Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего В.В. Ставича,
судей В.В. Лукьянченко, Р.Б. Михайловой,
при секретаре А.В. Снурницыной, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу Шевченко Б.В. на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 12 декабря 2016 года по делу по административному иску Б.В. Шевченко о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального округа Раменки N 01-02/55 от 23 июня 2016 года "О согласовании ограждающих устройств по адресам: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 11, корп. 1-4, ул. Мосфильмовская д. 13"; о признании незаконным бездействия Никулинской межрайонной прокуратуры по непринятию мер по оспариванию решения Совета депутатов муниципального округа Раменки от 23 июня 2016 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
Б.В. Шевченко обратилась в суд с административным иском о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального округа Раменки N 01-02/55 от 23 июня 2016 года "О согласовании ограждающих устройств по адресам: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 11, корп. 1-4, ул. Мосфильмовская д. 13".
Б.В. Шевченко также обратилась в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Никулинской межрайонной прокуратуры по непринятию мер по оспариванию решения Совета депутатов муниципального округа Раменки от 23 июня 2016 года.
В обоснование своих требований указала, что спорные шлагбаумы ограничивают свободный доступ к внутриквартальному проезду, который относится к землям общего пользования, в связи с чем оспариваемое решение является незаконным. Кроме того, утверждает, что прокуратура незаконно бездействует, не проверяя законность принятого Советом депутатов решения от 23 июня 2016 года о согласовании схемы ограждающих устройств.
9 сентября 2016 года определением Никулинского районного суда г. Москвы указанные административные иски Б.В. Шевченко объединены в одно дело.
Решением Никулинского районного суда г. Москвы от 12 декабря 2016 года постановлено:в удовлетворении административного иска Б.В. Шевченко о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального округа Раменки N 01-02/55 от 23 июня 2016 года "О согласовании ограждающих устройств по адресам: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 11, корп. 1-4, ул. Мосфильмовская д. 13"; о признании незаконным бездействия Никулинской межрайонной прокуратуры по непринятию мер по оспариванию решения Совета депутатов муниципального округа Раменки от 23 июня 2016 года - отказать.
В апелляционной жалобе Б.В. Шевченко ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии Б.В. Шевченко и ее представитель по доверенности М.В. Рыбникова доводы апелляционной жалобы поддержали, просили отменить решение суда.
Представитель Совета депутатов Муниципального округа Раменки по доверенности И.Р. Медведев, представитель ГБУ "Жилищник района Раменки", представитель Никулинской межрайонной прокуратуры г. Москвы по доверенности прокурор С.В. Левенко, заинтересованные лица Л.Д. Гречко, Л.М. Селихова, И.В. Ефремова, Н.Н. Зазулина, Л.Ф. Хижина, В.Ф. Сердюк, С.Н. Дмитриев просили решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке, по доводам апелляционной жалобы, предусмотренные п.п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ имеются.
Из материалов дела усматривается, что 14 мая 2015 года на заседании Комиссии по безопасности дорожного движения в ЗАО г. Москвы N 5/15 обсуждался вопрос о закрытии транзитного проезда через жилую зону по ул. Мосфильмовская д. 11, корп. 1 - корп. 4; д. 13; установке запрещающих знаков на межквартальном проезде, прилегающем к БЦ "Воробьевский"; установке знака 6.8.1 на въезде с Университетского проспекта на проезд между д. 16 и д. 12 по Университетскому проспекту.
Комиссия решила:
1.Просить ГКУ ЦОДД подготовить техническое задание и установить знаки:
1.1 Запрещающие стоянку автотранспортных средств на участке внутриквартального проезда от Университетского проспекта (БЦ "Воробьевский") до д. 11, корп. 3 по ул. Мосфильмовская;
1.2 Знак 6.8.1 "Тупик" на въезде с Университетского проспекта на проезд между д. 16 и д. 12 по Университетскому проспекту.
2. Просить управу района Раменки совместно с ГБУ "Жилищник района Раменки" установить ограждающие конструкции около д. 12 с 1 по ул. Мосфильмовская (рядом с ТП);
3. Рекомендовать жителям д. 11, корп. 1 - корп. 4; д. 13 по ул. Мосфильмовская рассмотреть возможность установки (согласно схеме - приложение N 1) ограждающих устройств на въездах/выездах на придомовые территории с ул. Мосфильмовская и с внутриквартального проезда уд. 11, корп. 4 около БЦ "Воробьевский" в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 2 июля 2013 года N 428-ПП "О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве" по согласованию с Советом депутатов муниципального округа Раменки".
Протоколами Общих собраний собственников помещений многоквартирных домов по указанным адресам N 1 от 19 июня 2015 года, N 1 от 20 июня 2015 года, N 1 от 20 июня 2015 года, N 1 от 18 июня 2015 года, N 3 от 20 июня 2015 года утверждено Положение о порядке въезда транспортных средств собственников помещений и иных лиц на придомовую территорию многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Москва, ул. Мосфильмовская, дом 11, корпус 1; дом 11, корпус 2; дом 11, корпус 3; дом 11, корпус 4; дом 13, а также Правила, регулирующие проезд транспортных средств через ограждающие устройства (шлагбаумы) на данной территории.
9 июля 2015 года Советом депутатов муниципального округа Раменки принято решение "О согласовании ограждающих устройств по адресам: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 11, корп. 1-4, ул. Мосфильмовская д. 13".
21 сентября 2015 года комиссия Совета депутатов в составе С.Н. Дмитриева, О.И. Симоновой, Г.Н. Ветрова проводила осмотр указанной территории. Была установлена высокая загруженность придомового проезда. Выявлены нарушения п. 2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64), согласно которому "по внутридворовым проездам придомовой территории не должно быть транзитного движения транспорта".
10 февраля 2016 года Никулинской прокуратурой ЗАО г. Москвы внесено представление по факту проведения проверки и выявления нарушений действующего законодательства в части неправомерности решения общих собраний собственников по вопросу установки шлагбаумов по адресам: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 11, корп. 1-4, ул. Мосфильмовская д. 13".
12 апреля 2016 года решением Совета депутатов муниципального округа Раменки отменено решение Совета депутатов муниципального округа Раменки от 9 июля 2015 года "О согласовании ограждающих устройств по адресам: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 11, корп. 1-4, ул. Мосфильмовская д. 13" и указана просьба об оказании содействия Управы района Раменки в разработке и согласовании новой схемы размещения ограждающих устройств на придомовой территории.
13 мая 2016 года места размещения ограждающих устройств согласованы Главой муниципального округа Раменки, Управой района Раменки г. Москвы и Директором ГБУ "Жилищник" района Раменки и указаны в листе согласования.
23 июня 2016 года решением Совета депутатов муниципального округа Раменки N 01-02/55 согласована установка ограждающих устройств по адресам: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 11, корп. 1-4, ул. Мосфильмовская д. 13.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд указал на отсутствие оснований для признания незаконным оспариваемого решения Совета депутатов Муниципального округа Раменки г. Москвы, а также для признания незаконным бездействия Никулинской межрайонной прокуратуры г. Москвы.
С выводом суда об отсутствии оснований для признания незаконным решения Совета депутатов Муниципального округа Раменки г. Москвы судебная коллегия не может согласиться, ввиду следующего.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 4 ч 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им.
Согласно ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 11 июля 2012 года N 39 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы", органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными полномочиями города Москвы в сфере благоустройства: согласование установки ограждающих устройств на придомовых территориях многоквартирных домов (п. 5 введен Законом г. Москвы от 29 октября 2014 N 49).
Согласно Приложению к постановлению Правительства Москвы от 2 июля 2013 года N 428-ПП "О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве" установка ограждающих устройств на придомовых территориях осуществляется по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников помещений в многоквартирном доме (п. 3). В случае если ограждающее устройство устанавливается для регулирования въезда и (или) выезда транспортных средств на придомовые территории двух и более многоквартирных домов, то установка таких устройств осуществляется на основании принятых на общих собраниях решений собственников помещений всех таких многоквартирных домов (п. 4). Кроме того, запрещается установка и эксплуатация ограждающих устройств, препятствующих или ограничивающих проход и проезд транспортных средств на территории общего пользования (п. 13).
Пунктом 4 Приложения к постановлению Правительства Москвы от 2 июля 2013 года N 428-ПП "О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве" установлено, в случае если ограждающее устройство устанавливается для регулирования въезда и (или) выезда транспортных средств на придомовые территории двух и более многоквартирных домов, то установка таких устройств осуществляется на основании принятых на общих собраниях решений собственников помещений всех таких многоквартирных домов.
В соответствии с п. 13 вышеназванного Постановления, запрещается установка и эксплуатация ограждающих устройств, препятствующих или ограничивающих проход пешеходов и проезд транспортных средств на территории общего пользования.
Исходя из п. 6 Приложения к постановлению Правительства Москвы от 2 июля 2013 года N 428-ПП "О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве" от 2 июля 2013 года въезд на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений в многоквартирном доме и иных лиц осуществляется в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 9.2 Приложения к постановлению Правительства Москвы от 2 июля 2013 года N 428-ПП "О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве" основаниями для отказа в согласовании советом депутатов установки ограждающего устройства являются, в том числе: Создание ограждающим устройством препятствий или ограничений проходу пешеходов и (или) проезду транспортных средств на территории общего пользования, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Анализируя выводы суда первой инстанции с учетом вышеприведенных требований Закона, судебная коллегия находит их необоснованными в части признания законным оспариваемого решения Совета депутатов Муниципального округа Раменки "О согласовании ограждающих устройств на придомовой территории".
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что суд первой инстанции не учел статус территории общего пользования на территории внутриквартального проезда по адресам: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 11, корп. 1-4, ул. Мосфильмовская д. 13, вопреки предписаниям п. 13 постановления Правительства Москвы от 2 июля 2013 года N 428-ПП "О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве."
Таким образом, при разрешении дела судом в этой части были неправильно определены значимые для дела обстоятельства на основании которых суд пришел к необоснованному выводу и постановилнезаконное решение, подлежащее в указанной части отмене.
Касаясь довода жалобы о незаконности решения суда в части требования о признании незаконным бездействия Никулинской межрайонной прокуратуры г. Москвы, судебная коллегия приходит к выводу о его необоснованности. Суд верно указал, что 24.06.2016 административный истец обратилась с заявлением в Никулинскую межрайонную прокуратуру г. Москвы с требованием проверить законность принятого Советом депутатов решения от 23.06.2016 о согласовании схемы ограждающих устройств.
Вместе с тем, исковое заявление Б.В. Шевченко к Никулинской межрайонной прокуратуре г.Москвы о признании бездействия незаконным поступило в Никулинский районный суд г.Москвы 4.07.2016, то есть до истечения срока рассмотрения обращения. В связи с чем, права и законные интересы Б.В. Шевченко Никулинской межрайонной прокуратурой г.Москвы не нарушены.
Руководствуясь ч. 2 ст. 309 КАС РФ, п.п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Никулинского районного суда г. Москвы от 12 декабря 2016 года в части неудовлетворенных требований о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального округа Раменки N 01-02/55 от 23 июня 2016 года отменить, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить требования административного искового заявления Б.В. Шевченко о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального округа Раменки N 01-02/55 от 23 июня 2016 года.
Признать незаконным решение Совета депутатов муниципального округа Раменки N 01-02/55 от 23 июня 2016 года "О согласовании ограждающих устройств по адресам: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 11, корп. 1-4, ул. Мосфильмовская д. 13".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.