Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Гордеевой О.В., Пономарева А.Н.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре Теплове К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Буркова А.Л. по доверенности Мартыненко Д.Р. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 2 августа 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Буркова А.Л. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Ломоносовский об отмене решения от 24 июля 2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по многомандатному избирательному округу N 1 Гринченко В.В." - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Бурков А.Л. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Ломоносовский от 24 июля 2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по многомандатному избирательному округу N1 Гринченко В.В.".
В обоснование требований административный истец указал, что решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Ломоносовский от 24 июля 2017 года зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по многомандатному избирательному округу N 1 Гринченко В.В., который выдвинут избирательным объединением "Московское городское отделение политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России". Вышеуказанное решение Избирательной комиссии, по мнению административного истца, подлежит отмене, поскольку при его принятии были допущены нарушения требований закона, а именно:
в нарушение п.4 ч. 12 ст.31 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 (ред. от 31.05.2017) "Избирательный кодекс города Москвы" (далее ИКМ), представленный кандидатом Гринченко В.В. документ о выдвижении оформлен с нарушением требований закона - не содержит ни решения о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, ни решения о предоставлении постоянно действующему органу избирательного объединения права назначения таковых;
в нарушение ч.1 ст. 32 ИКМ, п.2 ч.1.1 ст.32 ИКМ, п.57 ст.2 Федерального закона N67-ФЗ от 12.06.2002 кандидатом Гринченко В.В. в заявлении о согласии баллотироваться указан род занятий "общественная деятельность", которая, как следует из представленных им документов, не приносит ему доход и не содержится в исчерпывающем перечне статусов неработающего гражданина, при этом, указание на род занятий "общественная деятельность", как на деятельность, приносящую доход, кандидатом документально не подтверждено, представленная доверенность на представление интересов не подтверждает род занятий кандидата Гринченко В.В., в тексте доверенности слова "общественный деятель" отсутствуют, кроме того, доверенность выдана органом несуществующего государства (***), является юридически ничтожной;
в нарушение ч.3 ст.32 ИКМ, Приложения N 1 к Федеральному закону N 67-ФЗ от 12.06.2002, кандидатом Гринченко В.В. поданы сведения о доходах и имуществе кандидата, оформленные с нарушением требований закона, в которых воспроизведены слова "(супругу и несовершеннолетним детям)", "(Доходов моих супруга и несовершеннолетних детей)", "(моим супругу и несовершеннолетним детям)".
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец Бурков А.Л. не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, обеспечил явку своего представителя по доверенности Мартыненко Д.Р., который заявленные административные требования поддержал; представитель административного ответчика Клюев С.И. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований; заинтересованное лицо Гринченко В.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановленоприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснение представителя административного истца Буркова А.Л. по доверенности Мартыненко Д.Р., представителя административного ответчика по доверенности Вержбицкого А.Б., заинтересованного лица Гринченко В.В., выслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшего, что решение отмене либо изменению не подлежит, поскольку постановленов соответствии с нормами материального и процессуального права, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального и процессуально права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления ( статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия ( статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу ( часть 10 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ)
Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, что решением Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский от 20 июня 2017 года N 93/5 назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский на 10 сентября 2017 года.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Ломоносовский от 24 июля 2017 года зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по многомандатному избирательному округу N 1 Гринченко В.В., который выдвинут избирательным объединением "Московское городское отделение политической партии ЛДПР -Либерально-демократической партии России".
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что 14 июля 2017 года Гринченко В.В. представил в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Ломоносовский документы о своем выдвижении кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по многомандатному избирательному округу N1, а именно: заявление; копию паспорта; копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, о принадлежности к политической партии; сведения по форме о размере и источниках доходов, имуществе, принадлежащем на праве собственности, вкладах в банках, ценных бумагах; копию документа о регистрации избирательного объединения; решение конференции избирательного объединения о выдвижении кандидата. Гринченко В.В. было выдано соответствующее подтверждение о приеме документов, а также разрешение на открытие специального избирательного счета.
Из представленных Гринченко В.В. для своего выдвижения документов ясно следует, что им были сообщены и подтверждены о себе все те сведения, представление которых необходимо при выдвижении кандидатом, в том числе сведения о роде занятий- "общественный деятель", в подтверждение чего им представлена доверенность Государственной администрации города Бендеры от 8 сентября 2016 года N 01-17/1225 о предоставлении Гринченко В.В. права представлять интересы администрации по вопросам партнерства и сотрудничества, с правом ведения переговоров с компетентными органами власти РФ муниципалитета города Подольск от имени Главы Государственной администрации города Бендеры с целью перспективного развития и развития внешнеэкономических партнерских и дружеских связей, что требованиям вышеназванного Федерального закона и ИКМ не противоречит.
Как следует из выписки из протокола внеочередной конференции N 58 Московского городского отделения Политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России от 8 июля 2017 года, на данной конференции были выдвинуты кандидаты в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский, среди которых по многомандатному избирательному округу N 1 заявлен Гринченко В.В., который выдвигался не в составе списка, а лично подавал документы, в связи с чем, решение о назначении уполномоченных представителей и (или) о предоставлении права назначения уполномоченных представителей не требуется.
Также Гринченко В.В. представлены в Избирательную комиссию сведения о его доходах и имуществе, которые представлены на бланке, предусмотренном действующим законодательством.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку заявление Гринченко В.В. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский отвечает требованиям, установленным ст. 33 Федерального закона от 12.02.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.32 ИКМ, к данному заявлению приложены все необходимые документы, процедура выдвижения и регистрации кандидата не нарушена, оснований для отказа в регистрации указанного лица в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский у Избирательной комиссией внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Ломоносовский не имелось.
Данные выводы суда мотивированы и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением представляются копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
К числу оснований для отказа регистрации кандидата, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 указанного Федерального закона относится отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт в.1); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт в.2).
Согласно п.3 ч.7 ст. 32 ИКМ кандидат, выдвинутый на должность Мэра Москвы, в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, на должность главы муниципального образования избирательным объединением, помимо документов, указанных в частях 1, 1.1 и 3 настоящей статьи, представляет в соответствии с частью 8 настоящей статьи в соответствующую избирательную комиссию решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", - соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
В соответствии с ч.12 ст. 31 ИКМ решение съезда (конференции, собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидатов, муниципального списка кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны: число зарегистрированных делегатов (участников) съезда (конференции, собрания);число делегатов (участников), необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения, общественного объединения;решение о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов с указанием номера и (или) наименования избирательного округа, по которому выдвигается кандидат (кандидаты), список кандидатов, и итоги голосования по этому решению;решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения и (или) о предоставлении постоянно действующему органу избирательного объединения права назначения уполномоченных представителей - при выдвижении кандидатов, муниципального списка кандидатов; дата принятия решения.
При этом, согласно п. 14.1 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию, в том числе, решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
При таких данных суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Бурковым А.Л. требований о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Ломоносовский от 24 июля 2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по многомандатному избирательному округу N1 Гринченко Владимира Владимировича".
Судебная коллегия находит, что постановленное по делу решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ; материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом истолкован верно, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы основаны на выборочном, избирательном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 2 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.