Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Куприенко С.Г.
судей Удова Б.В., Исюк И.В.
с участием прокурора фио
при секретаре фио
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Куприенко С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе фио в лице представителя фио на решение Преображенского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
- иск Территориального управления Росимущества в адрес удовлетворить;
- признать недействительным договор социального найма жилого помещения от дата N 15 заключенный между Министерством регионального развития Российской Федерации и фио в отношении квартиры, расположенной по адресу: адрес;
- признать недействительным договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан N15 от дата о передаче в собственность фио в квартиры, расположенной по адресу: адрес;
- выселить фио, фио, фио из квартиры, расположенной по адресу: адрес, передав указанную квартиру в освобожденном виде Территориальному управлению Росимущества в адрес;
- истребовать у фио из чужого незаконного владения квартиру, расположенную по адресу: адрес, в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в адрес;
- вступившее в законную силу решение является основанием для внесения соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
УСТАНОВИЛА:
Территориальное управление Росимущества в адрес обратилось в суд с иском к фио, фио, фио о признании недействительным договора социального найма жилого помещения, признании недействительным договора безвозмездной передачи жилого помещения, истребовании имущества из чужого незаконного владения, выселении, указав в обоснование иска, что по завершении инвестиционного контракта от дата на основании распоряжения Территориального управления Росимущества в адрес за Министерством Регионального развития РФ на праве оперативного управления закреплены объекты федерального недвижимого имущества по адресу: Москва, адрес, кв. NN 84, 280, 309, 94, 101, 116, 207, 405, 408, 11, 154, 181, 199, 198, 251. Решением комиссии Минрегиона России для рассмотрения вопросов предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от дата ответчик фио принята на соответствующий учет. На основании приказа Минрегиона России от дата N 17-КМ-31-КМ ответчику фио в бессрочное владение и пользование передан объект недвижимого имущества в виде спорной квартиры, расположенной по адресу: адрес, общей площадью 50,20 кв.адрес квартира Минрегионом России была передана в общую долевую собственность фио, на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность от дата. Истец указывает, что заключая сделку по представлению жилого помещения ответчикам, Минрегион России действовал без согласия собственника имущества в лице Росимущества, полномочий на заключение договора социального найма и передачи жилья в собственность Минрегион России не имел, так как уполномоченным органом государственной власти, имеющим право осуществлять права собственника указанного имущества, являлось Росимущество (его территориальный орган в адрес), при заключении договоров были нарушены положения законодательства об обеспечении государственных гражданских служащих жилыми помещениями, оснований к постановке ответчиков на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предусмотренных ЖК РФ, не имелось. Распоряжением Правительства РФ от дата N 1764-р "Об упразднении Министерства регионального развития РФ" предусмотрены ликвидационные мероприятия по упразднению Минрегиона России. Поскольку сделки являются недействительными с момента совершения, они не влекут юридических последствий, лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению. В связи с вышеуказанными обстоятельствами, с учетом уточнения иска, истец просил суд признать недействительным договор социального найма жилого помещения от дата N 15, заключенный между Министерством регионального развития Российской Федерации и фио в отношении квартиры, расположенной по адресу: адрес; признать недействительным договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан N15 от дата о передаче в собственность фио квартиры, расположенной по адресу: адрес; выселить фио, фио, фио из квартиры, расположенной по адресу: адрес, передав указанную квартиру в освобожденном виде Территориальному управлению Росимущества в адрес; истребовать у фио из чужого незаконного владения квартиру, расположенную по адресу: адрес, в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в адрес.
Представитель истца Территориального управления Росимущества в адрес по доверенности - фио в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчики фио, фио, фио в судебное заседание не явились, извещались о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие, воспользовавшись своим правом на получение квалифицированной юридической помощи, ранее через представителя направили в суд письменные возражения на иск.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещались о дате и времени судебного заседание надлежащим образом.
Судом постановленоизложенное выше решение, об отмене которого просит фио в лице представителя фио по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что при вынесении решения судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права. Вопреки выводам суда, спорное жилое помещение получено ответчиками в установленном законом порядке и не может быть истребовано у них.
В заседание судебной коллегии ответчик фио и ее представитель фио явились, поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца ТУ Росимущества, ответчики фио, фио, представители третьих лиц Управления Росреестра по адрес, адрес Москвы в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в связи с чем судебной коллегией постановленоо рассмотрении дела в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав ответчика и ее представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно применил положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, правильно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального и процессуального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
В силу ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании распоряжения ТУ Росимущества по адрес от дата N 766 "О дальнейшем использовании федерального недвижимого имущества" за Минрегионом России на праве оперативного управления были закреплены объекты федерального недвижимого имущества, расположенные по адресу: Москва, адрес, квартиры NN 84, 280, 309, 94, 101, 116, 207, 405, 408, 11, 154, 181, 199, 198, 251.
Соответствующая запись внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним дата.
Указом Президента РФ N 612 от дата Министерство регионального развития РФ было упразднено.
Распоряжением Правительства РФ от дата N 1764-р "Об упразднении Министерства регионального развития РФ" были предусмотрены ликвидационные мероприятия по упразднению Минрегиона России.
Согласно протоколу заседания комиссии Минрегиона России по вопросам предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения N 5/14 от дата, были приняты к рассмотрению заявления гражданских служащих о постановке на учет для предоставления изолированного жилого помещения, фио и члены ее семьи были поставлены на учет для предоставления жилого помещения.
Приказом Минрегиона России от дата N 16-КМ указанное решение комиссии было утверждено.
Приказом Минрегиона России от дата N 29-КМ фио предоставлена на основании договора социального найма квартира N309 дома 4 по адрес адрес.
дата между Министерством регионального развития РФ и фио был заключен договор социального найма жилого помещения N 15, согласно которому фио и членам ее семьи: матери - фио в бессрочное владение и пользование передана однокомнатная квартира общей площадью 50,20 кв.м., N309 по адресу: Москва, адрес (л.д. 64-69 том 1).
фио отказалась от участия в приватизации квартиры, расположенной по адресу: адрес, в пользу фио, что подтверждается представленной в материалы дела копией заявления фио, удостоверенного нотариусом адрес фио (л.д. 24 том 1).
дата между Министерством регионального развития РФ (далее - Министерство) и фио (далее - граждане) заключен договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан, согласно п. 1. которого Министерство безвозмездно передает, а Граждин принимает в собственность квартиру N309, общей площадью 50,20 кв.м., состоящую из одной комнаты, в доме N4, расположенном по адресу: адрес (л.д. 70-72 том 2).
Основанием для занятия гражданами жилого помещения, указанного в пункте 1 настоящего договора, является договор социального найма от дата N15, заключенный между Министерством регионального развития Российской Федерацией и гражданской фио.
В настоящее время собственником спорного жилого помещения является фио.
В спорной квартире, расположенной по адресу: адрес зарегистрированы: фио, фио, фио (л.д. 407 том 2).
Проанализировав установленные по делу фактические обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что порядок и условия предоставления спорного жилого помещения по договору социального найма были нарушены, т.к. ответчики в установленном Жилищным кодексом РФ порядке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещений по договору социального найма не принимались.
Договор социального найма от дата N 15 жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, заключен между Министерством регионального развития Российской Федерации и фио
Согласно ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Исходя из смысла приведенной нормы закона, а также положений гражданского законодательства, наймодателем жилого помещения может быть только собственник этого имущества.
Тогда как, судом установлено, что в соответствии с требованиями ст. ст. 218 и 219 ГК РФ Российская Федерация в лице Росимущества обладало исключительным правом владения и распоряжения спорной квартирой. Министерство регионального развития Российской Федерацией полномочий на заключение договора социального найма не имело.
Таким образом, достоверно установив, что спорное жилое помещение являлось собственностью Российской Федерации, и, что Российская Федерация, как обладатель соответствующего вещного права, никаких решений и сделок по передаче своего права Министерству регионального развития РФ не принимала, суд пришел к правильному выводу, что спорное жилое помещение было предоставлено ответчикам в нарушение прав законного собственника указанной квартиры.
Исходя из представленных доказательств и удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно сослался на пункты 3 и 4 статьи 49 ЖК РФ (ред. от дата), которыми предусмотрено, что жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, установленном настоящим Кодексом, если иной порядок не предусмотрен Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 52 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", основные государственные гарантии гражданских служащих, для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются:
9.2) обеспечение гражданского служащего, назначенного в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения - возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения. В случае, если гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма по прежнему месту прохождения гражданской службы, договор социального найма жилого помещения с гражданским служащим не может быть расторгнут по требованию наймодателя в течение срока действия срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации. Порядок и условия обеспечения федеральных гражданских служащих служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения федеральным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения устанавливаются Правительством Российской Федерации, порядок и условия обеспечения гражданских служащих субъектов Российской Федерации служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения гражданским служащим субъектов Российской Федерации расходов на наем (поднаем) жилого помещения - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 53 указанного Закона установлены дополнительные гарантии государственным гражданским служащим, а именно: гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на:
4) единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно Правилам предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения утвержденных постановлением правительства РФ N 63 от дата, настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - единовременная выплата) федеральным государственным гражданским служащим (далее -гражданский служащий) 1 раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба), замещающим должности государственной гражданской службы Российской Федерации не менее дата, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты.
Единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий:
а) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения;
б) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров.
Доказательств, подтверждающих, что ответчики приняты в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в материалы дела не представлено.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства и действующие нормативные акты суд пришел к правильному выводу о том, что государственным гражданским служащим может быть предоставлена служебная жилая площадь, либо единовременная субсидия для приобретения жилого помещения, при этом, фио и члены ее семьи, исходя из отсутствия доказательств наличия оснований состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, не могли претендовать на получение единовременной субсидии и быть признаны нуждающимися в жилом помещении.
Таким образом, учитывая приведенные выше обстоятельства, а также принимая во внимание, что доказательства, подтверждающие, что ответчики приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещений по договору социального найма в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ, материалы дела не содержат, а также принимая во внимание п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ), суд пришел к правильному выводу о том, что заключенный договор социального найма жилого помещения от дата N 15 жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, заключенного между Министерством регионального развития Российской Федерации и фио, следует признать недействительными на основании ч. 1 ст. 7 ЖК РФ и ст. 168 ГК РФ, так как имели место нарушения порядка и условий предоставления спорного жилого помещения по договору социального найма.
Суд верно применил ч. 1 ст. 166 ГК РФ (ред. от дата), в соответствии с которой сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения, (ч. 1 ст. 167 ГК РФ ред. от дата). Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК РФ ред. от дата).
Приходя к выводу о признании недействительным договора социального найма жилого помещения, применительно к ст. ст. 167 и 168 ГК РФ, суд правомерно удовлетворил требования истца о признании недействительным и договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан N15 от дата о передаче в собственность фио, квартиры, расположенной по адресу: адрес.
Принимая во внимание, что спорное жилое помещение незаконно выбыло из владения Российской Федерации помимо воли собственника, вывод суда о том, что в соответствии со ст. 302 ГК РФ оно подлежит истребованию в собственность Российской Федерации, является правильным.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие оснований для проживания фио, фио, фио в спорном жилом помещении, суд обоснованно прекратил право пользования ответчиков спорной квартирой и выселил их без предоставления другого жилого помещения.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия считает, что судом все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.
Довод апелляционной жалобы о том, что Министерство регионального развития РФ являлось собственником спорного жилого помещения и было вправе распорядиться им, передав ответчикам, опровергается имеющимися в деле доказательствами, из которых следует, что указанное имущество закреплено за Министерством на праве оперативного управления.
Доводы апелляционной жалобы о наличии разрешения собственника на передачу квартиры по договору социального найма и в собственность, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли. Толкование ответчиками содержания переписки коллегия оценивает как ошибочное. Резолюция одного из руководителей Правительства РФ на письме Минрегиона не может рассматриваться как разрешение на отказ от государственной собственности, правом распоряжения которой обладал специальный орган - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальное управление в адрес. Закрепление за Министерством спорной квартиры на праве оперативного управления, не является основанием к передаче жилых помещений в собственность ответчику, поскольку законом предусмотрен иной способ предоставления жилых помещений государственным служащим. Приказ Минрегиона, которым Министерство предоставило себе право предоставлять квартиры своим служащим по договорам социального найма, противоречит требованиям жилищного законодательства, поэтому правовых последствий не повлек.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, Росимущество, не являясь стороной договора, действует недобросовестно, отсутствует нарушение публичного интереса. Коллегия отклоняет эти доводы как несостоятельные. Росимущество представляет интересы собственника квартиры, которая выбыла из владения собственника помимо его воли, имеет право истребовать это имущество. Публичный интерес в споре состоит в защите государственных интересов в сохранности, использовании имущества, принадлежащего государству и обществу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Преображенского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнительную апелляционную жалобу фио в лице представителя фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.