Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Владимировой Н.Ю.
и судей Рачиной К.А., Лобовой Л.В.,
при секретаре Спильник Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю. гражданское дело по апелляционной жалобе Остин Т. А. на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2016 года, которым постановлено:
Иск Остин Т. А. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным и обязании назначить досрочную пенсию удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области включить в специальный трудовой стаж Остин Т. А., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии период работы с *** по *** года - в должностях бортпроводника-инструктора и инструктора-проводника бортового ОАО "А", признав в этой части незаконным решение комиссии ответчика N *** от *** года.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
установила:
Остин Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по г. Москве и Московской области, в котором просила признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включить спорные периоды работы в качестве бортпроводника в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения по основаниям п.13 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях".
В обоснование заявленных требований истец указала, что 21.12.2015г. обратилась в ГУ- Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по г. Москве и Московской области за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 Федерального закона N400 "О страховых пенсиях". Решением комиссии истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п.1 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях", что истец считает незаконным, претендуя на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п.13 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях".
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Остин Т.А.
В заседание судебной коллегии Остин Т.А., представитель ГУ-ГУ ПФР N 4 по г.Москве и МО не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии Остин Т.А. и ее представителя, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013г. "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно позиции 12003000-11217, подраздела 3 (гражданская авиация) раздела XXI (Транспорт) Списка N 1, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, право на досрочное пенсионное обеспечение имеют бортпроводники.
В силу п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
В соответствии с пп. 13 ч.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
В соответствии с подп. "з" п. 1 постановления Правительства от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
В силу п. 3 указанного постановления Правительства от 16.07.2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 года N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров от 04.09.1991 года N 459, право на льготное пенсионное обеспечение установлено членам экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.
Как следует из трудовой книжки, Остин Т.А. работала бортпроводником, бртпроводником-инструктором, инструктором-проводником бортовым с ***. по ***. в ОАО "А", с ***. в АО "Р" бортповодником, старшим бортпроводником.
Остин Т.А., *** года рождения, ***. обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 4 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (л.д.12-13).
Оценка пенсионных прав Остин Т.А. пенсионными органами была осуществлена по основаниям п.1 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях", решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-ГУ ПФР N 4 по Москве и Московской области в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях" Остин Т.А. отказано, в связи с отсутствием необходимого возраста и льготного стажа. В подсчет специального стажа истца по данным основаниям пенсионными органами были включены периоды работы с ***по ***. в должности бортпроводника, старшего бортпроводника ОАО "А", всего 07 лет 04 мес.29 дн.
Другие периоды работы истца, что усматривается из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N *** от ***. (л.д.14-16), не являлись предметом рассмотрения Комиссии.
Остин Т.А., как следует из искового заявления, не согласилась с решением пенсионных органов, считала, что имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п.13 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях", в связи с чем обратилась с данным иском в суд, в котором просила признать решение комиссии ГУ-ГУ ПФР N 4 по г.Москве и МО незаконным; обязать ГУ-ГУ ПФР N 4 по г.Москве и МО назначить ей досрочную пенсию с ***.; обязать принять в подсчет специального стажа исходя из количества налета часов периоды работы в должности бортпроводника с ***. по ***., в должности бортпроводника - старшего с ***. по ***., в должности бортпроводника-инструктора с ***. по ***., в должности инструктора проводника бортового с ***. по ***. Других требований заявлено не было.
В соответствии со ст. 56 Воздушного кодекса РФ, экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников); состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п.2).
Как следует из буквального толкования п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ, летный состав гражданской авиации - это летный экипаж воздушного судна, в который входят командир и другие лица летного состава, при этом бортпроводники к летному составу не относятся.
Конституционный Суд РФ в Определении от 19.03.2009 N 260-О-О разъяснил, что Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459, применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ( пп. "з" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537). Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение. Разделение п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.
При таких обстоятельствах, установленное разделение пенсионного обеспечения на основе оценки профессиональной деятельности основано на объективно существующих различиях в характере, условиях и степени ответственности труда членов летного и кабинного экипажей. Выполнение истцом работ по выполнению мероприятий по обеспечению безопасности полета, обслуживания пассажиров и приема-сдачи коммерческой загрузки, которые являются непосредственной обязанностью бортпроводника, не было связано с управлением самолетом, обеспечением безопасности полета, что предполагает повышенные психофизиологические нагрузки и дает право на досрочную пенсию по пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Остин Т.А. не имеет права на включение периодов работы в качестве бортпроводника, бортпроводника старшего, бортпроводника-инструктора, инструктора-проводника бортового в подсчет специального стажа по основаниям п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и соответственно на назначение досрочной страховой пенсии по основаниям п.13 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях".
Вместе с тем, суд обязал Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области включить в специальный трудовой стаж Остин Т.А., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии период работы с *** по *** года и с *** года по *** года - в должностях бортпроводника-инструктора и инструктора-проводника бортового ОАО "А", признав в этой части незаконным решение комиссии ответчика N *** от *** года.
С решением суда первой инстанции в данной части судебная коллегия согласиться не может, при этом исходит из следующего.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Суд, придя к выводу о том, что работа в должности бортпроводника, бортпроводника старшего, бортпроводника-инструктора, инструктора-проводника бортового не может быть включена в подсчет специального стажа по основаниям п.13 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях", указал, что работа в данной должности подлежит включению в подсчет специального стажа по основаниям п.1 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях" (Список N 1), обязав ответчика включить периоды работы с *** по *** года - в должностях бортпроводника-инструктора и инструктора-проводника бортового ОАО "А" в подсчет специального стажа по основаниям п.1 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях".
Однако, требований об обязании ответчика включить какие-либо периоды в подсчет специального стажа по основаниям п.1 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях", истцом не заявлялось, при решении вопроса о включении периодов в подсчет специального стажа по основаниям п.1 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях", в отличие от п.13 ч.1 ст.30 того же Закона, установление налета часов не требуется, как следует из искового заявления, Остин Т.А., указывая, что имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п.13 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях", обратилась в суд с иском, в котором просила признать решение комиссии ГУ-ГУ ПФР N 4 по г.Москве и МО незаконным; обязать ГУ-ГУ ПФР N 4 по г.Москве и МО назначить ей досрочную пенсию с ***.; обязать принять в подсчет специального стажа исходя из количества налета часов периоды работы в должности бортпроводника с ***. по ***г., в должности бортпроводника - старшего с ***. по ***., в должности бортпроводника-инструктора с ***. по ***., в должности инструктора проводника бортового с ***. по ***., то есть, по основаниям п.13 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях".
Кроме того, судебная коллегия также отмечает, что периоды работы истца после **. пенсионными органами не рассматривались, какое-либо решение по периодам после ***. пенсионными органами не принималось; суд указал, что в период с *** года по ***года истец работала в должностях бортпроводника-инструктора и инструктора-проводника бортового ОАО "А", однако, из трудовой книжки истца следует, что в этой авиакомпании истец работала до ***, с **. работает в АО "Р".
Таким образом, решение суда в части обязания Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области включить в специальный трудовой стаж Остин Т. А, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии период работы с *** по *** года - в должностях бортпроводника-инструктора и инструктора-проводника бортового ОАО "А", признании в этой части незаконным решения комиссии ответчика N *** от *** года подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2016 года отменить в части обязания Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области включить в специальный трудовой стаж Остин Т. А., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии период работы с *** по *** года- в должностях бортпроводника-инструктора и инструктора-проводника бортового ОАО "А", признании в этой части незаконным решения комиссии ответчика N *** от *** года. В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Остин Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.