ).
Федеральный закон от 6 июля 1996 г. N 87-ФЗ устанавливает единицу номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан и определяет порядок установления ее долговой стоимости.
В силу указанного Федерального закона долговая стоимость одного долгового рубля должна применяться при использовании целевых долговых обязательств Российской Федерации.
В рамках реализации положений Федерального закона от 6 июля 1996 г. N 87-ФЗ, включая его ст. 2 - 4, согласно которым долговая стоимость одного долгового рубля определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора. При этом базовая стоимость необходимого социального набора устанавливается федеральным законом.
Действие Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" приостановлено с 01 января 2017 года до 1 января 2020 года. Федеральным законом от 19.12.2016 N 429-ФЗ "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
В связи с приостановлением действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" расчет долговой стоимости целевого долгового обязательства РФ не производится.
Таким образом, как правильно отмечено судом первой инстанции, в настоящее время, оснований для возложения на ответчика обязанности погасить облигацию государственного займа 1982 г. не имеется, в связи с чем иск удовлетворению не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы суда, и не могут являться основанием к отмене вынесенного судебного постановления.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 12 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.